Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:49, реферат

Описание работы

Оценка наиболее важных аспектов происхождения государства, его экономические отношения, власть, социальные нормы. Материальные и социальные предпосылки возникновения государства.

Содержание работы

Введение
1.Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы
2. Понятие и становление государства
2.1 Определение и признаки государства
2.2 Становление государства
3. Предпосылки возникновения государства
3.1 Материальные и социальные предпосылки возникновения государства
3.2 Формы собственности как признак возникновения государства

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 41.00 Кб (Скачать файл)

     "Государство,  таким образом, определяется как  общность, в основе структуры  которой лежит территория, народ  и государственная власть, то  есть через перечисление его  основных элементов".9

     Приведу некоторые определения государства:

     "Государство  – это организация политической  власти, необходимая для выполнения  как сугубо классовых задач,  так и общих дел, вытекающих  из природы всякого общества".10

     "Государство  в собственном смысле слова  (классовый подход) есть политическая  организация, которая поддерживает  господство одного класса над  другим, причём меньшинства над  большинством, сущность такого государства  заключается в диктатуре экономически  и политически господствующего  класса.

     Государство есть объединение людей, подчинённых  правовым законам (И. Кант)".11

     Какое бы мы не сделали определение государства, в нём мы необходимо "уложим" определяемое в определённый ряд  вместе с другими явлениями, установим  определённую связь между этими  последними и государством. Задача научного определения предмета и  заключается в том, чтобы вполне уяснить этот теоретический элемент, эту основную гипотезу, которая силой вещей лежит в основании первоначального определения, влияя таким образом на весь последующий ход научных построений.

     Различия  существующих определений государства  и сводятся к различаю тех гипотез, которые скрыто или открыто, бессознательно или сознательно вводились философами права и государствоведами в  самом начале их научных изысканий.

     "Наиболее  распространённое в настоящие  время воззрение сводит определение  государства к трём моментам: союз людей, власть и территория".12

     А.Ф. Вишневский выделяет следующие признаки государства.13

     Первым  и самым важным признаком государства является учреждение такой власти, которая с населением непосредственно не совпадает (в отличие от коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде особого социального слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определённой организации – формирования государственных учреждений, становления специального аппарата. Она немыслима без её оснащения материально-техническими средствами и неизбежно предполагает возможность применять принуждение, психическое или физическое насилие, обеспечиваемое репрессивными органами.

     Государственная власть суверенна.

     Однако  появление публичной власти не означает её полного отрыва от общества. Управление – отношение между управляющими и управляемыми, то есть населением. Это означает, что государство  – система публично-властных отношений, одномасштабных обществу в целом.

     Второй  признак государства – разделение населения по административно-территориальному принципу. В результате территориальное распределение населения как следствие замены родовых связей общественными (соседскими, производственными, обменными, политическими, культурно-бытовыми) превращается в административно-территориальное, а индивид становится подданным или гражданином.

     Территория  как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема, исключительна.

     Третий  признак государства – налоги. Государственные налоги – это учреждённые публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки. Иногда к налогам добавляются внутренние и внешние займы. 

     2.2 Становление государства 

     Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство  представляет собой центральный  институт власти в обществе и концентрированное  осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и  в обыденном сознании, и в действительности все три явления – государство, власть и политика вполне естественно  отождествляются.

     Государство возникает из предгосударственных  форм власти вождя племени или  союза племён, шамана, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной  совокупности людей, объединённых неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной  собственности, социальной дифференциацией  членов общества и образованием классов, а следовательно, возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и её новой институциональной  формы – власти с органами управления и контроля.

     Таким образом, государство – результат  и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

     История государства – сложный и многообразный  процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых  эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических  формаций и другими факторами. Тем  не менее возможна обобщённая генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.14

     1-й  этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в Риме – патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории полусвободных. Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских ни политических прав. Две функции государства чётко различаются – устройство "общих дел" в сообществе свободных и господство – подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития.

     2-й  этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) – собственность монарха. Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли). Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс).

     3-й  этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, в Европе завершается процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изжившимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. – одно из основных – образование общества суверенного народа, которое высвобождается из под гнёта государства и способно стать равным ему партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства. Активизируется идея гражданского развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо, И. Кант и другие) и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм, правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже.

     4-й  этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой "за" и "против" таких объединений (Югославия, бывший СССР) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе; формирование динамичных, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе (динамический тип политической стабилизации); стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Предпосылки возникновения государства 

     3.1 Материальные и социальные предпосылки возникновения государства 

     Прежде  чем говорить о предпосылках возникновения  государства, я считаю нужным отметить, что это условия, с наступлением которых неразрывно связано формирование государственно-правовых институтов.

     Как правило, все предпосылки делятся  на две группы – материальные и  социальные.

     1. Материальные (экономические).

     К ним относятся:

     а) Переход от собирательства к производящей экономике.

     "Главным  следствием неолитической революции  явился рост богатства: земледелие  и скотоводство давали определённый  избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее  хозяйство. На этой основе возникает  регулярный обмен между племенами,  а на его основе происходит  накопление богатства. При натуральном  хозяйстве это было невозможно".15

     б) Три крупных разделения труда  – земледелие, скотоводство, появление  купцов.

     В процессе разделения труда, появления  различных ремёсел и возникшее  в следствие этого расслоение общества на тех, кто производит и  тех, кто пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между  ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами.

     в) Появление частной собственности.

     Разделение  труда, по сути, означает специализацию  людей на определённых видах производственной деятельности. Это способствовало усилению эффективности производственной деятельности и как следствие, росту производительности труда. Кроме того, подобная специализация  означала, что первичным правом на произведённый продукт обладал  его производитель, который получал  возможность распоряжаться продуктом  по своему усмотрению.

     2. Социальные.

     К ним относятся:

     а) Повсеместное закрепление табу на инцест (запрет вступать в половые сношения с близкими родственниками). Данное общество с одной стороны стимулировало  формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к появлению  семьи в современном понимании  слова. Полигамные отношения менялись на моногамные. С другой стороны  данный запрет способствовал установлению семейных отношений между представителями  различных общин, что в свою очередь  вело к появлению новых социальных форм.

     б) Усложнение социальных связей, объединяющих членов общества. Кровное родство  все больше уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям.

     в) Специализация людей на определённых видах деятельности привела к  закреплению людей за определённой территорией. Вследствие этого между  ними возникла специфическая связь  – территориальная.

     г) Институт власти выделяется из общества. Это означает сосредоточение управленческих структур исключительно над властной деятельностью. Другим общественно  полезным трудом власть перестает заниматься. Власть постепенно становится профессией. Профессионализация власти означает перераспределение  властных полномочий, их переход от всего общества в целом к ограниченному  кругу лиц. При этом передача власти происходит либо по воли самой власти, либо по наследству. Власть становится социальной привилегией, а значит, начинается борьба за власть. Жизнедеятельность  властных структур поддерживается за счет изъятия части общественно полезного продукта у его фактических собственников, то есть у производителей. При этом, с одной стороны, возникает потребность в установлении правил, регулирующих сроки и размеры таких изъятий, а с другой стороны, формирование силовых механизмов, способных данное изъятие осуществить.

     Рассматриваемые предпосылки возникновения государства, особенно материальные, свидетельствуют  о развитии различных форм собственности  как одного из признаков возникновения  государства. 

Информация о работе Происхождение государства и права