Проблема типологии государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства. Основными задачами я поставила себе:
-изучить теоретические основы типологии государства;
-осуществить анализ типов государств;
-изучить основные правовые основы типологии государства; понятия и функции;
-рассмотреть современные проблемы формирования государства;

Содержание работы

Введение 3
1). Теоретические основы типологии государств 4
1.1. Концепции типологии государства 4
1.2. Правовой анализ типологии государства 8
2). Правовые основы типологии государств.Понятие и функции 12
2.1. Сущность типов государств 12
2.2. Различия и особенности типов государств 13
2.3. Современные проблемы формирования государств 16
3). Судебная практика 17
3.1. Анализ различных типов государства 17
3.2. Пути совершенствования формирования государств 20
Заключение 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.Белова А.А..docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм  – политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сферами жизни общества. (Режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР)

В зависимости  от формы правления государства:

-монархии

-республики

Абсолютная  монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии, возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная  монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая  монархия - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

 

Республика - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

-как избирается парламент;

-как формируется правительство;

-какой объем полномочий принадлежит  президенту;

В зависимости от господствующей идеологии государств:

-идеологизированные

-деидеологизированные

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы:

-религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия;

-государства с политической  идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

 

3.2 Пути совершенствования  формирования типов государств.

Идеальный тип  государства - не есть нечто сущее, а лишь "долженствующее существовать". Он является мерилом для оценки существующего государства и права. То, что соответствует этому мерилу, "имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему - должно быть отвергнуто и упразднено".

Подразделяя идеальный тип государства на два подвида, один из которых является продуктом "отвлеченной спекуляции" (возникает как утопия), а второй конструируется "по образцу существующих государств или их отдельных учреждений" - автор подчеркивает, что искать и находит идеальные типы государств является "глубокой и неотъемлемой потребностью человеческой природы, имеющей огромное практическое значение".

Практическая значимость идеального типа государства и права усматривается в том, что он выступает в качестве некоего эталона для подражания и совершенствования Что же касается его теоретической значимости, то она фактически приближается к нулю.

На сегодняшний день учёные-правоведы исходят из того, что, как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из данных противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.

Иначе говоря, социальную природу  государства можно охарактеризовать только с учетом противоречивых задач  государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного класса. Данное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время классовые и общесоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Взаимоотношения между обществом и государством характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом. Однако, это не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного.

Гражданское общество и государство находятся в  состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы граждан.

Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Кант писал: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства во внешних делах...». Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.

Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице, как общие интересы, так и интересы господствующего класса. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других. Вместе с тем, государство выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее в XXI веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия. Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.

Заключение.

В курсовой работе я рассмотрела  типы государств согласно двум подходам – цивилизованному и формационному.

Были рассмотрены проблемы типологии государства.

Изучение типологии государств является необходимым элементом  процесса познания развития государства и права, закономерностей их развития, что имеет большое значение для правовой науки.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится  в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное  развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип  государства – рабовладельческое  государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя  и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

В нашей стране долгое время  доминировала формационная теория. Это  было последствие господства марксистской идеологии. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории. Фактически социалистическая формация своего развития дальше, чем на бумаге не получило.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные  цивилизации, каждая из которых имеет  совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Существуют также другие критерии типологии государств, отличные от формационного и цивилизационного подходов.

Современное понимание прогресса  государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение  личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.

Вообще, с точки зрения современного научного подхода, любую  проблему необходимо исследовать всесторонне, опираясь на различные теории и учитывая различные точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Конституция Российской  Федерации // Российская газета  от 25 декабря 1993 г.

2. Комментарий к Конституции  Российской Федерации. / Под ред.  В.Д. Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002.

3. Байтин М.И. Сущность  и типы государства. // Государство  и право. 2002.

4. Барулин В. С. Социальная философия. Ч I. M, 2003.- 564 с.

5. Венгеров А.В. – Теория  государства и права, М.: Юриспруденция, 2002.

6. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 2004.

7. Графский В.Г. – Всеобщая  история права и государства,  Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000.- 826 с.

8. Новицкий И. Б Римское  право М , 1993.- 174 с.

9. Общая теория государства  и права - Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юрист, 2001- 720 с.

10. Принципы и методы  типологии государства и права  / Рожкова Л.П., Байтин М.И.. - Саратов; Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 116 с.

11. Принципы и методы  типологии государства и права:  Автореф. дис. канд. юрид. наук / Рожкова Л.П.. - Саратов, 1999. - 19 с.

12. Проблемы теории государства  и права: Учебное пособие / Бережнов А.Г., Глебов А.П., Кененов А.А. и др.. - М.; Юристъ, 2005. - 656 с.

13. Проблемы типологии  государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Маликов А.В.. - М., 2003. - 250 с.

14. Теория государства  и права: учебник / А.Б. Венгеров. М.: Омега-Л, 2008.

15. Теория государства  и права: конспект лекций/ С.А.  Жинкин. – Изд. 9-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с.

16. Теория государства  и права: Краткий курс / О.А.Кудинов.  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2008. – 160 с.

17. Теория государства  и права в схемах, определениях  и комментариях: учеб. пособие / А.В. Малько. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 144 с.

18. Теория государства  и права. Элементарный курс: учебное  пособие/ А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундриков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 240 с.

Информация о работе Проблема типологии государств