Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 10:34, контрольная работа
Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции Российское государство принимает на себя обязательство защиты отечественных граждан и покровительства им за пределами Российской Федерации, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим за границей российским гражданам, так и временно там пребывающим (туристам, командированным и т.п.).
1. Проблемы международно-правовой защиты прав российских граждан 2
2. Правовые последствия начала войны. 6
3. Международное морское право: понятие, источники, кодификация. 10
Список использованных источников 17
Следует подчеркнуть, что
В литературе предложено несколько определений международного морского права. По мнению А. Л. Колодкина, в доктрине в целом выработан единый подход к определению понятия международного морского права, которое является частью международного права и представляет собой совокупность норм, направленных на установление режима морских пространств и регулирование отношений между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане6.
В. Н. Гуцуляк считает, что международное публичное морское право — это отрасль международного права, объектом которой является сравнительно большой комплекс однородных международных отношений в связи с использованием Мирового океана7.
В
Морском энциклопедическом
По
мнению Д. Коломбоса (Англия), международное
морское право — это
Международное
морское право — это отрасль
международного публичного права, определяющая
правовой статус морских пространств
и порядок использования
Основные принципы международного морского права. Наиболее важным и всеобще признанным является принцип свободы открытого моря. Еще в конце XIX в. Отфейл отмечал, что море свободно в том смысле, что оно не может быть подчинено под власть (суверенитет) никакого народа; что никакой властитель, как бы он ни был могуществен, не может иметь притязания диктовать законы, даже самой слабеющей нации, на этом обширном пространстве морей.
Данный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он означает, что открытое море открыто для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря определяется в соответствии с условиями, определяемыми Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований.
Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря. По мнению А. Л. Колодкина, «принцип свободы открытого моря есть принцип императивный, высший принцип jus cogens».8
Следующим принципом международного морского права является принцип использования открытого моря в мирных целях.
Главная задача этого принципа заключается в исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств и в конечном счете запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении на деле лишь мирного использования пространств Мирового океана.
Данный
принцип первоначально был
В общей форме этот принцип отражен в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этой статье указано, что открытое море резервируется для мирных целей. В преамбуле этой Конвенции отмечается, что установленный ею правовой режим должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях. Согласно ст. 141 Конвенции международный район морского дна «открыт для использования исключительно в мирных целях». Такие же предписания закреплены в отношении режима исключительной экономической зоны (ст. 58), транзитного прохода через международные проливы (ст. 39) и архипелажные воды (ст. 54), морских научных исследований (ст. 240).
Принцип
рационального использования
Принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые этот принцип был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Согласно преамбуле в Конвенции закреплены согласованные меры для предотвращения загрязнения моря нефтью, выливаемой с судов. Конвенция устанавливает запретные для слива нефти зоны.
Женевская конвенция об открытом море 1958 г. (ст. 24) обязывает каждое государство издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу.
Принцип
свободы морских научных
Ряд российских авторов к числу принципов международного морского права относят принцип общего наследия человечества. Однако этот принцип не носит всеобщего характера. Он касается только ресурсов и пространств морского дна за пределами континентального шельфа.
Рассмотрим сущность кодификации морского права.
Сущность
кодификации международного морского
права состоит в
Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного публичного права, и в этой связи кодификация его норм имеет свою историю. Как справедливо отметил А. П. Мовчан, кодификация международного права может носить только официальный характер. В этой связи рассмотрим основные этапы официальной кодификации международного морского права.
Длительный процесс кодификации международного морского права можно объединить в три этапа: первый этап охватывает период с 20-х годов до создания ООН; второй этап — с начала деятельности ООН (1946 г.) по 1958 г.; третий этап — с середины 60-х годов XX в. по 1982 г.9
Иную периодизацию кодификации международного морского права предлагает А. Л. Колодкин: первый этап — это период подготовки и принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г.; второй этап — после II Женевской конференции 1960 г.; третий этап — с начала подготовки III Конференции ООН по морскому праву. В. Н. Гуцуляк считает, что в истории развития современного международного публичного морского права можно выделить два этапа: первый этап принято связывать с результатами Женевской конференции по морскому праву 1958 г., а второй этап — с III Конференций по морскому праву 1973—1982 гг.
Практика применения Конвенции показала, что отдельные ее положения требуют уточнения или дополнения. В связи с этим Международная конференция, созванная ООН, одобрила Соглашение 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Оно одобрено XLVIII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 28 июля 1994 г. (Резолюция 48/263). В этой резолюции подчеркивается, что Соглашение подлежит толкованию и применению вместе с частью XI Конвенции 1982 г. как единый документ.
Цель
данного Соглашения — учет политических
и экономических перемен, включая
ориентированные на рынок подходы,
связанные с добычей
Рассмотрим основные понятия морских территорий.
Международно-правовой
режим морских пространств —
это совокупность юридических норм,
определяющих признаваемые международным
правом права и обязанности
Международным правом морские пространства подразделяются на шесть основных частей: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона, открытое море, континентальный шельф и морское дно за его пределами2.
Объем прав, которыми обладает судно, и его обязанностей во внутренних морских водах, в территориальных водах, исключительной экономической зоне и открытом море, а также в прилежащих и рыболовных зонах, водах международных проливов и каналов различен. Однако между судном, плавающим под флагом Российской Федерации, и российским государством всегда и везде существует прочная правовая связь.
С. А. Малинин объединяет все морские пространства в две основные группы: 1) морские пространства, находящиеся в пределах государственных границ (государственная территория); 2) морские пространства за пределами государственных границ (территория, не являющаяся государственной). Далее он подчеркивает, что «две названные группы — основные, но не единственные подразделения классификации морских пространств»10.
Территория
государства — это часть
К территории государства условно приравниваются морские, речные, воздушные и космические корабли, искусственные спутники Земли и других планет, носящие флаг или отличительный знак государства, подводные кабели, трубопроводы и иные сооружения, находящиеся в пределах так называемой международной территории, под которой понимаются воды и дно открытого моря. Международная территория не подчинена суверенитету какого-либо отдельного государства.
Водная территория включает в себя реки, озера, водохранилища и водные пути в пределах сухопутной территории государства, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие его побережье.
Открытым
морем считаются морские
В основе международно-правового режима открытого моря лежит принцип свободы открытого моря, означающий для всех государств свободу судоходства, рыболовства, а также полетов на летательных аппаратах, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободу научных исследований. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.
Информация о работе Проблемы международно-правовой защиты прав российских граждан