Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 10:16, реферат
Проблема своевременного получения необходимой информации, в настоящее время, одна из самых злободневных, и не только в правоохранительной системе, но и во всех сферах жизнедеятельности общества.
Актуальность организации эффективного электронного межведомственного взаимодействия в России продиктовано тем, что год от года происходит увеличение объемов обрабатываемой информации, при сокращении личного состава, в частности системы МВД России. Происходит широкое внедрение информационных технологий в правоохранительную сферу с целью повышения эффективности её деятельности в соответствии с запросами общества.
Введение 3
Проблемы организации информационного взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и подразделений федеральной службой судебных приставов России 4
Заключение 20
Список использованной литературы 21
в-третьих, организация взаимного информационного обмена в электронном виде позволит сотрудникам оперативных подразделений ОВД, в первую очередь по экономическим преступлениям, незамедлительно получать сведения о физических и юридических лицах, об имеющихся в отношении них исполнительных производствах, неплательщиках алиментов, лицах, привлеченной к административной ответственности по линии ФССП, и другой интересующей информацией.
Понимая перспективы повышения эффективности служебной деятельности территориальных подразделений службы судебных приставов, в случае организации электронного обмена информацией с органами МВД, вопросы информационного взаимодействия с правоохранительными органами всегда находятся в центре внимания руководства ФССП России. На постоянной основе проводятся рабочие встречи с представителями различных правоохранительных структур по вопросу информационного обмена, на которых обсуждаются актуальные проблемы, возникающие в ходе осуществления взаимодействия между службами, в том числе и информационного. Результатом встреч явилась заключение соглашения между Федеральной службой судебных приставов и МВД России от 14 декабря 2012 г. № 12/14-21/1/11806 «Об обмене информацией в электронном виде», в котором урегулирована процедура обмена информацией в электронном виде между ведомствами.
Речь идет о сведениях, содержащихся в автоматизированных информационных системах ведомств, которые представляют взаимный интерес и необходимы для выполнения возложенных задач. Исключение - данные, относящиеся к государственной и иной охраняемой законом тайне.
Межведомственное информационное взаимодействие предполагается осуществлять на федеральном и региональном уровнях. Планируется подготовка протоколов об информационном и технологическом взаимодействии и информационной безопасности. В них определятся перечни сведений, передаваемых и получаемых в электронном виде.
Особо оговорено, что обмен информацией безвозмездный, однако доступ к сведениям будет приостанавливаться, если не будут соблюдаться требования информационной безопасности и правила работы в информационных телекоммуникационных системах и вновь возобновляться после устранения названных причин.
Таким образом, определенные шаги по организации информационного взаимодействия в электронном виде, сделаны, но они явно недостаточны. И если руководителям федерального уровня представляется что подписание соглашения – решение проблем, это глубоко ошибочное убеждение. На территориальном уровне такое взаимодействие осуществляется с трудом, делая неповоротливой машину правосудия.
Причины имеющихся проблем по данному вопросу можно отнести к нескольким группа: организационно-правовые, материально-технические и кадровые, причем они настолько переплетены, что отнести их к какой-то конкретной группе весьма затруднительно.
Одной из основных проблем является недостаточный уровень квалификации руководителей территориальных органов внутренних дел и подразделений ФССП, отсутствие стратегического мышления и нежелание заниматься организацией работы в данном направлении. Здесь сказывается и исторически сложившаяся информационная разобщённостью ведомств и непонимание сути проблемы подавляющим большинством руководителей, которые ограничиваются организацией электронного взаимодействия словами: «Вам купили компьютер, идите и работайте».
Проблемы материально-технического обеспечения содержат в себе, также несколько аспектов, первым из которых является тот факт, что на протяжении длительного периода автоматизированные системы разрабатывались дифференцированно друг от друга, в рамках отдельных ведомств. Потрачены большие финансовые ресурсы и годы работы на разработку аппаратно-программных комплексов, в которых не была предусмотрена интеграция информационных систем других ведомств, разработанных различными фирмами с использованием различных программных средств. Единого подхода не было и в настоящее время выходит, что деньги и время потрачены впустую, а это ни одно ведомство признать не может.
Второй аспект проблемы материально-технического характера заключается в том, что для организации информационного взаимодействия в электронном виде, которое должно обеспечиваться с любого рабочего места сотрудника полиции и судебного пристава в масштабах страны, требуются огромные финансовые средства из бюджета, которые не были предусмотрены, тем более, с учетом динамичности развития электронно-вычислительной техники и информационных технологий и быстрого устаревания имеющейся аппаратуры. Ведь, не секрет, что до сих пор в органах государственной власти компьютеры используются, в основном, как дорогие печатные машинки.
Кроме этого, мало кто из руководителей силовых ведомств задумывается над вопросом обслуживания этих систем, создания и поддержания скоростных линий передачи информации, увеличение мощностей серверов и других аспектах, возникающих при повышении сетевой активности, в случае подключения большого количества дополнительных абонентов.
В связи с этим возникает третий аспект. Для обеспечения электронного взаимодействия потребуются дополнительные мощности серверов информационных центров, и в первую очередь системы МВД России, но ведь приобретать их нужно для целей повышения эффективности деятельности ФССП, и непонятно, какое ведомство будет за это платить?
По линии кадров тоже имеется ряд проблем, среди которых, уже упоминавшаяся, низкая профессиональная подготовленность, как сотрудников органов внутренних дел, так и сотрудников подразделений системы ФССП России. Ведь для того чтобы эффективно пользоваться базами данных, прежде всего надо просто знать о них, об их возможностях, о необходимых требованиях к компьютеру для предотвращения несанкционированного доступа, и об ответственности за нарушения правил доступа и использования полученной информации.
В целях решения всех перечисленных проблем между ведомствами и было подписано соглашение, о котором уже упоминалось выше. Но, на мой взгляд, это соглашение порождает ряд других проблемных вопросов, которые приведут к возникновению ещё больших трудностей.
Во-первых, в пункте 6 Соглашения говорится, что в целях его реализации, уполномоченные подразделения ведомств, разрабатывают протоколы об информационном взаимодействии, технологическом взаимодействии и информационной безопасности на федеральном и на региональных уровнях, причем отдельно друг от друга. Пункт 7 гласит, что эти уполномоченные подразделения сами определяют перечень сведений, передаваемых и получаемых в электронном виде, отдельно на федеральном и на региональном уровнях, и тут же в пункте 8 говорится, что допускается передача в электронном виде сведений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут передаваться другой стороне.
Другими
словами соглашение
Решения принимаются, и это уже хорошо, но принятие решения – не есть решение проблемы.
Другой важный момент, о котором почему-то мало кто думает, это дальнейшее развитие электронного взаимодействия. Пройдет время, будут потрачены бюджетные средства, закуплено оборудование, разработаны дополнительные программные продукты. Несомненно, взаимодействие в рамках вышеуказанного соглашения, будет налажено, но только между подразделениями службы судебных приставов и органами внутренних дел.
А другие ведомства? Такое взаимодействие потребуется, и уже требуется, с рядом структур органов государственной власти на всех уровнях. И что же опять разрабатывать соглашения, и в каждом случае подгонять программно-технические средства вновь? А в других учреждениях опять другие фирмы, другие программные средства, и опять информационным центрам наращивать ресурсы, менять программы и проводить большой объем, никому не нужной, работы.
А решение проблемы есть, и оно у всех на виду, может быть пока и в начальной стадии, но с огромными перспективами. Это система межведомственного электронного взаимодействия3, разработанная в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65, и получившее развитие в рамках принятия Государственной Программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, в соответствии с которой уже выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 утверждено Положение «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», в котором говорится, что Система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (электронным сервисам), сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
И одной из основных функций СМЭВ – это обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
А, в пункте 4 Положения сказано, что одной из задач СМЭВ – это обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. Причем, технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций с применением СМЭВ достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает:
Другими словами, существует государственная программа, которая, кстати, финансируется отдельно, есть унифицированные технические требования, есть защита информации, есть каналы связи, есть всё для организации нормального межведомственного взаимодействия в электронном виде.
Да конечно, в настоящее время, не все так просто. Для подключения к СМЭВ необходимо большое количество организационных мероприятий, сложная настройка оборудования для организации защищенных каналов, имеется необходимость доработки собственных информационных систем, при отсутствии квалифицированных кадров.
Но, по моему мнению, задан правильный вектор, причем перспективный. И может быть необходимо бросить все имеющиеся ресурсы на работу именно в этом направлении? Тем более, что некоторые сервисы ведомств МВД и ФССП России подключены к СМЭВ в тестовом режиме.
Я думаю, что ответ очевиден, и если принята государственная программ, то рано или поздно, со всеми отсрочками правительства и возникающими техническими сложностями, задача будет решена, и система межведомственного электронного взаимодействия будет работать во всех регионах.
Но, в настоящий момент, существует проблема, которая всегда заставляла приостанавливать реализацию грандиозных проектов – нет денег.
Кроме этого, усиленному внедрению электронных сервисов МВД России в СМЭВ, помешала реформа, которая фактически парализовала развитие ведомства на период 2011-2012 годы, направляя все средства на изменения структуры, пошив новой формы и замену табличек, и т.п. Нет сомнения, все эти мероприятия назрели, и их необходимо было проводить, но в связи с этим, повторюсь, интеграция в систему межведомственного электронного взаимодействия замедлилась.
Но, первый этап реформ завершен, и рабочей группой экспертов при Министре внутренних дел Российской Федерации, подготовлен проект дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, названный «Дорожной картой», в преамбуле которого прямо отмечено, что реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.
«Дорожная карта» призвана программно решать проблемы, и в качестве одного из приоритетов совершенствование системы управления и оптимизация деятельности органов внутренних дел видит: развития организационных способностей руководителей и сотрудников, эффективной расстановки кадров и должного использования кадрового потенциала, сокращения документооборота, ухода от проведения излишних мероприятий, дублирования, в первую очередь, при организации планирования и контроля, подготовки и проведения совещаний.