Проблемы международно-правовой защиты прав российских граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции Российское государство принимает на себя обязательство защиты отечественных граждан и покровительства им за пределами Российской Федерации, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим за границей российским гражданам, так и временно там пребывающим (туристам, командированным и т.п.).

Содержание работы

1. Проблемы международно-правовой защиты прав российских граждан 2
2. Правовые последствия начала войны. 6
3. Международное морское право: понятие, источники, кодификация. 10
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

2009-Морск-начало-войн-ПИТЕР.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

       Следует подчеркнуть, что нормы,  регулирующие ведение военных  действий, перестают применяться  с прекращением этих действий. Что же касается норм о защите  жертв войны, то они подлежат применению до окончательного урегулирования подпадающих под их действие вопросов. Так, режим обращения с ранеными и больными военнослужащими, а также военнопленными соблюдается до их репатриации. Относительно населения оккупированных территорий IV Женевская конвенция (ст. 6) требует сохранения установленного ею режима в течение одного года после общего прекращения военных действий. Не прекращается применение соответствующих норм и при аннексии оккупированных территорий.

      

 

3. Международное  морское право: понятие, источники, кодификация.

 

    В литературе предложено несколько определений  международного морского права. По мнению А. Л. Колодкина, в доктрине в целом  выработан единый подход к определению  понятия международного морского права, которое является частью международного права и представляет собой совокупность норм, направленных на установление режима морских пространств и регулирование отношений между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане6.

    В. Н. Гуцуляк считает, что международное публичное морское право — это отрасль международного права, объектом которой является сравнительно большой комплекс однородных международных отношений в связи с использованием Мирового океана7.

    В Морском энциклопедическом словаре  дается более сжатое определение международного морского права: совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

    По  мнению Д. Коломбоса (Англия), международное  морское право — это существенная часть международного права, которая состоит из принципов, регулирующих общение с морем, ведение морской войны и нейтралитет.

    Международное морское право — это отрасль  международного публичного права, определяющая правовой статус морских пространств  и порядок использования пространств  и ресурсов в мирных целях.

    Основные  принципы международного морского права. Наиболее важным и всеобще признанным является принцип свободы открытого моря. Еще в конце XIX в. Отфейл отмечал, что море свободно в том смысле, что оно не может быть подчинено под власть (суверенитет) никакого народа; что никакой властитель, как бы он ни был могуществен, не может иметь притязания диктовать законы, даже самой слабеющей нации, на этом обширном пространстве морей.

    Данный  принцип закреплен в ст. 87 Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г. Он означает, что открытое море открыто для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря определяется в соответствии с условиями, определяемыми Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований.

    Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании  свободой открытого моря. По мнению А. Л. Колодкина, «принцип свободы открытого моря есть принцип императивный, высший принцип jus cogens».8

    Следующим принципом международного морского права является принцип использования открытого моря в мирных целях.

    Главная задача этого принципа заключается в исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств и в конечном счете запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении на деле лишь мирного использования пространств Мирового океана.

    Данный  принцип первоначально был закреплен  в Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и  в его недрах ядерного оружия и  других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

    В общей форме этот принцип отражен  в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этой статье указано, что открытое море резервируется для мирных целей. В преамбуле этой Конвенции отмечается, что установленный ею правовой режим должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях. Согласно ст. 141 Конвенции международный район морского дна «открыт для использования исключительно в мирных целях». Такие же предписания закреплены в отношении режима исключительной экономической зоны (ст. 58), транзитного прохода через международные проливы (ст. 39) и архипелажные воды (ст. 54), морских научных исследований (ст. 240).

    Принцип рационального использования морских  ресурсов также является одним из значимых принципов международного морского права. Он возник в начале XX в. и был отражен в двусторонних договорах о рыболовстве и окончательно сформулирован в Женевской конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. В ст. 2 Конвенции под словами «охрана живых ресурсов открытого моря» понимается совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами. Государство, граждане которого занимаются ловом из фонда или фондов рыбы или иных живых морских ресурсов в районе открытого моря, где граждане других государств рыболовством не занимаются, обязано принимать, по мере надобности, в отношении своих граждан в данном районе меры для охраны соответствующих живых ресурсов (ст. 3).

    Принцип предотвращения загрязнения морской  среды. Впервые этот принцип был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Согласно преамбуле в Конвенции закреплены согласованные меры для предотвращения загрязнения моря нефтью, выливаемой с судов. Конвенция устанавливает запретные для слива нефти зоны.

    Женевская конвенция об открытом море 1958 г. (ст. 24) обязывает каждое государство  издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов  или в результате разработки или  разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу.

    Принцип свободы морских научных исследований впервые закреплен в ст. 87 и в части XIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Свобода научных исследований является одним из элементов свободы открытого моря. Согласно ст. 238 все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции 1982 г.

    Ряд российских авторов к числу принципов  международного морского права относят  принцип общего наследия человечества. Однако этот принцип не носит всеобщего  характера. Он касается только ресурсов и пространств морского дна за пределами континентального шельфа.

    Рассмотрим  сущность кодификации морского права.

    Сущность  кодификации международного морского права состоит в усовершенствовании действующих норм и разработке новых, соответствующих уровню развития правосознания субъектов и научно-технического прогресса в области изучения и освоения Мирового океана.

    Международное морское право является одной  из древнейших отраслей международного публичного права, и в этой связи  кодификация его норм имеет свою историю. Как справедливо отметил А. П. Мовчан, кодификация международного права может носить только официальный характер. В этой связи рассмотрим основные этапы официальной кодификации международного морского права.

    Длительный  процесс кодификации международного морского права можно объединить в три этапа: первый этап охватывает период с 20-х годов до создания ООН; второй этап — с начала деятельности ООН (1946 г.) по 1958 г.; третий этап — с середины 60-х годов XX в. по 1982 г.9

    Иную  периодизацию кодификации международного морского права предлагает А. Л. Колодкин: первый этап — это период подготовки и принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г.; второй этап — после II  Женевской конференции 1960 г.; третий этап — с начала подготовки III  Конференции ООН по морскому праву. В. Н. Гуцуляк считает, что в истории развития современного международного публичного морского права можно выделить два этапа: первый этап принято связывать с результатами Женевской конференции по морскому праву 1958 г., а второй этап — с III Конференций по морскому праву 1973—1982 гг.

    Практика  применения Конвенции показала, что  отдельные ее положения требуют  уточнения или дополнения. В связи  с этим Международная конференция, созванная ООН, одобрила Соглашение 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Оно одобрено XLVIII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 28 июля 1994 г. (Резолюция 48/263). В этой резолюции подчеркивается, что Соглашение подлежит толкованию и применению вместе с частью XI Конвенции 1982 г. как единый документ.

    Цель  данного Соглашения — учет политических и экономических перемен, включая  ориентированные на рынок подходы, связанные с добычей минеральных  ресурсов морского дна и их торговлей; содействование всеобщему участию  в Конвенции, особенно промышленно развитых государств. В приложениях к Соглашению конкретизированы вопросы деятельности Предприятия МОД относительно передачи технологии, политики в области производства, экономической помощи и т. д.

    Рассмотрим  основные понятия морских территорий.

    Международно-правовой режим морских пространств —  это совокупность юридических норм, определяющих признаваемые международным  правом права и обязанности государств, организаций и граждан и регулирующих взаимоотношения их в процессе использования морских ресурсов и пространств в промысловых, транспортных, научных и других целях.

    Международным правом морские пространства подразделяются на шесть основных частей: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона, открытое море, континентальный шельф и морское дно за его пределами2.

    Объем прав, которыми обладает судно, и его  обязанностей во внутренних морских  водах, в территориальных водах, исключительной экономической зоне и открытом море, а также в прилежащих и рыболовных зонах, водах международных проливов и каналов различен. Однако между судном, плавающим под флагом Российской Федерации, и российским государством всегда и везде существует прочная правовая связь.

    С. А. Малинин объединяет все морские пространства в две основные группы: 1) морские пространства, находящиеся в пределах государственных границ (государственная территория); 2) морские пространства за пределами государственных границ (территория, не являющаяся государственной). Далее он подчеркивает, что «две названные группы — основные, но не единственные подразделения классификации морских пространств»10.

    Территория  государства — это часть земного  шара, находящаяся под его суверенитетом  и включающая в себя сушу, а также  водные, подземные и воздушные пространства.

    К территории государства условно  приравниваются морские, речные, воздушные  и космические корабли, искусственные  спутники Земли и других планет, носящие флаг или отличительный  знак государства, подводные кабели, трубопроводы и иные сооружения, находящиеся в пределах так называемой международной территории, под которой понимаются воды и дно открытого моря. Международная территория не подчинена суверенитету какого-либо отдельного государства.

    Водная  территория включает в себя реки, озера, водохранилища и водные пути в пределах сухопутной территории государства, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие его побережье.

    Открытым  морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции 1982 г.). Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету.

    В основе международно-правового режима открытого моря лежит принцип  свободы открытого моря, означающий для всех государств свободу судоходства, рыболовства, а также полетов  на летательных аппаратах, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободу научных исследований. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

 

Список  использованных источников

 
  1. Конституция РФ. – М. – 1993
  2. Декларация прав и свобод человек и гражданина //ВСНД РСФСР. 1991. № 52.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 января 2001 г. - №2. - Ст. 163.
  4. Заключительные замечания Комитета по правам человека в свете итогов рассмотрения пятого периодического доклада Российской Федерации о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах // Дипломатический вестник. 2003. № 12. С. 162.
  5. Заключительные замечания Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам по итогам рассмотрения четвертого периодического доклада РФ выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Дипломатический вестник. 2004 № 1. С 75—76
  6. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 марта 1997 г. - №9. - Ст. 1011.
  7. Федеральный закон РФ  "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"от 24 мая 1999 г // СЗ РФ, 1999, N 22, ст. 2670
  8. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1033
  9. Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г  // СЗ РФ, 1996, N 45, ст. 5090
  10. Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г // ВВС СССР, 1964, N 18, ст. 221.
  11. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1064 // СЗ РФ, 1994, N 21, ст. 2383
  12. Гуцуляк В. Н. Морское право. М, 2000. С. 7.
  13. Звеков В П. Международное частное право  Курс лекций. -  М. -   1999С.
  14. Колодкин А. Л. Мировой океан. Международно-правовой режим Основные проблемы. М., 1973. С. 63.
  15. Курс международного права. М, 1992. Т. 5. С. 5.
  16. Малинин С. А. Избранное. СПб., 2003. С. 201—202
  17. Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972. С. 67.
  18. Садиков О. И. Правовое регулирование международных перевозок. М., 1981. С. 5.

Информация о работе Проблемы международно-правовой защиты прав российских граждан