Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:39, контрольная работа
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, когда они были написаны.
В нашем случае — это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по–мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление”.
Введение
3
Цели и задачи
3
Глава 1
Сущность политических воззрений Платона
1.1 Понятие государства и политика Платона,
4
1.2 Принцип в основе создания государства Платона
6
1.3 Классификация форм правления по Платону
7
Глава 2
«Идеальное государство»
9
Глава 3
Отличие между произведениями Платона «Государство» и «Закон»
14
Заключение
15
Список литературы
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории, политологии и социологии
Контрольная работа
Проект «Идеального государства» Платона
Яковлева С.И.
Сыктывкар, 2013
Содержание:
Введение |
3 | |
Цели и задачи |
3 | |
Глава 1 |
Сущность политических воззрений Платона |
|
1.1 Понятие государства и политика Платона, |
4 | |
1.2 Принцип в основе создания государства Платона |
6 | |
1.3 Классификация форм правления по Платону |
7 | |
Глава 2 |
«Идеальное государство» |
9 |
Глава 3 |
Отличие между произведениями Платона «Государство» и «Закон» |
14 |
Заключение |
15 | |
Список литературы |
16 |
Введение
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, когда они были написаны.
В нашем случае — это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по–мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление”. Эта война не только разделила всю Элладу на два враждебных лагеря — под главенством Афин и под главенством Спарты — но и положила начало новому этапу межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. В конечном счете, полис, как самоопределяющаяся политическая единица, как форма организации жизни граждан, пришел к тому, что перестал себя оправдывать. На деле это вылилось в неспособность к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем. Наряду с этим перестала себя оправдывать, что в принципе вполне естественно, прежняя традиционная система ценностей, которая была гарантом единства и согласия граждан. Все возникшие проблемы и противоречия внутри полиса требовали незамедлительного их разрешения
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЛАТОНОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Многие считают, что целью идеального
общества является максимальное удовлетворение
желаний каждого человека, при
условии, что они не противоречат
желаниям других людей. Для Платона
же все эти желания и стремления
не имеют никакой ценности, так
как направлены на достижение тех
или иных целей в материальном,
то есть призрачном, мире. Поскольку
душе предстоит освободиться от привязанности
ко всему телесному, и в наибольшей
степени от желаний, то основной задачей
идеального государства становится
обеспечение умеренной и
А для того, чтобы легче было
понять, каким же должно быть такое
идеальное общество, нужно рассмотреть
то, как справляются с
Цель данного
реферата:
- определить понятие государства по Платону;
- рассмотреть идеальное государство
Платона.
Глава 1 Сущность политических воззрений Платона
& 1.1 Понятие государства и политика Платона,
Характеризуя значение Платона и его философии для духовной культуры человечества, Гегель в «Лекциях по истории философии» писал: «Платон принадлежит к всемирно-историческим личностям, его философия представляет собою одно из тех всемирно-исторических творений, которые, начиная со времени их возникновения, оказывали во все последующие эпохи величайшее влияние на духовную культуру и ход ее развития»[1]. Платон – действительно один из тех немногих мыслителей, кто был и остается авторитетом во все века и для самых разных культур. К нему апеллировали и на него ссылались не только античные философы, но и деятели Церкви, он был мудрейшим для гуманистов эпохи Возрождения и вплоть до сего дня без обращения к Платону не обходится, наверное, ни один значительный мыслитель.
Особенно часто в современную эпоху, достаточно выраженный односторонне-избирательный характер, распространяясь лишь на одну составляющую платоновского учения – теорию идей, и не распространяясь на другую – теорию политического устройства. Если первая считается выдающимся вкладом в сокровищницу человеческой мысли, то к социально-философским, политико-теоретическим построениям Платона отношение иное. Нередко их квалифицируют как утопические, даже фантастические, подменяют концептуальный анализ изложением деталей и едва ли не снисходительными комментариями по их поводу.
Подобное разделение, почти противоположная оценка разных частей единой концепции мыслителя такого ранга – сам по себе факт исключительный и заслуживает не только удивления, но и осмысления-преодоления. Во всяком случае, сам Платон, насколько можно судить по обстоятельствам его жизни и темам его крупнейших,
______________________________
[1] Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 2. СПб., 1994. С. 116.
итоговых произведений, одной из главных своих задач считал разработку политической теории. Как писал А. С. Богомолов: «Самое общее определение философии Платона необходимо основывается на том, что афинский мыслитель поставил перед собою задачу защиты и теоретического обоснования общественного устройства, которому грозил кризис, – полисного устройства древнегреческого общества»[2].
Действительно, именно Платону
принадлежит первая в истории
мысли систематически разработанная
концепция социально-
Как известно, Платон разрабатывал
свою теорию полисного устройства в
острейшей идейно-
Если софисты отрицали
объективность истины, то Платон ее
утверждал, и его подход к познанию
полиса в противоположность
Главное для него – показать, что совместная жизнь и определенная форма ее
______________________________
[2] Богомолов, А. С. Античная философия. М., 1985. С. 166.
[3] Тойнби, А. Постижение истории. М., 1991. С. 344.
организации являются необходимыми, вытекающими из самой природы человека. «Государство, – писал он, – возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается... его создают наши потребности»[4].
Таким образом, Платон акцентирует не самодостаточность индивида, невозможность для него жить вне общества.
& 1.2 Принцип в основе создания государства Платона
Полисное, государственное устройство человеческой жизни – не вопрос договора, а естественно-природная необходимость, обусловленная потребностями самого человека. Столь же необходимо и неизбежно распределение функций, разделение труда при любой форме общественной организации. Его главным основанием, помимо «производственной» целесообразности, является согласно Платону, природное неравенство задатков и способностей людей: «каким образом государство может обеспечить себя всем этим (средствами для удовлетворения потребностей индивида.) не так ли, что кто-нибудь будет земледельцем, другой строителем, третий ткачом», а кроме того: «люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна да и способности к тому или иному делу также... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы»[5].
В силу этого Платон убежден, что полисное устройство не может принимать произвольные формы. Обязательность его структурной дифференциации вытекает (принципиально, конечно, а не в деталях) из эффективности и неизбежности известной специализации в исполнении жизненно важных социальных функций, собственно, в процессе удовлетворения потребностей индивида как разумного общественного существа.
В связи с этим перед государством встает важнейшая, уже не столько экономическая, сколько социальная, нравственная задача – произвести разделение труда, распределение обязанностей между своими жителями таким образом, чтобы оно в наибольшей степени соответствовало их природным задаткам и склонностям, чтобы каждый имел возможность заниматься определенным делом, обеспечивая свои реальные потребности посредством взаимообслуживания в рамках государственного целого. Именно такое распределение является для Платона показателем справедливого государ-
______________________________
[4] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 145.
[5] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971. С. 145
ственного устройства и необходимым условием справедливой, а значит, и счастливой жизни граждан: «...каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен... заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость»[6]. Он понимает, что адекватное разрешение этой задачи невозможно в эмпирически существующем государстве: «у нас человек не может быть ни двойственным, ни множественным, раз каждый делает что-то одно. Поэтому только в нашем государстве (идеально-образцовом) мы обнаружим, что сапожник – это сапожник, земледелец – это земледелец... военный человек – это военный, и так далее»[7].
1.3 Классификация форм правления по Платону
Вместе с тем Платон
показывает, что степень и принципы
участия государства в
тимократию. Это «государственный строй, основывающийся на честолюбии»[8]. В таком государстве правителями оказываются проявившие наибольшую доблесть на войне, люди, доказавшие свою преданность государству. Воины «будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и остальных видов наживы»[9], все материальные заботы возложены на низшие сословия и рабов. Следующий по удаленности от совершенного тип государства –
олигархия. «Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедные не участвуют в правлении»[10]. Осуществляемое при олигархии
сословное разделение граждан не проводится последовательно и однозначно, это и является ее главнейшим пороком, наличие которого показывает, что государство не
справляется со своей важнейшей функцией. «Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при
______________________________