Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 02:09, курсовая работа
Происхождение государства. Этот вопрос является дискуссионным. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены такие теории как договорная – её сторонниками были Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев; теологическая (Фома Аквинский, Ж. Маритен, Й. Месснер); патриархальная (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский); теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) и другие теории.
Введение………………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Возникновение государства……………………………………….……4
1.1 Признаки государства……………………………………...…………..…….6
1.2 Формы возникновения государства…………………………………............8
1.3 Теории происхождения государства…….……..…………..……………...10
ГЛАВА 2. Возникновение права…………………………………………………..14
2.1 Признаки права…………….……………………………………………......16
Заключение……………………………………………………………………….…20
Список используемой литературы………………………………………….……..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Возникновение государства……………………………………….……4
ГЛАВА 2. Возникновение права…………………………………………………..14
2.1 Признаки права…………….…………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….…….
Введение
Происхождение государства. Этот вопрос является дискуссионным. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены такие теории как договорная – её сторонниками были Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев; теологическая (Фома Аквинский, Ж. Маритен, Й. Месснер); патриархальная (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский); теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) и другие теории.
Вопрос происхождения
государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение
данной темы позволяет глубже понять социальную
природу государства, его особенности
и черты. Чем больше она изучается, тем
больше становится раскол во мнениях.
До сих пор нельзя установить как конкретно
происходило образование государства
– нельзя доказать или опровергнуть ту
или иную теорию его происхождения и я
уверен, что до тех пор, пока этого не будет
сделано, этот вопрос будет оставаться
актуальным.
Понятие государства
является абстрактным, и чтобы характеризовать его
необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая
различные определения,
данные государству, можно заметить, что
наиболее часто встречаются
основные, необходимые для образования
государства и характеризующие его,
признаки: союз людей, территория, суверенитет
и публичная политическая
власть.
В своей работе я рассматриваю наиболее
важные, как мне кажется, аспекты
в происхождении государства, такие как
возникновение государства, признаки
государства, различные теории о его происхождении.
ГЛАВА 1. Возникновение государства.
Прежде чем говорить о возникновении государства, я считаю нужным отметить условия, которые неразрывно связаны с его формированием. Обычно их делят на: материальные и социальные.
К материальным (экономическим) условиям относятся:
а) переход от собирательства к производящей экономике. Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство. На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве это было невозможно.
б) Три крупных разделения
труда – земледелие, скотоводство,
появление
купцов. В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее
вследствие этого расслоение общества
на тех, кто производит и тех, кто пользуется
продуктами труда, привело к возникновению
товарных отношений и выделению из общества
группы купцов, которые сами ничего не
производят, однако жизненно необходимы
в качестве связующего звена между
ремесленниками и теми, кто пользуется
их продуктами.
в) Появление частной собственности. Рост производительности труда способствовал индивидуализации производства и появлению прибавочного продукта, что давало возможность присвоения одним человеком излишков, произведенных другим человеком. Возросшая производительность и общественное разделение труда делали возможным производство продуктов специально для обмена.
Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремесленные изделия, а у народов знавших скотоводство, - прежде всего скот.
К социальным условиям относятся:
а) повсеместное закрепление табу на инцест
(запрет вступать в половые
сношения с близкими родственниками).
Данное общество с одной стороны
стимулировало формализацию связей между
мужчиной и женщиной и вело к
появлению семьи в современном понимании
слова. Полигамные отношения
менялись на моногамные. С другой стороны
данный запрет способствовал
установлению семейных отношений между
представителями различных общин,
что в свою очередь вело к появлению новых
социальных форм.
б) Усложнение социальных
связей, объединяющих членов общества. Кровное родство все больше уступало
место производственным, семейным,
товарообменным отношениям.
в) Специализация людей
на определённых видах деятельности
привела к
закреплению людей за определённой территорией.
Вследствие этого между
ними возникла специфическая связь – территориальная.
г) Институт власти выделяется
из общества. Это означает сосредоточение
управленческих структур исключительно
над властной деятельностью. Другим
общественно полезным трудом власть перестает
заниматься. Власть
постепенно становится профессией. Профессионализация
власти означает
перераспределение властных полномочий,
их переход от всего общества в
целом к ограниченному кругу лиц. При этом
передача власти происходит
либо по воли самой власти, либо по наследству.
Власть становится
социальной привилегией, а значит, начинается
борьба за власть.
Жизнедеятельность властных структур
поддерживается за счет изъятия
части общественно полезного продукта
у его фактических собственников, то
есть у производителей. При этом с одной
стороны возникает потребность
в установлении правил, регулирующих сроки
и размеры таких изъятий, а с
другой стороны, формирование силовых
механизмов, способных данное
изъятие осуществить.
Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним.
Государство характеризуют следующие признаки:
1. Государство в пределах
своих территориальных границ
выступает в качестве
2. Государственный суверенитет,
под которым принято понимать
присущее государству
3. Государство издает
законы и подзаконные акты, обладающие
юридической силой и
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
4. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны.
5. Государство - есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
6. Система налогов,
податей, займов (выступая основной
доходной частью бюджета
7. Территориальное деление населения.
8. Право (государство
не может существовать без
права, так как последнее
9. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.
10. Наличие государственных символов – герба, флага, гимна.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.
В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации обороны страны.
Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, совершенствования его механизма, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране1.
Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями:
а) Восточный (азиатский) способ возникновения государства.
Получил большое распространение
на Востоке, именно там впервые были
созданы условия для
Восточная форма возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность также постепенно превратилась в государственную. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, то есть выступали организаторами производства.
б) Западный путь возникновения государства.
На территории Европы главным государствообразующим фактором было социальное расслоение, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Современные ученые в научной литературе нередко называют Афины классической формой возникновения государственности, так как там экономическое неравенство между аристократией и рядовыми общинниками становится фундаментом для утверждения господства имущих классов, приводит к возможности овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.
Процесс возникновения государства в Риме был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях2.