Проблема типологии государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства. Основными задачами я поставила себе:
-изучить теоретические основы типологии государства;
-осуществить анализ типов государств;
-изучить основные правовые основы типологии государства; понятия и функции;
-рассмотреть современные проблемы формирования государства;

Содержание работы

Введение 3
1). Теоретические основы типологии государств 4
1.1. Концепции типологии государства 4
1.2. Правовой анализ типологии государства 8
2). Правовые основы типологии государств.Понятие и функции 12
2.1. Сущность типов государств 12
2.2. Различия и особенности типов государств 13
2.3. Современные проблемы формирования государств 16
3). Судебная практика 17
3.1. Анализ различных типов государства 17
3.2. Пути совершенствования формирования государств 20
Заключение 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.Белова А.А..docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

4)Государство – это  организация, которая представляет  и осуществляет публичную власть, то есть власть общества. В первобытном обществе публичную власть осуществляло само общество, а в государственно организованном обществе, публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют.

5)Государство – это  территориальная организация. Это  выражается, прежде всего, в том,  что государственная власть распространяется  лишь на территории государства, и не выходит за его пределы. Само государство оформляется по территориальному принципу. Территория страны подразделяется на территориально-административные единицы, в рамках которых создаются и функционируют органы государственного управления. Поэтому практически в любом государстве имеются как органы, действующие на территории всей страны (Центральные Высшие органы), так и в пределах территории отдельных его частей (например, Местные органы).

6)Государство – это  суверенная организация, т.е. обладающая  суверенитетом. Под суверенитетом  чаще всего понимают верховенство  государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти заключается в том, что государство – это единственная в обществе политическая организация, распространяющаяся на территорию всей страны. Независимость на международной арене, естественно, не абсолютная. Так как в современном мире любое государство должно считаться с интересами других государств и мирового сообщества в целом.

7)Государство – это  организация, осуществляющая публичную  власть в  целях сохранения и поддержания в обществе определенного порядка. В зависимости от того чью волю или чьи интересы государство претворяет в жизнь, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части (класс, социальная группа).[12, 108].

8) Государство – это  организация, которая находится  в содержании общества и существует  за его счет. В связи с этим  государством взимаются с населения  страны и действующих на ее  территории организаций налоги  и иные сборы.

Итак, государство в узком  смысле – это состоящая из органов  управления и принуждения, политико-территориальная  суверенная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях поддержания  порядка в обществе.

Завершая вопрос о понятии  государства, следует отметить, что  в теории государства и права это понятие используется обычно в узком смысле, когда под государством подразумевается политическая организация.

 

 

 Глава 2. Правовые основы типологии государств: понятие и функции.

2.1 Сущность  типов государства. 

 

Типология – это разновидность классификации. По типологии, различные государства подразделяются на типы. Тип государства – это вид государства. В современной типологии государств существует несколько подходов. [20, 143].

Сущность государства  – достаточно стабильная категория. Это основополагающая характеристика государства  (как и форма, содержание), может измениться под влиянием различных процессов, факторов. [16, 179].

В настоящее время сформировалось два основных подхода к толкованию сущности государства.

1)Первый, Классовый подход – состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Этот подход характерен марксистскому пониманию государства. Государство трактуется как аппарат принуждения, подавления, насилия, его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса. [14, 201].

2)Второй подход берет за основу общесоциальную сущность государства. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Так как любое общество состоит из различных социальных групп и слоев населения, которые часто имеют противоположные интересы и потребности, государство обязано устранять эти разногласия посредством использования средств соглашения и компромисса, т.е. демократическими средствами, взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход обладает определенными достоинствами по сравнению с классовым подходом. Во-первых потому что он основывается на общесоциальной природе государства, во-вторых, он указывает на демократические методы управления государством, в-третьих подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как на сегодняшний день общество не придумало более совершенный тип организации жизнедеятельности людей.

Кроме двух основных подходов к толкованию сущности государства, существуют национальный, расовый, религиозный и другие подходы.

Какова сущность государства  – таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно  ставит перед собой.

2.2  Различия  и особенности типов государств.

Рабовладельческое государство и право.

Первый исторический тип  государства, возникший на рубеже 4 – 3 вв. до н. э.(Месопотамия, Египет). Экономическую основу рабовладельческого строя составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частную собственностью наравне с орудием являлись и рабы. Рабовладельческое хозяйство строилось на отношениях господства и подчинения. Источниками пополнения рабов были войны, долговая кабала (превращение должников в рабов), провинции также поставляли живой товар. Самым главным противоречием рабовладельческого общества, непрерывно ведшее его к гибели, было противоречие между рабами и рабовладельцами.

Феодальное государство  и право.

Рабовладельческое государство  заменяется на феодальное, которое  становится орудием господства крупных землевладельцев. Возникнув на базе феодальной системы хозяйства и феодальной собственности, феодальное государство охраняет экономическую основу феодализма. Вся деятельность государства сводилась к одному, удержать власть помещиков над крепостными. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть куплен, продан, наказан и т.д. Следовательно, экономической основой феодального государства являлась феодальная собственность на орудия и средства производства, и частичная собственность на крестьянина.

Буржуазное государство  и право.

Основной задачей Буржуазного (капиталистического) государства становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономическая структура капитализма вырастает из экономической структуры феодализма. В основе лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальных масштабах. Капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен и независим от капиталиста.

Социалистическое  государство и право.

 Это четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества. Социалистическое государство обозначает некий «идеал», содержащий набор признаков, норм и принципов, отличающих его от капиталистического государства. Оно является политической организацией большинства населения, во главе с рабочим классом. Экономической основой данного типа государства является общественная собственность, что ликвидирует эксплуатацию человека человеком. Исходя из данной теории социалистическое государство, уже не есть государство, так как оно не является орудием власти. Фактически, оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства  членов общества – рабочего класса.

Переходное государство.

Исходя из основных исторических типов, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же типа, существуют, как правило, его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой природе обусловлено наличием специфических условий, климатические, внешние, соотношение классовых сил в стране и др. [17, 180].

Такие разновидности государств носят промежуточный характер. В  переходных государствах, власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов.

Типы государств согласно цивилизационной теории.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизованные характеристики государства и лежат в основе его цивилизованной типологии. В понятии цивилизованного типа государств выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются:

1)в отношениях между  обществом (государством) и природой;

2)в межгосударственных  отношениях;

3)в их взаимоотношении  с обществом; [25, 36].

Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, нередко имперский характер. ( К ним причисляют шумерскую, вьетнамскую, японскую, сиамскую цивилизации). Отличительной особенностью данных обществ было соединение государства с религией в едином политико-религиозном комплексе, где государство - более чем государство.

Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, буддийская, североамериканская и т.д. Здесь появляется четкое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть не столь всемогуща как в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненным культурно-религиозной системе. [15, 236].

Положение правителя во вторичных  цивилизациях было двойственным. Его  власть достойна всяческого повиновения, но все же – это служение, которое  должно следовать идеалу, и поэтому  она вторична.

2.3 Современные  проблемы формирования государства. 

Современная общая теория государства рассматривает современное  государство как правовую форму организации и функционирования политической власти.

Общая теория государства  настаивает на том, что организация  политической власти, ущемляющая права человека, осуществляющая террор против народа своей же страны, не может признаваться государством в современном смысле этого понятия. [19, 162].

Любое государство, претендующее на звание современного, должно быть правовым. Правовое государство – это практический институт призванный обеспечивать и защиты и свободы, чести, достоинства личности, форма существования народовластия.

Можно выявить принципиальное различие формационных и цивилизационных исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.

 

 

Глава 3. Судебная практика.

3.1 Анализ различных  типов государства. 

Данная концепция эволюции государственности, выделяет три главные  стадии ее развития: раннее государство- развитое государство – зрелое государство. 

1)Раннее государство – это особая форма политической организации, достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества, определяющая его внешнюю политику и частично социально-общественный порядок. Эта организация обладает верховностью и суверенностью, способна принуждать к выполнению своих требований и построенная ( в основном) не на принципе родства.

2)Развитое государство – это форма политической организации цивилизованного общества, обладающая суверенностью (автономностью), верховностью, легитимностью, реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц, возможностью изменять отношения и нормы.

3)Зрелое государство – органическая форма политической власти экономически развитого и культурного общества, обладающая суверенностью, верховностью, легитимностью, реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц, развитым аппаратом принуждения и контроля, систематическим изменением отношений и норм.

Помимо выделения типов  государства, возможны различные типы их классификации.

В зависимости  от уровня экономического развития:

-развивающиеся или страны  третьего мира (основа экономики  – сельское хозяйство, развита сырьевая промышленность)

-индустриальные (основа  экономики – промышленность)

-постиндустриальные (это  государства, в которых прошла  научно-техническая революция, основные  богатства в сфере услуг, в  индустриальной сфере)

В зависимости  от политического режима:

-демократические

-авторитарные

-тоталитарные

Демократия - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства (представительная демократия). Главным признаком демократии является законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия любых форм неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинств.

Авторитаризм  – социально политическая система, основанная на подчинении личности государству и его лидерам. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Информация о работе Проблема типологии государств