Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:39, контрольная работа
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, когда они были написаны.
В нашем случае — это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по–мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление”.
Введение
3
Цели и задачи
3
Глава 1
Сущность политических воззрений Платона
1.1 Понятие государства и политика Платона,
4
1.2 Принцип в основе создания государства Платона
6
1.3 Классификация форм правления по Платону
7
Глава 2
«Идеальное государство»
9
Глава 3
Отличие между произведениями Платона «Государство» и «Закон»
14
Заключение
15
Список литературы
______________________________
[20] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 228.
[21] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 228.
[22] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 203.
[23] Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 602.
С этой точки зрения диалог
«Государство» – теоретико-
Таким образом, можно сказать,
что, изображая идеальное
Платон не воображает, он именно изображает, познает, во всяком случае, субъективно, он не более творец своего «Государства», чем Ньютон – сформулированного им закона всемирного тяготения. Перед Платоном в «Государстве» стоят, прежде всего, познавательные, а не проективные задачи. Он не измышляет, а осмысляет, не творит, а проникает в сотворенное. Характеризуя платоновское понимание взаимоотношений идеальносущей и эмпирической реальности, А. Ф. Лосев отмечал: «Платоновская идея оказывается субстанционально данной, порождающей моделью и всего космоса, и всего, что находится внутри этого космоса»[28]. Поэтому Платона не интересуют возможности
______________________________
[24] Асмус, В. Ф. Государство / Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 597.
[25] Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 269–277; Богомо-лов, А. С. Античная философия. М., 1985. С. 180–187; Фролов, Э. Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 405–420.
[26] Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 153.
[27] Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 207, 318–319.
[28] Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 161.
создания утопического государства
всеобщего благоденствия и
Глава 3 Отличие между произведениями Платона «Государство» и «Закон»
Политико-правовым вопросам
посвящены самые крупные
В диалоге "Государство"
идеальный государственный
Диалог "Законы" является
последним сочинением Платона. Его
написанию предшествовали неудавшиеся
попытки философа реализовать в
Сиракузах, греческой колонии на
Сицилии, первоначальный проект наилучшего
государства. В "Законах" Платон изображает
"второй по достоинству" государственный
строй, приближая его к
Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство" таковы.
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограниченны, Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге "Государство" рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во "втором по достоинству" государстве "земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве". Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.
В-четвертых, Платон подробно
описывает в диалоге
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы можем заключить о том, что Платон оставил нам замечательный по степени проработки и последовательности суждений проект государства.
В результате исследования можно сделать следующие выводы. Взгляды Платона формировались под влиянием исторической действительности, а именно под влиянием кризиса полисной организации, который в IV в. до н.э. стал уже несомненным фактом. Мыслитель посвятил решению этой насущной проблемы два наиболее обширных и фундаментальных диалога — «Государство» и «Законы», где представил во всей полноте свою концепцию преобразования общества на идеальных началах.
Таким образом, мы можем сделать
вывод, что учение Платона об идеальном
государстве, внесшее несомненный
вклад в соответствующую
Библиографический список: