Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:49, реферат

Описание работы

Оценка наиболее важных аспектов происхождения государства, его экономические отношения, власть, социальные нормы. Материальные и социальные предпосылки возникновения государства.

Содержание работы

Введение
1.Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы
2. Понятие и становление государства
2.1 Определение и признаки государства
2.2 Становление государства
3. Предпосылки возникновения государства
3.1 Материальные и социальные предпосылки возникновения государства
3.2 Формы собственности как признак возникновения государства

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 41.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Первобытное  общество: экономические отношения,  власть, социальные нормы

2. Понятие и становление государства

      2.1 Определение и признаки государства

     2.2 Становление государства

3. Предпосылки возникновения государства

    3.1 Материальные и социальные предпосылки возникновения государства

      3.2 Формы собственности как признак возникновения государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Ежедневно человек сталкивается с понятиями  государства и права, которые  выражаются в нормах и правилах поведения  человека в государстве. Я выбрал данную тему, потому что мне стало интересно как это происходило до настоящего времени. Как сказал Ирек Биккин «У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего».

     Итак, вопрос происхождения государства  остаётся актуальным и на сегодняшний  день. Изучение данной темы позволяет  глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем  больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих  пор нельзя установить как конкретно  происходило образование государства  – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения  и я уверен, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным. Рассматривая различные определения, данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются основные, необходимые для образования государства и характеризующие его, признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая власть.

     На  мой взгляд, в своей работе я  рассматриваю наиболее важные аспекты  происхождения государства и  права, такие как становление  государства, признаки государства, различные  теории  его происхождении. 
 
 
 
 
 
 

     1.Первобытное  общество: экономические отношения, власть, социальные нормы 

     Сложно  представить, как выглядели наши предки. Однако мы знаем точно: первый человек родился как существо социальное, ведущее стадный образ  жизни. Таким образом, человек и  общество неразрывно связаны, они возникают  и эволюционируют одновременно. В  условиях непрерывной борьбы за существование, когда люди еще не стали на планете  преобладающим биологическим видом, выжить в одиночку было невозможно. Формирование человеческих сообществ  предшествует появлению государства  и права.

     Следует отметить, что уже самые ранние стадии развития человека были связаны  с коллективными формами объединения  людей для совместного добывания  средств существования, производства примитивных орудий труда, потребления  продуктов. Вначале люди объединялись в небольшие бродячие группы, иногда в «первобытное стадо» (последнее, правда, оспаривается некоторыми учеными в  связи с якобы очевидной невыгодностью  подобного состояния для первобытных  людей: «стадом много не соберешь», да и в охоте «большое число  людей чаще идет во вред, а не на пользу»)1. Когда люди научились производить более совершенные орудия труда и строить совместные жилища, возникли более устойчивые формы общественного труда и общения людей. Появилась и постепенно упрочилась родовая община (род) как основная ячейка объединения людей. Для неё было характерно объединение по кровно-родственному признаку, т.е. по происхождению от единого предка, что было в ту пору единственно возможной, естественно возникшей формой связи людей.

     Экономические отношения. Хозяйственный уклад  первобытного общества характеризуется  присваивающим типом экономики. Продукты питания не производятся, а добываются охотой, рыбной ловлей, собирательством. Присутствует разделение труда по возрастному и половому признаку. Главная задача – взять  у природы то, что она может  дать. Отсюда полная зависимость первобытного сообщества от окружающей  природной  среды.2

     Для первобытной экономики характерны коллективно организованный, совместный труд всех членов общества, а также  общественная собственность на орудия труда и добытые продукты. Все  полученные продукты сдаются в «общий котел» и далее уравнительно перераспределяются, чтобы каждый получил свою долю. «Даже тогда, когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его  труд рассматривался как составная  часть деятельности всего коллектива, и добыча делилась поровну между  всеми членами рода».3

     Присваивающая экономика обусловливает кочевой  образ жизни первобытного общества. Истощение пищевых ресурсов в  одном месте заставляет первобытных  охотников перемещаться в поисках  новых угодий. Поэтому у первобытного общества отсутствует собственная (закрепленная) территория. Сложности  транспортировки вынуждали действовать  по принципу «все свое ношу с собой», минимизировать изготовление орудий труда, что серьезно сдерживало развитие материальной культуры.

     Каждый  новый день для первобытного сообщества начинался с поисков пищи. Человек  добывал не более того, что мог  посредственно потребить. Поэтому  долговременные запасы не создавались, избыточный продукт отсутствовал. Присваивающая  экономика позволяет удовлетворять  только минимальные насущные потребности  общества при максимальном  напряжении коллективных усилий всех его членов.

     Экономика представляет собой систему отношений  по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и  завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и  обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление  экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство  и право – это социально-политические институты, вызванные к жизни  экономикой, потребностями ее развития и регулирования.4

     Власть  и управление – универсальные  социальные категории, присущие любому человеческому сообществу. В условиях первобытно-общинного строя они  носят характер общественного самоуправления. Власть здесь имеет своим источником общую волю всего сообщества, непосредственно  формирующего органы самоуправления.

     Властные  функции осуществляли все взрослые члены рода. Высший орган управления – общее собрание, право голоса на котором имели все взрослые члены рода, включая женщин. Разумеется, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода. Вес  сказанного определяли профессиональные достижения, жизненный опыт, старшинство, храбрость, физическая сила, авторитет  выступающего. Принятые на собрании решения  носили общеобязательный характер. При  этом общие собрания созывались редко, как правило, для решения наиболее важных и чрезвычайных проблем. В  обычной, повседневной жизни люди и  сами прекрасно понимали, что им следует делать.

     Для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких предводителей  – старейшин. Термин «старейшина» означает не возраст, а общепризнанное лидерство  в сообществе. Старейшина – первый среди разных соплеменников. Он руководил повседневной жизнедеятельностью рода, не имея каких-либо льгот, преимуществ, привилегий. Его властные функции не замыкались на управлении, старейшина наряду с другими членами рода участвовал в материальном производстве. На случай военных действий род назначал военачальника. Постепенно выделялись жрецы (шаманы), выполнявшие ритуальные функции.5 Должность старейшины была сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития общества) или более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. «Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой – должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал со всеми и получал свою долю, как и все».6

     Нужно отметить выборный, временный и сменный  характер власти. Для первобытного общества характерно добровольное подчинение старейшинам, власть которых опиралась  на авторитет, уважение, признание соплеменников. Старейшиной человека делают, прежде всего, выдающиеся организационно-волевые  качества. Первобытный охотник должен осознавать, что именно старейшина способен наиболее эффективно организовать жизнедеятельность рода. Первоначально  власть старейшины не передавалась по наследству. Если появлялся более  сильный, опытный и мудрый член рода, происходила замена старейшины. Отсутствие каких-либо привилегий – предпосылка  того, что конфликтов при смене  власти не происходит.

     Старейшины  родов, военачальники, жрецы формируют  совет племени. Совет собирался  открыто, на нем вправе были присутствовать и другие члены племени. На совете рассматривались вопросы, общие  для всех родов племени.

     Специальный аппарат управления и принуждения  в первобытном обществе отсутствует. Здесь еще нет специализации, все занимаются всем: по мере необходимости  взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины  не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные  носить оружие. Отсутствовала возможность  освободить кого-либо от участия в  материальном производстве. Поэтому  чиновники как специалисты, занимающиеся исключительно управленческой деятельностью, еще не появились.

     Социальные  нормы. Совместная деятельность людей  предполагает согласование усилий отдельных  индивидов для достижения общего результата. Так формируются единые для всех членов единые для всех членов сообщества правила поведения  – социальные нормы. В течение  длительного времени в первобытных  сообществах формируются системы  социальных норм, регулирующие производственно-распределительные, семейные, религиозные, морально-этические  и иные взаимоотношения.

     Отметим чрезвычайную жестокость нравов и традиций первобытного общества с позиций  современной цивилизации, обусловленную  суровыми условиями борьбы за существование. Голод, болезни, хищники, неопределенность завтрашнего дня заставляли первобытного человека с животной яростью цепляться  за жизнь. Обычными были каннибализм, инфантицид (умерщвление слабых, больных, стариков), принудительное регулирование рождаемости, кровавые жертвоприношения, агрессия по отношению к конкурирующим  человеческим сообществам.7

     Из-за отсутствия письменности социальные нормы  в первобытном сообществе не фиксировались  документально. Как правило, они  складывались стихийно, методом «проб  и ошибок», передаваясь из поколения  в поколение и существуя в  сознании людей. Часть из них отмирала сама собой, другие проходили проверку временем и признавались полезными и необходимыми. Некоторые нормы создавались целенаправленно органами первобытного самоуправления.

     Главный источник социальных норм в первобытном  сообществе – обычай, то есть стихийно сложившиеся, многократно повторяемые  и вошедшие в привычку людей правила  поведения, исполнение которых обеспечивается силой общественного мнения.

     Признаки  социальных норм в первобытном обществе:

     во-первых, выражают интересы и волю всех членов рода;

     во-вторых, не фиксируются материально;

     в-третьих, нет четкого разграничения прав и обязанностей, а также дифференциации норм на традиционные, правовые, моральные, религиозные и др.;

     в-четвертых, носят общеобязательный характер;

     в-пятых, исполняются в силу привычки, добровольно, под влиянием общественного мнения.

     В родоплеменном обществе нормы жестко подразделяются на внутренние, регулирующие отношения внутри рода, и внешние, относящиеся ко всем иным сообществам. Родоплеменная солидарность обеспечивала коллективную защиту и покровительство  своим членам перед лицом внешних  угроз.

     Соблюдение  социальных норм обязательно для  всех членов рода. К нарушителям  применялись, прежде всего, меры убеждения (разъяснения, внушения, общегрупповое  порицание). Принуждение носило исключительный характер. Меры ответственности применялись  всем сообществом, иногда потерпевшими при поддержке соплеменников. Едва ли не самым суровым наказанием выступает изгнание из рода. Распространенным обычаем была кровная месть.

     В результате исследований, можно сделать  вывод, что большинство ученых связывает  возникновение права с разложением  первобытнообщинного строя и  зарождением государства.8

 

     

     2. Понятие и становление государства 

     2.1 Определение и признаки государства 

     В мировой теории нет и не было общепринятого  определения государства. Определения, относящиеся к концу ХIХ – началу ХХ века, как правило, включают в качестве специфических видовых отличий государства как общности народ, публичную власть и территорию.

Информация о работе Происхождение государства и права