Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 12:25, курсовая работа
Описание работы
Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ. Предмет исследования - государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 1.1 Сущность управления государственной собственностью 1.2 Функции, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью 1.3 Система управления государственной собственностью ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РФ 2.1 Исследование системы органов государственной власти по вопросам управления государственной собственностью в РФ 2.2 Основные результаты использования государственной собственности в РФ ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 3.1 Основные выводы и предложения по повышению эффективности использования государственной собственности 3.2 Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений Заключение Список использованных источников
ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.1 Сущность управления
государственной собственностью
1.2 Функции, задачи
и критерии эффективности управления
государственной собственностью
1.3 Система управления
государственной собственностью
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В РФ
2.1 Исследование
системы органов государственной
власти по вопросам управления
государственной собственностью
в РФ
2.2 Основные результаты
использования государственной
собственности в РФ
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
3.1 Основные выводы и
предложения по повышению эффективности
использования государственной
собственности
3.2 Проблемы управления
государственной собственностью
в России и необходимость изменений
Заключение
Список использованных источников
ПриложениЕ
ВВЕДЕНИЕ
Российской Федерации
государственная собственность долгое
время оставалась ведущей формой собственности
и имела наибольший удельный вес. Концентрация
имущества в государственной собственности
и, как следствие, ограничение имущественной
сферы и правомочий других собственников,
исключение частной собственности как
таковой не дало положительных результатов.
В настоящее время
законодательством закреплено равенство
всех участников гражданских правоотношений,
включая и государство (ст.2 ГК РФ). Условиями,
обеспечивающими равенство субъектов
в отношениях собственности, явилось лишение
государства ряда преимуществ (отказ от
нераспространения исковой давности на
требования о возврате государственного
имущества из чужого незаконного владения
и некоторых других льгот) и закрепление
за всеми собственниками равного права
на защиту их собственности (п.4 ст.212 ГК
РФ).
Действующее законодательство
рассматривает государственную и частную
собственность не как противостоящие
друг другу формы собственности, а как
две составляющие экономических отношений
собственности, не имеющие политической
окраски.
В сложной системе
экономических отношений государственная
собственность представляет собой форму
собственности, имеющую целью общенародное
присвоение имущества, обособленного
от имущества других организаций и граждан.
Совпадение общенародных и государственных
интересов в сфере присвоения материальных
благ основывается на конституционном
положении, согласно которому носителем
и единственным источником власти в РФ
является ее многонациональный народ
(ч.1 ст.3 Конституции РФ).
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что постоянно
идет реформирование и разделение прав
владения на объекты федеральной собственности.
Объектом исследования
в данной работе является вся государственная
собственность, принадлежащая РФ.
Предмет исследования
- государственные мероприятия по оперативному
управлению федеральной собственностью,
с целью минимизации затрат на ее содержание,
а также максимизации прибыли от ее использования,
а также для привлечения иностранного
капитала.
Цель курсовой работы
рассмотреть систему управления государственной
собственностью и правомерности применяемых
принципов и методов управления. Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
рассмотреть понятие
государственной собственности;
рассмотреть цели,
задачи и принципы системы управления
государственным имуществом;
рассмотреть проблемы
управления государственной собственностью.
Глава 1. Общеметодологические
основы управления государственной собственностью
1.1 Сущность управления
государственной собственностью
Для рассмотрения
общеметодологических основ управления
государственной собственностью необходимо
согласовать юридическое понятие собственности
с ее организационным строением. С этой
точки зрения выделим «объект собственности»,
который следует рассматривать как точку
приложения различных управляющих воздействий.
Можно сформулировать следующее определение
этого объекта: объектом собственности
является организационно-обособленная
часть национального богатства, юридически
закрепленная за конкретным собственником
или группой собственников.
В роли объекта собственности
могут выступать: отдельная вещь; совокупность
имущества; имущественный комплекс; земельный,
водный или лесной участок; месторождение
полезных ископаемых; зона воздушного
пространства; частотный диапазон; обособленная
доля в общей собственности и т.д. Для любого
объекта собственник всегда должен быть
персонифицирован. Именно он изначально
определяет характер управления данным
объектом и по его решению часть или все
функции могут быть переданы другим физическим
или юридическим лицам. На него также ложится
бремя содержания объекта собственности. [3]
Особого рассмотрения заслуживают
отношения между субъектами и объектами
собственности, складывающиеся на федеральном
уровне. Государство, в отличие от других
собственников, не может решать проблемы
управления находящимися в его собственности
объектами на интуитивной основе, ориентируясь
на использование метода проб и ошибок.
Его особая роль в этом отношении связана
с целым рядом важных обстоятельств.
Во-первых, результаты процесса
управления федеральной собственностью
влияют на судьбы многих людей, определяя
уровень их жизни, социальную защищенность,
состояние здоровья, интеллектуальное
развитие, безопасность и многие другие
общепризнанные человеческие ценности.
Во-вторых, федеральная собственность
охватывает огромное число объектов, расположенных
на всей территории страны и за ее пределами.
Исключительной собственностью государства
являются также объекты воздушного пространства,
эфира и ресурсов космических систем в
том понимании, в котором они включаются
в национальное богатство. До принятия
Земельного кодекса вся совокупность
земельных, водных, лесных участков, а
также все объекты, относящиеся к земным
недрам, рассматриваются как часть федеральной
собственности.
В-третьих, объекты федеральной
собственности отличаются большим организационным
и правовым многообразием, охватывают
широкий спектр отраслей национального
хозяйства и предназначены для использования
в самых разнообразных направлениях: производство
материальных благ, создание и обслуживание
социальной инфраструктуры, федеральное
управление и т. д. [13]
Процесс управления государственной
собственностью и одной из ее составляющих
- федеральной собственностью должен осуществляться
таким образом, чтобы затраты на ее содержание
и управление не превышали доходов, полученных
от процесса управления. Для этого в процессе
управления необходимо применять некий
набор методов и приемов управления, которые
в совокупности составляют единую методологию
управления государственной собственностью.
Теоретический (качественный)
анализ объекта управления, базирующийся
на социально-экономической основе, всегда
предшествует его детальному изучению
и является необходимым условием правильной
организации процесса управления и безошибочного
толкования его финансовых результатов.
Необходимым условием успешного управления
государственной собственностью является
понимание сущности объекта управления
или технологического процесса, знание
причин развития и особенностей конкретной
обстановки.
Формирование реальной схемы
управления государственной собственностью
должно осуществляться с учетом принципов
эффективного менеджмента, базовых положений
гражданского и хозяйственного законодательства
(рис. 1).
Одна из главных особенностей
управления государственной собственностью
заключается в том, что эта собственность
отличается абсолютным масштабом обобществления,
затрудняющим реализацию оперативных
управляющих воздействий собственника
на объекты собственности. Поэтому при
управлении государственной собственностью
наиболее типичным является передача
отдельных объектов конкретным юридическим
или физическим лицам, что позволяет локализовать
управляющие воздействия на них.
Рис. 1 - Процесс управления государственной
собственностью
В результате такого закрепления
происходит изменение правового статуса
отдельных объектов собственности, что
влияет на выбор способов управляющих
воздействий на объекты со стороны собственника.
1.2 Функции, задачи
и критерии эффективности управления
государственной собственностью
Функции управления государственной
собственностью имеют несколько аспектов.
С одной стороны, государство является
единственным субъектом публичной власти,
устанавливающим нормы хозяйственного
законодательства. Эта часть государственной
функции управления экономикой определяется
как нормативная.
С другой стороны, государство
является одним из субъектов рынка, объекты
собственности которого функционируют
в коммерческом секторе экономики, подчиняясь
нормам и правилам, созданным в результате
нормативного управления. Эта часть управленческих
функций государства определяется как
продукционная.
Реализация нормативной функции
управления достигается формированием
институциональных объектов, к числу которых
относятся органы федерального управления
(в т.ч. функциональные министерства), организации
и некоммерческие фонды. Функционирование
этой части федеральной собственности
обеспечивает решение различных задач,
к числу которых можно отнести поддержание
обороноспособности, развитие науки и
культуры, здравоохранения и образования,
содержание законодательной, судебной
и исполнительной властей и т. д.
Одна из главных задач управления
госсобственностью заключается в формировании
предпосылок научно-технического прогресса
в виде комплекса общеприменимых технологий,
которые после их коммерческой адаптации
могут создать стратегические конкурентные
преимущества отечественной продукции.
Продукционное управление объектами госсобственности
должно быть направлено на их структурное
развитие (в т.ч. через взаимодействие
с негосударственными субъектами рынка)
для повышения инновационной активности
и повышения конкурентного потенциала
путем формирования соответствующих конкурентных
структур.
Необходимый толчок в системе
интересов конкурентных структур к поиску
и формированию инновационных факторов
дает система государственных интересов,
вводя соответствующие ограничения природопользования.
С учетом этого вывода может быть сделана
конкретизация задач управления государственной
собственностью, направленная на достижение
стратегических и тактических целей развития
национального хозяйства. [9]
В качестве стратегических
целей могут выступать:
· рост национального богатства;
· повышение благосостояния
населения;
· увеличение занятости;
· снижение темпов инфляции;
· оптимизация платежного баланса.
Тактика достижения этих целей
заключается в использовании следующих
механизмов:
· регулирование соотношения
спроса и предложения;
· сглаживание производства
и занятости;
· регулирование уровня ставки
рефинансирования;
· регулирование денежного
обращения;
· снижение дефицита федерального
бюджета.
Выбор наиболее важных задач
экономического развития при этом определяется
особенностями текущего состояния экономики.
Денежные доходы государства как владельца
в виде части прибыли и платежей в бюджет
входят в доходную часть федерального
бюджета; другая часть дохода, выраженная
в форме приращения ценности имущества,
соответствует росту ценности федерального
имущества без инвестиций из федерального
бюджета.
Для оценки эффективности управления
государственной собственностью можно
использовать:
· концепцию управления финансовыми
потоками, основанную на росте прибыли
от управления;
· концепцию портфеля собственности,
основанную на совокупном росте стоимости
государственной собственности, входящей
в данный портфель. [14]
Первая концепция основана
на построении модели финансовых потоков,
в которой прибыль государства от управления
государственной собственностью определяется
по формуле /6/: