Проект «Идеального государства» Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:39, контрольная работа

Описание работы

Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, когда они были написаны.
В нашем случае — это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по–мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление”.

Содержание работы

Введение
3
Цели и задачи
3
Глава 1
Сущность политических воззрений Платона


1.1 Понятие государства и политика Платона,
4

1.2 Принцип в основе создания государства Платона
6

1.3 Классификация форм правления по Платону
7
Глава 2
«Идеальное государство»
9
Глава 3
Отличие между произведениями Платона «Государство» и «Закон»
14
Заключение
15
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР Политология.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

____________________________________

[20] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 228.

[21] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 228.

[22] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 203.

[23] Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 602.

 

С этой точки зрения диалог «Государство» – теоретико-познавательное произведение . В нем Платон пытается решить задачу постижения сущности государства, сконструировать чистый идеальный тип, конкретизировать образец совершенного государственного устройства, раскрыть природу, идею государства как такового. В этой связи представляется не адекватной распространенная в философской литературе оценка «Государства» Платона как утопии. Вот, например, что пишет в комментариях к этому диалогу В. Ф. Асмус: «Это модель «идеального» государства, то есть такого, которое должно было бы по убеждению Платона существовать, но которого до сих пор еще не было и не существует нигде в реальности. Тем самым диалог «Государство» включается в литературный род или жанр так называемых утопий»[24]. Эта же характеристика платоновской концепции с подобной же аргументацией повторяется и в посвященных древнегреческой философии учебных пособиях и монографиях[25]. Сразу же приходится заметить, что, вообще говоря, любой проект, будь он проектом домика из детских кубиков или проектом коммунистического строя, существует идеально, отнюдь не становясь «тем самым» утопическим. Но дело даже не в этом, ведь «идея Платона есть смысл, смысловая сущность и определение той или иной вещи, самый принцип ее осмысления, ее порождающая модель» и «в платоновском идеализме вещь есть функция идеи»[26].

Таким образом, можно сказать, что, изображая идеальное государство, Платон в прямом смысле слова рисовал  его с натуры, с формально точки  зрения (как ее понимал Платон), он не более чем художник, срисовывающий  яблоко на блюдце, различие лишь в том, что Платон избрал средствами для  своего подражания не зрение и краски, но умозрение и слова, а предметом  – государство. Для него высказанное в «Государстве» – понятийное выражение того, что «можно видеть умственным взором»[27].

Платон не воображает, он именно изображает, познает, во всяком случае, субъективно, он не более творец своего «Государства», чем Ньютон –  сформулированного им закона всемирного тяготения. Перед Платоном в «Государстве» стоят, прежде всего, познавательные, а не проективные задачи. Он не измышляет, а осмысляет, не творит, а проникает в сотворенное. Характеризуя платоновское понимание взаимоотношений идеальносущей и эмпирической реальности, А. Ф. Лосев отмечал: «Платоновская идея оказывается субстанционально данной, порождающей моделью и всего космоса, и всего, что находится внутри этого космоса»[28]. Поэтому Платона не интересуют возможности

___________________________________________

[24] Асмус, В. Ф. Государство / Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 597.

[25] Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 269–277; Богомо-лов, А. С. Античная философия. М., 1985. С. 180–187; Фролов, Э. Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 405–420.

[26] Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 153.

[27] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 207, 318–319.

[28] Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 161.

создания утопического государства  всеобщего благоденствия и счастья, объективное познание идеально сущего образца и возможностей строить эмпирическое существование государства исходя из его познанной сущности, максимально приближаясь к ней, – вот его цель.

Глава 3 Отличие между произведениями Платона «Государство» и «Закон»

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги  Платона — "Государство" и "Законы".

В диалоге "Государство" идеальный государственный строй  Платон рассматривал по аналогии с  космосом и человеческой душой. Подобно  тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. "Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость".

Диалог "Законы" является последним сочинением Платона. Его  написанию предшествовали неудавшиеся  попытки философа реализовать в  Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В "Законах" Платон изображает "второй по достоинству" государственный  строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство" таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов  и воинов и устанавливает для  граждан единый порядок пользования  имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин  получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограниченны, Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.

Во-вторых, деление граждан  на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права  граждане приобретают в зависимости  от размеров имущества, записавшись  в один из четырех классов, различающихся  по степени богатства. Разбогатев или  обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий  в собственном хозяйстве им вменяются  в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных  должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге "Государство" рабы упоминались, но Платон не нашел  для них места в экономике  идеального полиса). Во "втором по достоинству" государстве "земледелие предоставлено  рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве". Вместе с признанием рабства у  Платона появляется и пренебрежительное  отношение к производительному  труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать  как можно меньше рабов одной  национальности и не провоцировать  их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и  в первом проекте, занимает подчиненное  по отношению к земледелию положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию  государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого  проекта здесь проводятся идеи смешанной  формы государства и сочетания  моральных методов осуществления  власти с правовыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы можем заключить о том, что Платон оставил нам замечательный  по степени проработки и последовательности суждений проект государства.

В результате исследования можно сделать  следующие выводы. Взгляды Платона  формировались под влиянием исторической действительности, а именно под влиянием кризиса полисной организации, который  в IV в. до н.э. стал уже несомненным фактом. Мыслитель посвятил решению этой насущной проблемы два наиболее обширных и фундаментальных диалога — «Государство» и «Законы», где представил во всей полноте свою концепцию преобразования общества на идеальных началах.

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что учение Платона об идеальном  государстве, внесшее несомненный  вклад в соответствующую область  знаний и определившее развитие различных течений в западной науке, тем не менее остается слишком идеальным, т.е. утопическим.

 

 

 

 

Библиографический список:

    1. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 2. СПб., 1994.
    2. Богомолов, А. С. Античная философия. М., 1985.
    3. Тойнби, А. Постижение истории. М., 1991.
    4. Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. M., 1971.
    5. Асмус, В. Ф. Государство / Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.
    6. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.
    7. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

 


Информация о работе Проект «Идеального государства» Платона