Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 12:25, курсовая работа
Описание работы
Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ. Предмет исследования - государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 1.1 Сущность управления государственной собственностью 1.2 Функции, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью 1.3 Система управления государственной собственностью ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РФ 2.1 Исследование системы органов государственной власти по вопросам управления государственной собственностью в РФ 2.2 Основные результаты использования государственной собственности в РФ ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 3.1 Основные выводы и предложения по повышению эффективности использования государственной собственности 3.2 Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений Заключение Список использованных источников
· доходы от управления госпакетами
акций (дивиденды);
· доходы от управления казенными
предприятиями и др.
Затраты на управление госсобственностью
подразделяются на постоянные и переменные:
Постоянные затраты, не зависящие
от совокупной стоимости госсобственности:
· затраты на содержание госаппарата
(например, аппараты Министерства государственного
имущества, его территориальных комитетов
и т. д.);
· затраты на содержание казенных
предприятий, и т. д.
Переменные затраты:
· затраты на подготовку и проведение
тендеров, аукционов, конкурсов;
· текущие операционные затраты
для осуществления уставной основной
деятельности государственных унитарных
предприятий;
· текущие операционные затраты
предприятий с госдолей, пропорциональные
этой доле и т. д.
Затратный показатель эффективности
управления государственной собственностью
может быть представлен в виде:
,
где:
k - коэффициент, учитывающий
налогообложение объектов госсобственности
(например, государственные унитарные
предприятия платят налоги от
своей хозяйственной деятельности).
Ресурсный показатель эффективности
управления госсобственностью определяется
из выражения:
,
где:
С гс - совокупная стоимость
объектов госсобственности.
Основным условием повышения
эффективности управления госсобственностью
является оптимизация показателей Э з
и Э р , то есть максимизация доходов при
заданных расходах или минимизация расходов
при заданных доходах.
Вторая концепция основана
на рассмотрении интегральной совокупности
элементов госсобственности как портфеля
собственности (совокупности портфелей
собственности - ПС).
Главным принципом этой концепции
является повышение совокупной стоимости
ПС, состоящей из суммы рыночных стоимостей
ее элементов.
Следовательно, текущая рыночная
эффективность ПС может быть определена
как:
,
где:
· Сгс ТП - текущая портфельная
стоимость госсобственности;
· Сгс НП - начальная портфельная
стоимость госсобственности.
В данном критерии дивиденды
по госпакетам обычно не учитываются,
так как они опосредованно влияют на рыночную
(текущую) стоимость элементов ПС. [5]
Основным условием повышения
эффективности управления госсобственностью
является максимизация показателя Э тп
.
На практике часто используют
интегральный показатель эффективности
управления госсобственностью в виде
взвешенной суммы рассмотренных критериев
или их произведения.
Адаптация общей методологии
управления к проблемам управления государственной
собственностью, на наш взгляд, должна
учитывать традиции и специфику субъекта
управления. Как указывалось ранее, в этом
случае методы управления могут быть разделены
на административные (законодательные,
нормативно-правовые и организационные)
и экономические.
При этом указанные методы управления
могут быть разделены на уровни применения.
Например:
· федеральный;
· уровень субъектов Федерации
или отраслей народного хозяйства;
· муниципальный или отдельных
предприятий и объединений.
В целом приведенные концепции
и критерии эффективности управления
госсобственностью позволяет перейти
к изложению методов управления определенными
объектами собственности, основными из
которых для целей данной книги являются:
· государственные унитарные
предприятия;
· пакеты акций, находящиеся
в собственности государства;
· федеральное недвижимое имущество.
Процесс управления этими объектами
государственной собственностью, на наш
взгляд, должен строиться в рамках общего
цикла управления, однако в соответствии
с определенной спецификой данный цикл
может трансформироваться для повышения
эффективности функционирования того
или иного объекта государственной собственности.
1.3 Система управления
государственной собственностью
Реализация права государства
на объекты собственности достигается
через функционирование системы управления
государственной собственностью, под
которой понимается совокупность органов
государственной и исполнительной власти,
территориальных органов (агентств) Федерального
органа по управлению государственной
собственностью (Мингосимущества России),
органов управления собственностью субъектов
РФ и объектов государственной собственности.
Органы исполнительной власти
на любом уровне системы управления имеют
полномочия управлять только тем имуществом,
которое передано им в собственность.
В качестве одного из вариантов построения
многоуровневой системы управления можно
рассмотреть следующий:
1. Макроуровень (федеральный)
- уровень взаимодействия федеральных
органов законодательной и исполнительной
власти, включающий Президента РФ,
Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, субъекты Российской Федерации,
владельцев федерального имущества,
фискальные и иные министерства,
ведомства, иностранные организации
и фонды.
2. Мезоуровень - уровень взаимодействия
элементов системы управления Мингосимущества
России со структурными подразделениями
других министерств и ведомств, территориальными
органами, другими организациями и учреждениями
Министерства. [2]
3. Микроуровень - уровень
взаимодействия структурных подразделений
аппарата Мингосимущества России между
собой.
До настоящего времени не установлено
разграничение прав и обязанностей по
отношению к государственной собственности
между различными институтами федеральной
власти. Практически все названные органы
разрабатывают и утверждают в этой области
нормативно-правовые документы, принимают
решения в отношении конкретных объектов
федеральной собственности.
Рис. 1.2. - Функциональная схема
управления государственной собственностью
Повышение эффективности управления
государственной собственностью требует
обоснования участия органов федерального
управления в этом процессе. По нашему
мнению, особую роль в этой системе должно
играть Министерство государственного
имущества Российской Федерации, которое
специализируется на решении задач управления
государственной собственностью и поэтому
должно быть наделено полномочиями, достаточными
для выполнения делегированных ему государством
основных функций. [8]
Федеральные органы
управления государственной собственностью.
Наличие большого количества разнообразных
объектов, составляющих государственную
собственность, требует сложной системы
управления. При этом важнейшая роль в
управлении государственной собственностью
принадлежит системе федеральных органов
исполнительной власти, в которую входят
министерства Российской Федерации (федеральные
министерства) и иные федеральные органы
исполнительной власти (государственные
комитеты Российской Федерации, федеральные
комиссии России, федеральные службы России,
российские агентства, федеральные надзоры
России, а также Управление делами Президента
Российской Федерации).
Министерство Российской
Федерации - федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную политику
и осуществляющий управление в установленной
сфере деятельности, а также координирующий
в случаях, установленных федеральными
законами, указами Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации деятельность в
этой сфере иных федеральных органов исполнительной
власти. [17]
Государственные комитеты Российской
Федерации и федеральные комиссии России
- федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие на коллективной основе
межотраслевую координацию по вопросам,
отнесенным к их ведению, а также функциональное
регулирование в определенной сфере деятельности.
[1]
Федеральная служба, российское
агентство, федеральный надзор - федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
специальные (исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и т.д.) функции
в установленных сферах ведения.
Систему федеральных органов
исполнительной власти возглавляет Правительство
Российской Федерации, которому Конституцией
Российской Федерации поручено, в частности,
управление государственной собственностью.
Осуществляя процесс управления государственной
собственностью, Правительство Российской
Федерации вступает во взаимоотношения:
· с федеральными органами государственного
управления;
· с органами государственного
управления субъектов Российской Федерации;
· государственными предприятиями
и учреждениями или акционерными обществами
с государственным участием, другими субъектами
системы управления госсобственностью.
Глава 2. Анализ эффективности
использования государственной собственности
в РФ
2.1 Исследование
системы органов государственной
власти по вопросам управления
государственной собственностью
в РФ
Государственное имущество
в РФ на федеральном уровне находится
в ведении Федерального Агентства по управлению
государственным имуществом. На территории
субъектов РФ - его территориальные отделы.
Способ управления госсобственностью
зависит от объекта собственности. Их
существует несколько видов.
Рис. 2 - Система управления государственной
собственностью в РФ
Объекты, принадлежащие государству
как единственному собственнику, на полных
правах владения и распоряжения. В этой
группе государство в лице соответствующих
органов обладает самыми широкими полномочиями
управления и может производить с имуществом
любые законные операции; [12]
Объекты смешанной собственности,
принадлежащие государству частично.
Применительно к объектам этой группы
оно имеет возможности ограниченного
распоряжения, пропорциональные своей
доле владения, наряду с другими собственниками;
Объекты негосударственной
собственности, но подверженные государственному
воздействию на иных началах. Государственное
воздействие носит косвенный характер
и скорее относится к области регулирования
их использования, чем непосредственного
управления.
Ключевая часть госуправления
собственностью - это управление объектами
первой группы. Его разделяют на две основные
части: преобразование форм и отношений
собственности и управление функционированием
и использованием. [15]
Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом (Росимущество)
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по управлению
федеральным имуществом, функции по организации
продажи приватизируемого федерального
имущества, реализации имущества, арестованного
во исполнение судебных решений или актов
органов, которым предоставлено право
принимать решения об обращении взыскания
на имущество, функции по реализации конфискованного,
движимого бесхозяйного, изъятого и иного
имущества, обращенного в собственность
государства в соответствии с законодательством
Российской Федерации, функции по оказанию
государственных услуг и правоприменительные
функции в сфере имущественных и земельных
отношений.
Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом является
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции в области
приватизации и полномочия собственника,
в том числе права акционера, в сфере управления
имуществом Российской Федерации (за исключением
случаев, когда указанные полномочия в
соответствии с законодательством Российской
Федерации осуществляют иные федеральные
органы исполнительной власти), и уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти
в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи
77 Федерального закона "Об акционерных
обществах".
Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом осуществляет
полномочия государственного финансового
контрольного органа в случаях, предусмотренных
Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве)", а также полномочия собственника
имущества должника - федерального государственного
унитарного предприятия при проведении
процедур банкротства. Оно находится в
ведении Министерства экономического
развития Российской Федерации.