Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:49, реферат
Оценка наиболее важных аспектов происхождения государства, его экономические отношения, власть, социальные нормы. Материальные и социальные предпосылки возникновения государства.
Введение
1.Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы
2. Понятие и становление государства
2.1 Определение и признаки государства
2.2 Становление государства
3. Предпосылки возникновения государства
3.1 Материальные и социальные предпосылки возникновения государства
3.2 Формы собственности как признак возникновения государства
"Государство,
таким образом, определяется
Приведу
некоторые определения
"Государство
– это организация
"Государство
в собственном смысле слова
(классовый подход) есть политическая
организация, которая
Государство есть объединение людей, подчинённых правовым законам (И. Кант)".11
Какое
бы мы не сделали определение
Различия
существующих определений государства
и сводятся к различаю тех гипотез,
которые скрыто или открыто, бессознательно
или сознательно вводились
"Наиболее
распространённое в настоящие
время воззрение сводит
А.Ф. Вишневский выделяет следующие признаки государства.13
Первым и самым важным признаком государства является учреждение такой власти, которая с населением непосредственно не совпадает (в отличие от коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде особого социального слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определённой организации – формирования государственных учреждений, становления специального аппарата. Она немыслима без её оснащения материально-техническими средствами и неизбежно предполагает возможность применять принуждение, психическое или физическое насилие, обеспечиваемое репрессивными органами.
Государственная власть суверенна.
Однако появление публичной власти не означает её полного отрыва от общества. Управление – отношение между управляющими и управляемыми, то есть населением. Это означает, что государство – система публично-властных отношений, одномасштабных обществу в целом.
Второй
признак государства – разделение
населения по административно-
Территория
как признак государства
Третий
признак государства – налоги. Государственные
налоги – это учреждённые публичной властью
поборы с населения, взыскиваемые принудительно
в установленных размерах и в заранее
определённые сроки. Иногда к налогам
добавляются внутренние и внешние займы.
2.2
Становление государства
Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления – государство, власть и политика вполне естественно отождествляются.
Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племён, шамана, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупности людей, объединённых неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и её новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля.
Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.
История
государства – сложный и
1-й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в Риме – патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории полусвободных. Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских ни политических прав. Две функции государства чётко различаются – устройство "общих дел" в сообществе свободных и господство – подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития.
2-й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) – собственность монарха. Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли). Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс).
3-й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, в Европе завершается процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изжившимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. – одно из основных – образование общества суверенного народа, которое высвобождается из под гнёта государства и способно стать равным ему партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства. Активизируется идея гражданского развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо, И. Кант и другие) и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм, правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже.
4-й
этап эволюции государства отмечен расширением
федеративных и конфедеративных процессов
(вступление в федеративное объединение
Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой
"за" и "против" таких объединений
(Югославия, бывший СССР) и появлением
условий для новой, современной государственности
и первых интеграций. Эти условия включают:
углубление демократического процесса,
создание основ гражданского общества
и правового государства, нового, динамического
типа социального и экономического развития
на новой, быстро революционизирующейся
материальной основе; формирование динамичных,
способных на быстрые и адекватные ответные
реакции на изменение условий окружения
механизмов стабилизации государства,
восстановление равновесия сил и порядка
в обществе (динамический тип политической
стабилизации); стабильность государства
благодаря равновесию власти и общества,
возможность политического единства государства.
3.
Предпосылки
возникновения государства
3.1
Материальные и социальные
предпосылки возникновения
государства
Прежде чем говорить о предпосылках возникновения государства, я считаю нужным отметить, что это условия, с наступлением которых неразрывно связано формирование государственно-правовых институтов.
Как правило, все предпосылки делятся на две группы – материальные и социальные.
1. Материальные (экономические).
К ним относятся:
а) Переход от собирательства к производящей экономике.
"Главным
следствием неолитической
б) Три крупных разделения труда – земледелие, скотоводство, появление купцов.
В
процессе разделения труда, появления
различных ремёсел и возникшее
в следствие этого расслоение
общества на тех, кто производит и
тех, кто пользуется продуктами труда,
привело к возникновению
в) Появление частной собственности.
Разделение
труда, по сути, означает специализацию
людей на определённых видах производственной
деятельности. Это способствовало усилению
эффективности производственной деятельности
и как следствие, росту производительности
труда. Кроме того, подобная специализация
означала, что первичным правом на
произведённый продукт обладал
его производитель, который получал
возможность распоряжаться
2. Социальные.
К ним относятся:
а)
Повсеместное закрепление табу на инцест
(запрет вступать в половые сношения
с близкими родственниками). Данное
общество с одной стороны стимулировало
формализацию связей между мужчиной
и женщиной и вело к появлению
семьи в современном понимании
слова. Полигамные отношения менялись
на моногамные. С другой стороны
данный запрет способствовал установлению
семейных отношений между
б) Усложнение социальных связей, объединяющих членов общества. Кровное родство все больше уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям.
в) Специализация людей на определённых видах деятельности привела к закреплению людей за определённой территорией. Вследствие этого между ними возникла специфическая связь – территориальная.
г) Институт власти выделяется из общества. Это означает сосредоточение управленческих структур исключительно над властной деятельностью. Другим общественно полезным трудом власть перестает заниматься. Власть постепенно становится профессией. Профессионализация власти означает перераспределение властных полномочий, их переход от всего общества в целом к ограниченному кругу лиц. При этом передача власти происходит либо по воли самой власти, либо по наследству. Власть становится социальной привилегией, а значит, начинается борьба за власть. Жизнедеятельность властных структур поддерживается за счет изъятия части общественно полезного продукта у его фактических собственников, то есть у производителей. При этом, с одной стороны, возникает потребность в установлении правил, регулирующих сроки и размеры таких изъятий, а с другой стороны, формирование силовых механизмов, способных данное изъятие осуществить.
Рассматриваемые
предпосылки возникновения