Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:00, контрольная работа
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее
1.Общая характеристика власти и норм догосударственного периода. Понятие и признаки государства
2. Основные теории происхождения государства и права
3. Сущность государства: различные подходы
4. Понятие и классификация функций государства
Много лет спустя Ф. Энгельс
сформулировал краткое, но пожалуй,
самое конфронтационное определение,
согласно которому «государство есть
не что иное, как машина для подавления
одного класса другим». В.И. Ленин внес
в приведенное определение
В современной учебной литературе государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Данная проблема является дискуссионной.
Сторонники теории элит, получившей распространение в XX веке, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
По мнению представителей технократической теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, который должен осуществлять государственную власть в интересах народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства, где экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, то есть власть не ограниченную законом.
Классовая направленность деятельности государства – его сущностная сторона. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества над другой.
В развитых демократических странах государство становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Классовость в таких государствах отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона.
Анализ сущности государства требует учета обоих начал, как классового, так и общесоциального.
Наряду с данными подходами можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:
консервативная,
либеральная,
социал-демократическая и
коммунистическая концепция социального назначения государства.
Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства: от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).
Консервативная концепция
исходит из того, что вмешательство
государства в жизнь общества
должно быть минимальным. Главная задача
государства здесь - обеспечивать сохранение
устоев общества, общественных отношений.
Государство защищает общество от посягательств,
катаклизмов. Когда возникают социальные
потрясения, власть действует активнее
и устраняет их. Либеральная концепция
исходит из того, что главная задача
государства - обеспечение прав и
свобод граждан. Проводится идея о минимуме
вмешательства в жизнь людей.
Государство проявляет
Социал-демократическая
концепция. Вмешательство государства
в жизнь общества усиливается. Задача
государства - обеспечить определенный
уровень равенства в обществе,
достойные условия
Коммунистическая концепция.
Роль государства в обществе максимальна.
Государство - главное орудие социальных
преобразований, его задача - довести
общество к светлому будущему. Это
ведет к тоталитарному
Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (так как они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.
Задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства.
2. обеспечение безопасности и укрепление государства.
3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества
4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).
4. Понятие и классификация функций государства
Функции государства (от лат. functio — исполнение, совершение) — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.
Функции государства обладают следующими существенными признаками.
1.
Функции государства — это
научная абстракция, позволяющая
расчленить единую
2.
Через функции, которые
3.
Функции государства — это
главные направления его
4.
Функции государства
5.
Реализуются государственные
Функции государства разнообразны. Их можно классифицировать по различным критериям.
По
причинам (источникам) возникновения
функции государства
По действию во времени функции государства делятся на постоянные, т. е. осуществляемые в течение длительного времени, и временные, выполняемые в чрезвычайных условиях, вызванные экстремальными обстоятельствами.
В зависимости от действий функций государства в пространстве их классифицируют на общегосударственные (национальные), которые являются важными для всего населения страны, и локальные, представляющие интерес для конкретной местности (например, Дальнего Востока РФ) или какой-либо профессиональной, половозрастной группы (учителей, молодежи и др.).
С точки зрения значимости государственных функций их условно разделяют на основные и неосновные. Основные функции — это те направления деятельности государства, которые наиболее полно раскрывают сущность и назначение государства и в осуществление которых вовлечен механизм государства в целом или большинство органов. Неосновные функции выступают составными частями основных, имеют локальный характер, касаются конкретной стороны общественной жизни. Например, в социальной функции государства можно выделить новое направление: поддержка и защита интеллектуальной собственности.
Классифицируют функции государства на основе принципа разделения властей. При этом выделяют законодательные (правотворческие), управленческие (исполнительные), правоохранительные, в том числе судебные, и информационные функции. Информационная функция характеризует деятельность средств массовой информации, имеет свое содержание, структуру и способы обеспечения.
По направленности действий функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние нацелены на решение внутренних задач страны и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета. К их числу относятся экономическая, социальная, политическая, правовая, экологическая, функция развития культуры, науки, образования; функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, налогообложения и взимания налогов и др.
Внешние функции направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами на международной арене, осуществление внешнего суверенитета государства. К внешним функциям относят функцию обороны, обеспечения мира, поддержания мирового правопорядка, взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, культурной, торговой сферах; сотрудничества в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); функцию борьбы с международной преступностью.
Рассмотрим некоторые их основных внутренних функций.
Экономическая функция включает в себя многогранную деятельность государства по организации, координированию, регулированию экономических прцессов с помощью налоговой и кредитной политики, государственного заказа, создания механизмов, стимулирующих экономический рост, осуществления санкций. В целом экономическая функция направлена на развитие рыночных отношений.
Социальная
функция ориентируется на создание
условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В содержание данной функции входит
деятельность государства по удовлетворению
потребностей людей в работе, жилье,
поддержании здоровья; обеспечению
государственной поддержки
Политическая
функция ориентирована на обеспечение
политической стабильности, эффективного
функционирования властных полномочий;
выработку политического курса
в соответствии с потребностями
широких слоев населения; налаживание
отношений с общественными
Содержание
функции развития культуры, науки
и образования составляет поддержка
государством всех форм культуры: литературы,
театра, кинематографа, телевидения; обеспечение
сохранности памятников истории
и культуры; развитие сети библиотек,
архивов и музеев; создание условий
для удовлетворения культурных потребностей
населения, приобщения его к достижениям
мировой художественной культуры. В
содержание данной функции входят также
государственная поддержка
Информация о работе Происхождение государства и права. Сущность и функции теории государства и права