Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:19, реферат
Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.
2. Основы и признаки правового государства
По мере
развития человеческой
При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.
Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).
Зачастую
в законах попирались не
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.
Государство,
поставленное под контроль
Основы правового государства
Принципиально
важными предпосылками и
Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.
Социальная основа правового государства предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.
Нравственную
основу правового государства
образуют общечеловеческие
Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его
Суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что целью
Итак, правовым
может быть признано такое
государство, функционирование
Принципы правового государства
Правовое
государство обладает чертами,
которые присущи всякому госуда
Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:
1. Демократизация общества;
2. Верховенство закона;
3. Правовая защищенность человека;
4. Разделение
властей и установление правовы
Эти и
другие принципы являются
Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:
› признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
› реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;
› демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;
› верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;
› внешний
и внутренний суверенитет
› соответствие
внутреннего законодательства о
› народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;
› сосредоточение
всех государственно-властных
› взаимная ответственность государства и личности;
› связанность
государства правом, его статус
как субъекта права и
› разделение
властей в организации
› высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;
› наличие
эффективных организационно-
› недопущение монополизма в политике и. экономике;
› единство прав и обязанностей граждан;
› наличие
развитого гражданского
Следовательно, правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.
Признаки правового государства
С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правовго государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.
Суверенитет
народа означает, что только народ
— источник всей той власти,
которой располагает
Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.
Верховенство закона в государственной и правовой жизни
С проблемой
суверенитета связан и такой
признак правового государства,
Государство
устанавливает в законах
В правовом
государстве предметом
Следует
добиваться соответствия
Теоретически
господство закона выражается
в том, что он является не
просто продуктом
Таким
образом, правовое государство
принимает форму строгой
Взаимная ответственность государства и личности
Государство,
устанавливая в правовых
Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:
~ юридическая
ответственность должностных
~ политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
~ политическая ответственность
депутатов перед своими
На тех же правовых
основаниях должна строиться
ответственность личности
Разделение властей
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Информация о работе Проблемы и пути формирования правового государства в России