Проблемы и пути формирования правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:19, реферат

Описание работы

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

Файлы: 1 файл

PRAVOVOE__GOSUDARSTVO.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Основы  и признаки правового государства

   По мере  развития человеческой цивилизации государство постепенно превра­щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо­кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

   При этом  право играет главенствующую  роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

   Развитая  правовая система государства  еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

   Зачастую  в законах попирались не только  устоявшиеся справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодатель­ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Роди­ны", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли­нский лагерь жен изменников Родины).

   Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

   Государство,  поставленное под контроль права,  — это и есть правовое государство, всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчи­няться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различ­ными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юри­дической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы  правового государства

   Принципиально  важными предпосылками и условиями  создания и упрочения правового  государства являются следующие  элементы, составляющие фундамент  правового государства.

   Экономической  основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

   Социальная  основа правового государства  предполагает: наличие граж­данского общества, свободных граждан, равных перед зако­ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

   Нравственную  основу правового государства  образуют об­щечеловеческие принципы  гуманизма и справедливости, ра­венства  перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

   Политическая  основа правового государства  наиболее полно проявляется в его

Суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

   Таким  образом, можно сделать вывод  о том, что целью существования  современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития личности.

   Итак, правовым  может быть признано такое  государство, функционирование которого  основано на праве и основным  на­правлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы правового  государства

   Правовое  государство обладает чертами,  которые присущи всякому государству. Одна­ко, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

   Современные  подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:

   1. Демократизация  общества;

   2. Верховенство  закона;

   3. Правовая  защищенность человека;

   4. Разделение  властей и установление правовых основ государственного строи­тельства.

   Эти и  другие принципы являются основополагающими  идеями, определяющими модель правового  государства.

   Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:

  › признание  человека высшей ценностью и целью госу­дарства, а не средством решения тех или иных государст­венных проблем;

  › реальность  и приоритет прав и свобод  личности во взаимоотноше­ниях  с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

  › демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере­сов меньшинства;

  › верховенство  и прямое действие конституции  и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

  › внешний  и внутренний суверенитет государства;

  › соответствие  внутреннего законодательства общепризнанным принципам   и   нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

  › народ,  его суверенная воля - единственный источ­ник государственной власти;

  › сосредоточение  всех государственно-властных полно­мочий  в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

  › взаимная  ответственность государства и личности;

  › связанность  государства правом, его статус  как субъек­та права и равенство  в этом качестве с другими  субъектами, в первую очередь  с гражданином;

  › разделение  властей в организации государственного  управления;

  › высокий  авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

  › наличие  эффективных организационно-правовых  средств контроля и надзора  общества за деятельностью органов  государственной власти всех  уровней и за осуществлением  законов;

  › недопущение монополизма в политике и. экономике;

  › единство  прав и обязанностей граждан;

  › наличие  развитого гражданского общества.

   Следовательно,  правовым государством может  быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую за­щищенность своих граждан.

Признаки  правового государства

   С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правовго государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

   Суверенитет  народа означает, что только народ  — источник всей той власти, которой располагает государство.  Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законода­тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека — созидателя и творца своей собственной судьбы.

   Эта концепция  была воспринята Ж.-Ж. Руссо  и получила свое дальнейшее  развитие. Руссоистская трактовка  суверенитета ос­новывается на  том, что государство (республика) является ре­зультатом общественного договора. Суверенную власть следу­ет понимать как выражение общественного интереса. В госу­дарстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое от­ражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимос­ти США) содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя спра­ведливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в ви­ду, что суверенитет народа составляет основу и источник госу­дарственного суверенитета. Государственный суверенитет оз­начает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

Верховенство  закона в государственной и правовой жизни

   С проблемой  суверенитета связан и такой  признак правового государства,  как господство закона (права), поскольку  сувере­нитет предполагает правовую организацию верховной государ­ственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

   Государство  устанавливает в законах общеобязательные  правила поведения, которые должны  учитывать объективные потребности  общественного развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве ни один государственный орган, долж­ностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

   В правовом  государстве предметом судебного  разбирательства может стать  не только юридический спор, но  и сам закон. Для этого в  государстве существует Конституцион­ный  суд.

   Следует  добиваться соответствия внутреннего  закона общепризнанным международным нормам, «Всеобщей дек­ларации прав человека», принятой ООН 10 декабря 1948 года, и др. международным правовым актам.

   Теоретически  господство закона выражается  в том, что он является не  просто продуктом государственной  воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в стра­нах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, кото­рые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

   Таким  образом, правовое государство  принимает форму строгой законности.

Взаимная ответственность  государства и личности

   Государство,  устанавливая в правовых законах  меру свободы человека, в то  же время ограничивает себя  в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".

  Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:

  ~ юридическая  ответственность должностных лиц  государства любого уровня за  невыполнение своих обязанностей;

  ~ политическая  ответственность правительства перед органами государственной власти;

  ~ политическая ответственность  депутатов перед своими избирателями  и т.д.

   На тех же правовых  основаниях должна строиться  ответственность личности перед  государством.

Разделение властей

   Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возмож­ность злоупотребления властью.

Информация о работе Проблемы и пути формирования правового государства в России