Положения о решающем влиянии
расовых различий на историю, культуру,
государственный и общественный строй
и о делении людей на высшую и низшую расы,
из которых первые являются создателями
цивилизации и призваны господствовать
в обществе и государстве. Вторые же не
способны не только к созданию, но даже
и к усвоению сформированной цивилизации.
Их удел - слепое и беспрекословное повиновение.
С помощью государства и права высшие
расы должны господствовать над низшими6.
Один из основателей расовой
теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял
арийцев «высшей расой», призванной господствовать
над другими расами.
Важным средством решения всех
важнейших государственно-правовых и
божественных проблем объявлялись войны.
Для их оправдания использовались положения,
высказанные известным немецким философом
Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) например: "война
для государства такая же необходимость,
как раб для общества", "любите мир
как средство к новым войнам".
Расовая теория повлекла за
собой чудовищную практику "узаконенного"
уничтожения целых народов, национальных
меньшинств, непримиримо относившихся
к фашизму национальных слоев.
В ходе исторического развития
общества расовая теория превратилась
в пережиток истории и исчерпала себя
полностью. Сегодня в условиях активизации
расовой теории среди общественных
движений, становится актуальным вопрос
о преемственности расовой теории и его
роли и месте в современном обществе. Как
«научная», академическая доктрина она
имеет хождение в западных странах и в
настоящее время7.
Заключительной теорией, которая
будет рассмотрена нами – это материалистическая
(марксистская) теория.
Данная теория базируется на
принципах, что государство возникло,
прежде всего, в силу экономических причин:
общественного разделения труда, появления
частной собственности, а затем раскола
общества на классы с противоположными
экономическими интересами. На смену родоплеменной
организации приходит государство, а на
смену родовым обычаям - право. Как объективный
результат этих процессов возникает государство,
которое специальными средствами подавления
и органами, постоянно занимающимися управлением,
сдерживает противоборство классов, обеспечивая
преимущественно интересы экономически
господствующего класса. Поскольку государство
возникло в результате деления общества
на классы, то делался вывод о том, что
государство есть исторически приходящее,
временное явление - оно возникло вместе
с возникновением классов и неизбежно
должно отмереть вместе с исчезновением
классов.
Вывод: подавляющее
большинство современных исследователей
исходит из того, что государство не является
результатом божественного разума, а является
результатом общественного договора или
завоевания одних народов другими.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ПРАВА
2.1. Классические теории
происхождения права
Теологическая
теория происхождения права.
Ярким
представителем и одним из главных разработчиков
данной теории был крупнейший идеолог
католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно
его учению, миром управляет Божественный
разум. Центральной идеей теории является
утверждение, что право создано Богом
для регулирования жизни людей и что оно
даруется человеку через пророка или правителя.
Сейчас возможно увидеть такое представление
о природе права в некоторых древних правовых
системах, таких, как вавилонские законы,
древнееврейские законы, законы Ману в
Древней Индии, а также в исламском праве.
Право, есть действие справедливости
в божественном порядке человеческого
общежития, а сама справедливость выражает
отношение человека не к самому себе, а
к другим людям и состоит в воздаянии каждому
ему принадлежащего. Фома Аквинский развивал
учение, согласно которому мир основан
на иерархии форм (божественная, духовная
и материальные формы). Во главе иерархии
стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому
принципу организовано и общество: подданные
подчиняются царям и светским властям,
рабы должны подчиняться господам.
Ф. Аквинский различал право
и закон. Последний представлял собой
«известное установление разума для общего
блага, обнародованное теми, кто имеет
попечение об обществе», то есть правителями.
Закон оценивается с точки зрения соответствия
его праву как высшей справедливости,
имеющей божественное происхождение.
Вечный закон не доступен человеческому
сознанию. Но человек различает добро
и зло, должное и недолжное поведение8.
На этой основе он разрабатывает
рационалистические принципы, составляющие
Естественный закон – отражение вечного
закона человеческим разумом. К нему относятся
законы общежития, стремление к самосохранению
и продолжению рода. Вечный закон – это
сам божественный разум, управляющий миром,
его часть составляет Божественный закон,
который содержится в Библии. Этот закон
необходим людям по двум причинам. Во-первых,
из-за несовершенства человеческого разума,
не дающего возможности людям самим прийти
к единому представлению о правде. Во-вторых,
Библия должна помочь им в этом. От него
производны все другие законы. В частности,
от него производен естественный закон,
который есть отражение Вечного закона
в человеческих отношениях. Естественный
закон отражается и конкретизируется
в человеческих законах. Человеческий
закон – это позитивное право, выражающее
требования естественного закона, подкреплённые
санкциями. Этот закон необходим для того,
чтобы люди вследствие грехопадения не
извращали закон естественный. Но человеческие
законы не совершенны, поэтому если они
противоречат естественным установлениям
и божественному закону, то им можно не
повиноваться. Но любое выступление против
законной власти он считал смертным грехом.
В эпоху капитализма теологические
теории нашли выражение в виде неотомизма,
который исходит из божественной природы
права. Наиболее ярким представителем
этого направления был Жак Маритен. По
его мнению, существуют два мира: мир сущностей,
духовный, нематериальный мир и производный
от него мир материальный. Их единство
определяется духовным началом – Богом.
Право, как и государство, представляет
собой результат действия духовных начал,
отражение божественного разума в общественном
порядке.
Теологическая теория - это
ответ на вызов своего времени. Её достоинством
является то, что именно её авторы впервые
жестко связали вместе такие понятия,
как право (пусть и как выражение божественной
воли) и справедливость. Вместе с этим имеются
большие трудности в том понимании права,
которое предлагает божественная теория.
Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо
божественное начало (Христа, Аллаха, Будду).
Поэтому она ограничивает рациональное
исследование вопроса о происхождении
права в рамках веры. Во-вторых, не существует
универсально приемлемой концепции Бога.
Например, семитская религия иудаизма,
ислам и христианство рассматривают Бога
как личностное, антропоморфное существо
мужского пола. Индуисты считают Бога
абсолютной душой, а индивидуальную душу
частью этой души. Поскольку человеку
не дано постичь Абсолют, размышления
становятся возможными через посредство
младших братьев или объектов природы.
Божественная теория сыграла
свою роль в обществе, однако на настоящем
этапе общественного развития вряд ли
она приемлема.
Теория естественного права
возникла давно, ещё до нашей эры. Отдельные
положения теории естественного права
были известны мыслителям Древней Греции
и Древнего Рима. В частности, софисты
исходили из того, что в основе образования
права нет ничего вечного, неизменного.
«Право» или «Правда» есть результат соглашения
людей, их договорённости придерживаться
в своих взаимоотношениях определённых
правил, чтобы обеспечивать безопасность
всех и каждого. Таким образом, право –
изобретение людей, искусственное образование.
Против этого возражали такие выдающиеся
мыслители древности, как Сократ, Платон,
Аристотель. Они исходили из того, что
не всё право искусственное изобретение
человеческого разума. Наряду с письменными
законами существуют вечные, не писанные
законы, не зависящие от воли людей и составляющие
естественное право, «вложенное в сердца
людей самим Божественным разумом».
Расцветом теорий естественного
права принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный
вклад в развитие этих теорий внесли Г.
Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс
и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П.Гольбах
(Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались
от идеи божественного происхождения
естественного права и обратились к воле
народов, наций, отдельного человека9. Признавалось, что в обществе
наряду с позитивным правом, созданным
государством (законодательством), существует
высшее право, свойственное человеку от
природы, - естественное право. Оно служит
критерием позитивного права с точки зрения
его соответствия справедливости. Если
такого соответствия нет, то законы государства
являются неправовыми. При этом под естественным
правом понимались законы природы, которые
провозглашают всех равными, следовательно,
законы государства должны быть одинаково
справедливыми ко всем людям.
Но, не смотря на противоречие
во взглядах на происхождение естественного
права, представители данной теории едины
в одном - естественное право не создаётся
людьми, а возникает стихийно, само по
себе. Люди каким-то образом лишь познают
его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости.
В естественно правовой теории
доминирует антропологическое объяснение
права и причин его возникновения. Если
право порождено неизменной природой
человека, то оно существует до тех пор,
пока существует человек.
Основные положения теории
естественного права нашли закрепление
в Декларации независимости США в 1776г.,
затем в Конституции США 1787г, в Декларации
прав человека и гражданина во Франции
(1789г) и др. Уступив на какое-то время своё
место исторической школе права, теория
естественного права вступила в XX в., в
период возрождённого естественного права
и получила широкое распространение во
многих странах Европы, Латинской и Северной
Америки.
Теория возрождённого естественного
права подчеркивает свою связь с естественным
правом на предыдущих этапах развития
и ставит своей задачей поиски идеального
критерия для положительного права. Оно
не признаёт вечного, неизменного для
всех народов и времён права и полагает,
что естественное право исторически меняет
своё содержание. Таким образом, естественное
право трактуется как совокупность абстрактных
принципов – свободы, справедливости,
выполнения заключенных договоров, уважения
властей, общего блага, которые предопределены
Божьей волей и воплощаются по воле Бога10.
Ещё, к примеру, сторонники естественной
теории права считали, что люди первоначально
находились в естественном состоянии,
где они все были равны и свободны, имели
собственность и находились в состоянии
мира и безопасности. Естественное право,
по их мнению, присуще человеку от рождения.
Закон природы, утверждал Д. Локк, предписывает
мир и безопасность. Однако любой закон
нуждается в гарантиях. Люди отказались
от права самостоятельно обеспечивать
свои естественные права. Они договорились
создать государство, имеющее право издавать
законы, снабженные санкциями. Естественные
права транслируются законами и обеспечиваются
наказанием нарушителей закона в той степени,
в какой это может воспрепятствовать нарушению
естественных прав.
Вообще, теория естественного
права сыграла огромную роль в освобождении
правопонимания от религиозных догм. Естественное
право выступало как некое идеальное право,
обусловленное природой человека, которому
необходимо следовать, хотя и трудно обнаружить
в реальной истории человечества.
Регулятивная теория происхождения
права - данная теория происхождения права
распространена в азиатских странах и
в евроазиатской России. Причиной особой
приверженности регулятивной теории ученых
этих стран является то, что они при осмыслении
вопроса о происхождении права опирались
в основном на условия, в которых находятся
страны Азиатского континента. Жесткие
климатические и географические условия
в данной части планеты обусловили особую
роль государства. С самого начала она
была огромной и заключалась в обеспечении
порядка и стабильности, которые были
крайне шаткими в таких трудных условиях.
Согласно регулятивной теории,
право возникает для установления и поддержания
единого порядка для всей страны. Порядок
– понятие комплексное, обхватывающее
многие сферы человеческой жизнедеятельности,
расширившейся и гигантски усложнившейся
в связи с переходом общества к производящей
экономике.
На первом этапе развития человеческого
общества, вероятно, лишь небольшой круг
вопросов требовал упорядочения посредством
правовых норм: распределение территории
при вынужденной передислокации народа
(заключение своего рода договора между
племенами), установлении правил экзогамии,
запреты инцестов и др. Затем с развитием
производства возникает необходимость
регламентировать уже не только порядок
приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное
производство. Например вассалы, помещик
своими распоряжениями устанавливали
такие правила в отношении крестьян –
нормы крепостного права. Так, в частности,
существовало такое правило, касающееся
разделения труда, - мужчины косят, подгребают
траву. Появлялись и правила сотрудничества,
взаимопомощи. Строительство крупных
сооружений вынуждало фараона, князя определять
правила участия в них (поголовное участие
или подворное).
Когда же развитие производства
перешло на новый уровень и обмен продуктами
труда стал носить массовый характер,
то начинают регулироваться меры весов,
устанавливаются денежные системы, справедливые
цены на товары.
Одним словом, по мере необходимости
все сферы жизни людей (экономическая,
политическая и социально бытовая) регулируются
нормами права всё плотнее и плотнее. В
этом и состоит причина появления права.
Нужно заметить то, что регулятивная
теория имеет немало плюсов. Во-первых,
она согласуется не только с историческими
фактами, но и со всем ходом развития истории.
Правовой потенциал накапливался постепенно
и постоянно увеличивался. Во-вторых, оценивая
с позиции сегодняшнего дня процесс происхождения
права, нужно свои оценки основывать на
каких-то объективных показателях. Таковыми
же прежде всего служат письменные источники
права. Действительно, в первых письменных
источниках права доминируют нормы уголовного
права, однако обобщение типичных, противоправных
ситуаций и установление за них санкций
– это тоже регулирование, не только превентивное11. Кроме того, уже и в этих источниках
есть нормы, регулирующие собственность,
порядок заключения договоров, просматриваются
и наследственные, семейные и другие нормы
права.
Вместе с тем, регулятивная
теория страдает некоторым максимализмом.
В её подтексте просматривается такой
тезис: человек настолько умное существо,
что ему всё по плечу. Да, можно согласиться
с тем, что многие вопросы социальной жизни
были урегулированы с помощью права. Но
вот, например, право очень долго не могло
«взять в плен» политику, т.е. урегулировать
вопрос о политическом властвовании. Тираны,
деспоты, диктаторы не одно тысячелетие
«парили» над людьми, уничтожали их в массовом
количестве и лишь только в новое время
с помощью права начинают регулироваться
и властеотношения. Так что, регулятивные
возможности права далеко не безграничны
даже сегодня, а на начальном этапе развития
общества они были куда скромнее.