Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:11, курсовая работа
В курсовой работе использованы в комплексном сочетании методологические средства, идеи и концепции, разработанные в современной общей теории государства и права, истории государства и права, ряде отраслевых юридических наук, истории, а также философские и концептуальные подходы к изучению исторических процессов.
Источниковая база исследования включает широкий круг документов и литературы. Также мнения авторов проводивших исследование ранее.
Ведение 3-4
Глава 1 Начало регламентации положения крестьян
в общегосударственном масштабе 5-17
1.1. Появление заемной кабалы как формы холопства 5-6
1.2. Служилая кабала 6-8
1.3. Судебник Ивана III 1497 г. – первый опыт кодификации 8-10
1.4. Государственные и дворцовые крестьяне – старожильцы 10-12
1.5. Старожильцы на владельческих землях 12-13
1.6. Серебреники 13-15
1.7. Подрядная запись и крестьяне-новоподрядчики 15
1.8. Особое правовое положение бобылей, половников
и детенышей 16-17
Глава 2. Процесс закрепощения крестьян в период правления
Ивана IV Грозного и Смуты 18-27
2.1. Появление поместий как замещение вотчинных земель 19-20
2.2. Положение крестьян и холопов по Судебнику 1550 г. 20-22
2.3. Крестьянский выход во второй половине XVI в.
и попытки стабилизации экономики 22-23
2.4. Указ 1597 г. О беглых крестьянах 23-25
2.5. Дальнейшие меры по прекращению крестьянских
выходов 25-26
2.6. Изменение отношения к крестьянству во время и
после Смуты 26-27
Глава 3. Окончательное закрепощение крестьян. Соборное
Уложение 1646 г. 28-30
3.1. Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной
крестьянской записи 28-30
3.2. Писцовый наказ 1646 г. 30-31
3.3. Принятие Соборного Уложения 1649 года 31-35
3.4.Правовые особенности Соборного Уложения 1649 г. 35-38
Заключение 39-41
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина»
Чебоксарский политехнический институт (филиал)
Кафедра права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
История отечественного государства и права
на тему
«Процесс закрепощения крестьян в России (XV-XVII вв.) Юридическое оформление крепостного права»
Выполнил:
студент 2ВПО
шифр специальности 030900
учебный шифр
Проверил:
Чебоксары 2012
Содержание
Ведение 3-4
Глава 1 Начало регламентации положения крестьян
в общегосударственном масштабе 5-17
1.1. Появление заемной
кабалы как формы холопства 5-
1.2. Служилая кабала 6-8
1.3. Судебник Ивана
III 1497 г. – первый опыт кодификации
1.4. Государственные и дворцовые крестьяне – старожильцы 10-12
1.5. Старожильцы на владельческих землях 12-13
1.6. Серебреники 13-15
1.7. Подрядная запись
и крестьяне-новоподрядчики
1.8. Особое правовое положение бобылей, половников
и детенышей 16-17
Глава 2. Процесс закрепощения крестьян в период правления
Ивана IV Грозного и Смуты 18-27
2.1. Появление поместий
как замещение вотчинных
2.2. Положение крестьян и холопов по Судебнику 1550 г. 20-22
2.3. Крестьянский выход во второй половине XVI в.
и попытки стабилизации экономики 22-23
2.4. Указ 1597 г. О беглых крестьянах 23-25
2.5. Дальнейшие меры по прекращению крестьянских
выходов 25-26
2.6. Изменение отношения к крестьянству во время и
после Смуты 26-27
Глава 3. Окончательное закрепощение крестьян. Соборное
Уложение 1646 г. 28-30
3.1. Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной
крестьянской записи 28-30
3.2. Писцовый наказ 1646 г. 30-31
3.3. Принятие Соборного Уложения 1649 года 31-35
3.4.Правовые особенности Соборного Уложения 1649 г. 35-38
Заключение 39-41
Список использованной литературы 42-43
Введение
Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в условиях развивающегося российского общества важное значение имеет изучение особенностей развития российского государства. Известно, что большую часть населения Российской Империи составляли крестьяне, значительная их часть была в крепостной зависимости, учитывая это можно говорить, что история Российского крепостного права – суть истории России. Крепостное право – уникальная в своем роде система просуществовало необычно долго, в нем многие видели причины отсталости России. Закрепощение крестьян оказало огромное влияние на развитие нашей страны - оно вызвало резкий, хотя и малозамечаемый пока исследователями, сдвиг в психологии самых широких масс населения России. Когда и как была поставлена решающая точка в процессе закрепощения крестьян, остается и по сей день не вполне выясненным, несмотря на почти необозримую историографию вопроса.
Степень научной разработанности темы курсовой работы. Достаточно много работы было проведено исследователями по выяснению переломных этапов, законов, указов в проблеме закрепощения крестьян, либо ослабления их зависимости. Однако отсутствие прямых свидетельств в источниках обрекает историков на многочисленные гипотетические реконструкции этого события. Остается много не изученных до конца последствий действий того или иного указа.
Объектом исследования выступают подверженные крепостничеству, и разного рода ограничению, массовые слои населения того времени крестьяне.
Предметом исследования выступает законотворческая деятельность правителей каждого из рассмотренных этапов становления крепостничества.
Хронологические рамки работы определены поставленными задачами – XV-XVII вв.
Территориальные рамки исследования ограничиваются российскими княжествами.
Цель курсовой работы
является раскрытие сущности, основных
принципов и хронологии формирования
системы крепостничества в
Методология и теоретико-правовая основа исследования. Методологическую базу составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. Они включают основные принципы диалектики – развития и историзма; общенаучные подходы – системный, генетический; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и теоретического моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному, типологического анализа и др. При изучении проблематики работы мы опирались на специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, социологический, дескриптивно-индуктивный и др.
В курсовой работе использованы
в комплексном сочетании
Источниковая база исследования включает широкий круг документов и литературы. Также мнения авторов проводивших исследование ранее.
Структура курсовой работы обусловлена его целями и задачами. Она состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Начало регламентации положения крестьян в общегосударственном масштабе
В Московской Руси из полного холопства выделились различные виды смягченной, условной крепостной неволи. Так, из личного услужения, а именно из службы приказчиком по господскому хозяйству, тиуном или ключником, возникло в конце XV или в начале XVI в. холопство докладное, названное так потому, что крепостной акт на такое холопство, докладная грамота, утверждался с доклада наместнику. Это холопство отличалось от полного тем, что право на докладного холопа включало другие условия, иногда прекращалось со смертью господина, иногда передавалось его детям, но не более. Еще одним видом неполного холопства являлось закладничество. Оно возникало в разные времена на разных условиях. Первоначальным и простейшим его видом был личный заклад, или заем, с обязательством должника работать на заимодавца, живя у него во дворе. Закуп времен Русской Правды, закладень удельных веков, как и закладчик XVII в., не были холопами, потому что их неволя могла быть прекращена по воле заложившегося лица. Долг погашался или его уплатой, или срочной отработкой по договору.
В этот период было ограничено число инстанций, которые выдавали грамоты на владение холопами ("полные") – такое право сохранилось только за наместниками и боярским судом. Впервые введена статья о бежавших из плена холопах: «такой холоп свободен, а старому государю не холоп». Кроме того, в городском хозяйстве господина отныне работали свободные люди, а дети холопов освобождались. Утверждение, что ст. 57 способствовала закрепощению крестьян, сомнительно. Она только устанавливает единый для всей Русской земли срок отказа. Это только подтверждение достигнутого политического единства страны. Размер пожилого по Судебнику 1497 г. зависел от природных условий и сроке требования крестьянина вотчине.
1.1. Появление заемной кабалы как формы холопства
Бывали закладные, по которым закладник обязывался не погашать службой самого долга, а только оплачивать проценты, служить «за рост», и по истечении условленного срока возвратить «истину» – занятой капитал. Заемное письмо в Древней Руси называлось кабалой. Личная зависимость, возникавшая из обязательства служить за рост, укреплялась актом, который в отличие от заемной кабалы с личным закладом на условии отработки назывался в XVI в. служилой кабалой или кабалой за рост служити. С конца XV в. в документах появляются кабальные люди; но в них долго еще незаметно признаков кабального холопства. Заемная кабала под личный заклад была собственно заживной, давала закладнику право зарабатывать взятую вперед ссуду без роста, погашать беспроцентный долг. По кабале ростовой, получившей специальное название служилой, кабальный своей службой во дворе заимодавца зарабатывал только проценты, не освобождаясь от возврата капитала в условленный срок, или урок.
Закладничество на условии службы за рост переработалось, правда, в холопство, только не в полное, а в кабальное. Выдача головой до искупа при обычной несостоятельности выданных подвергала их бессрочной отработке займа. Так, в кабальную службу за рост входило и погашение самого долга, личный заклад под заем превращался в личный наем с получением наемной платы вперед. Это соединение службы за рост с погашением долга и личный характер кабального обязательства стали юридическими основами служилой кабалы как крепости; ими полагался и предел кабальной службы. Как личное обязательство, связывавшее одно лицо с другим, служилая кабала теряла силу со смертью одной из сторон. В XVII в. встречаем по местам кабалы с обязательством кабального «у государя своего служить во дворе до своей смерти». Но в случае смерти господина раньше холопа это условие нарушало личный характер кабалы, заставляя кабального служить жене и детям умершего как бы наследственно.
1.2. Служилая кабала
Между тем, было два рода дворовых слуг, для которых установился другой предел службы – смерть господина. Указ 1556 г. постановил, что пленник, выданный в холопство по суду, служит господину «до его живота». С другой стороны, некоторые на том же условии поступали просто в личное услужение не только без займа, но и без найма. Встречаем служилую кабалу 1596 г., в которой вольный человек обязуется служить не за рост, без займа, «по живот» господина, которому после своей смерти отпустить слугу на волю с женой, детьми «и что у него живота наживет, и в приданые его и детей не дати за своими детьми». Здесь перед нами три условия, в которых выражался личный характер служилой кабалы: пожизненность владения кабальным, неотчуждаемость этого владения и право кабального на добытое на службе имущество. Эти условия, также вошедшие в юридический состав кабальной службы, здесь устанавливаются договором; по крайней мере, до 1597 г. не известны указы, узаконившие их для кабальных с воли. С установлением пожизненности служилая кабала получила характер холопьей крепости: кабальный сам по договору отказывался от права выкупиться, и его неволя прекращалась только смертью или волей господина.
В указе 1555 г. служилая кабала появляется со значением крепости, крепостного акта, наряду с полной и докладной, а в одном завещании 1571 г. встречаем и термин кабальные холопы и робы вместо обычного дотоле выражения кабальные люди или просто кабальные. Тогда же становится известна и новая форма служилой кабалы: вольный человек, один или с женой и детьми, занимал у известного лица, обыкновенно у служилого человека, некоторую сумму всегда ровно на год, от определенной даты до той же даты следующего года, обязуясь «за рост у государя своего служити во дворе по вся дни, а полягут деньги по сроце и мне за рост у государя своего потому же служити по вся дни». Эта стереотипная форма показывает, что она составилась по норме срочной закладной с закладом лица, а не вещи, и с предвидением просрочки. Такие закладные нередки и сходны со служилыми кабалами в условиях и даже в выражениях.
Мы дали такое достаточно подробное описание холопства на Руси, т.к. после XV в. положение холопов и крестьянства, как мы покажем в дальнейшем, неуклонно сближается, и многие обычаи, правила и законы в отношении холопства, станут в дальнейшем служить образцом для установления отношений между землевладельцами и крестьянами, что в конечном счете будет способствовать установлению крепостного права.
1.3. Судебник Ивана III 1497 г. – первый опыт кодификации
В связи с процессом объединения княжеств в единое Русское государство, в связи с тенденцией общерусской власти создать общерусские правовые нормы предпринимается и первая попытка создания общерусского положения о крестьянах.
До этого времени каждое княжество разрешало вопросы внешней и внутренней политики самостоятельно. Каждое крупное княжество создало свой собственный законодательный кодекс (Новгородская Судная грамота, Псковская Судная грамота, Рязанские законы, которые исследовал Татищев и до нас не дошедшие). После соединения этих разрозненных формирований в одно Русское государство стал особенно актуальным вопрос о новом общегосударственном кодексе.
Таким кодексом явился Судебник Ивана III 1497 г. Первое упоминание о судебнике имеется в записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Судебник дошел до нас в одном списке. Рукопись была найдена во время археологической экспедиции по монастырям московской губернии и изучения их архивов в 1817 г. П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. в виде "Законов Ивана III и Ивана IV" в Санкт-Петербурге. Эта рукопись до сих пор остается единственным известным списком судебника и хранится в фонде госдревнехранилища Центрального Государственного архива древних актов в Москве.