Происхождение государства и права. Сущность и функции теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее

Содержание работы

1.Общая характеристика власти и норм догосударственного периода. Понятие и признаки государства
2. Основные теории происхождения государства и права

3. Сущность государства: различные подходы

4. Понятие и классификация функций государства

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

Происхождение государства  и права. Сущность и функции теории государства и права.

1.Общая характеристика  власти и норм догосударственного периода. Понятие и признаки государства

2. Основные теории происхождения государства и права

 

3. Сущность государства:  различные подходы

 

4. Понятие и  классификация функций государства

 

Введение

Изучение процесса происхождения  государства и права имеет  не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее

время не только единства, но даже общности взглядов в отношении  процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения

государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь

идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения  государства и

права.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий,

объясняющих процесс возникновения  и развития государства и права. Это вполне

естественно и понятно, так  как каждая из них отражает или  различные взгляды и

суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на

данный процесс, или взгляды  и суждения одной и той же социальной общности на

разные аспекты данного  процесса возникновения и развития государства и права.

 

1.Общая характеристика  власти и норм догосударственного периода. Понятие и признаки государства

О появлении признаков  государства в любой стране свидетельствует, прежде всего, выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, признанных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой — вести самим новые территориальные завоевания.

О появлении признаков  государственной организации общества и вытеснении ею первобытно - общинной организации свидетельствуют и другие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

Аналогичные процессы происходят с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, и с правом. Будучи неразрывно связанным  с государством, право в силу тех  же причин, что и государство, появляется в мире и под воздействием тех  же экономических, социальных и политических процессов изменяется.

До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появлении, стали, по мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе; появление классов-антагонистов — бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление, наряду с имущественными, семейно-брачных и иных правоотношений. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества.

При первобытнообщинном строе  основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения  в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и  отражали в равной степени интересы всех членов общества. обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало  темпам изменения самого общества, происходившим в тот период.

  В первобытном обществе  действовали определенные правила  поведения - социальные нормы.  Социальные нормы первобытного  общества, как существующая там  власть, были продуктом исторических  условий, которые не знали отношений  господства и порабощения. Социальные  нормы выражали волю всех членов  рода, в силу чего, как правило,  исполнялись добровольно. 

Никакого различия между  правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность, например, служба в  ополчении или участие в народном собрании, как право. И правом, и  обязанностью явились также кровная  месть или коллективный труд, охота  и т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила  нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом, как уже говорилось.

К социальным нормам относились главным образом обычаи - исторически  сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в  результате многократного применения в течение длительного времени  и стали естественной потребностью людей. Обычаи были естественным порождением  самого первобытнообщинного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Обычаи возникали  в связи с общественной потребностью охватить общими правилами ежедневно  повторяющиеся акты производства, распределения  и обмена продуктов, создать такой  порядок, при котором отдельный  человек был бы подчинен общим  условиям производства.

По моему мнению, следует  отметить тот факт, что некоторые, и притом весьма важные обычаи первобытного общества, не могли быть ни открыты, ни изобретены, ни даже порождены повторением  известных процессов. Равенство  всех членов общества, включал женщин, которое представляется таким достижением  сейчас, вытекало из наличных отношений  первобытнообщинного строя, как  естественноисторический результат  сложения индивидов в первоначальные формы коллектива. Равенство существовало потому, что не было почвы для  неравенства и последнее не сознавалось  как нечто возможное, что не исключало  авторитета и признания особых качеств, выдвижения некоторых чем - либо выдающихся индивидов. То же самое можно сказать  и обычае общей земельной собственности.

Общая собственность на землю  и орудия труда, равенство членов общества и кровная связь, лежащая  в основе родов и племен, т.е. той  всей общественной структуры, которая  пришла на смену орде, составляет в  совокупности действительное основание  для всей массы обычаев, несмотря на их разнообразие. Возможность закрепления  обычаев, правил, навязанных человеку в силу взаимной зависимости индивидов, между которыми поделен труд, породили трудовые процессы, сформировав язык с его способностью к общению, абстракциям.

Многие обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и  религии, были связаны отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Например, естественное разделение функций  в трудовом процессе и даже самое  простое разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривается одновременно и как обычай, и как норма  морали, и как веление религии.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная  солидарность с ними была связана  и с тем, что первобытный человек  не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И  поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т.п. В этом смысле право появилось раньше государства и обеспечение его реализации, соблюдение всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Так или иначе, в любом  государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права  возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.

Государство это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин:

Необходимость единого руководства  обществом, управление обществом. В  основе лежит закон возрастающего  разнообразия форм деятельности людей  как следствие постоянного роста  потребностей. Неолитическая революция -> производящее хозяйство -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная собственность. Потестарная власть сменилась политической властью.

Потребность в масштабных работах, эта причина характерна для восточного пути возникновения  государства. Необходима была управляющая  единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило  государство.

Необходимость поддержания  общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом  общественной стабильности. Государство  также выступило как главный  элемент урегулирования конфликтных  отношений между бедными и  богатыми.

Необходимость ведения военных  действий и организации защиты, лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита).

 

2. Основные теории  происхождения государства и  права

Формирование государства  у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные  точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит  из того, что происхождение и существование  государства является результатом  проявления божьей воли. Согласно теологическим  учениям, государство служит воплощением  божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема  и подчинение ей естественно. Правители  действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся  литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая  нашла четкое выражение теологическая  теория.

Наиболее широкое распространение  эта теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей направленностью  обоснование превосходства церковной  власти над светской.

Начиная с IХ - Х вв. формулируется  так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный  и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

Есть и современные  последователи этой теории, которые  считают государственную власть вечной и незыблемой.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Информация о работе Происхождение государства и права. Сущность и функции теории государства и права