Ещё, хотелось бы отметить, что
право – не единственное средство регулирования.
Помимо него, жизнь людей упорядочивается
и с помощью других социальных норм. Например,
в древности основную регулятивную функцию
несли обычаи.
Регулятивная теория – это
забегающая вперёд теория, приписывающая
праву такие его свойства, которые оно
приобретает на более поздних ступенях
своего развития.
Вывод: Основные теории классического
права были отнесены к божественным догматам.
Позже появляются теории, которые разграничивают
божественное право, они считают, что право
возникает в процессе развития между людьми
каких либо отношений.
2.2. Современные
теории происхождения права
Историческая теория происхождения
права основными представителями этого
направления исследовательской мысли
являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н.
М Карамзин. Историческая теория возникла
в первой половине XIX в., как противовес
теории естественного права, из которой
вытекали демократические и революционные
идеи, призывы к коренному изменению существующего
со Средних веков политико-юридического
строя и принятию законов, отвечающих
«требованиям разума», «природе человека»12.
Говоря о праве, создатели исторической
школы права считали, что действующее
в обществе право не сводится к совокупности
предписаний, исходящих от государства.
Право возникает спонтанно и своим происхождением
не обязано государству. Оно, подобно языку,
не устанавливается договором, не вводится
по чьему либо указанию, не дано Богом,
а создаётся, складывается постепенно
путём самостоятельного развития через
стихийное образование норм общения, добровольно
принимаемых народом. Право – это прежде
всего исторически сложившиеся правовые
обычаи, произрастающие из глубин народного
сознания, из недр национального, народного
духа. Что же касается предписаний государства,
то они составляют позитивное право, которое
производно от права обычного и способно
лишь помочь его упорядочению.
Представители исторической
школы права попытались истолковать становление
и жизнь юридических норм и институтов
как определённый объективный ход вещей.
Этот ход совершается непроизвольно, приноравливаясь
сам собой к потребностям и запросам времени,
поэтому людям лучше всего не вмешиваться
в него.
Историческая школа права имеет
несколько достоинств. Одно из главных
– правильный вывод о том, что право –
это объективное явление, а не чьё-то произвольное
творение. Кроме того, утверждается, и
с этим вполне можно согласиться, что право
– явление историческое и развивается
вместе с обществом, а не стоит на месте,
будучи раз и навсегда данным.
Историческую теорию следует
признать крупным продвижением вперёд
теоретико-правовой мысли в изучении о
происхождении права. Она оказала значительное
влияние на становление историко-правовых
наук. Историческая теория, без всякого
сомнения, пополнила копилку человеческих
знаний о процессе происхождения права13.
Классовая теория происхождения
права. Выдающимися мыслителями XIX века
и основателями данной теории были К. Маркс
и Ф. Энгельс.
Маркс и Энгельс отмечали, что
история человеческого общества была
всегда историей классовой борьбы, в которой
угнетатель и угнетенный находились в
резком противостоянии друг другу. Политическая
власть является организованным использованием
силы одним классом для подавления и подчинения
другого класса. Господствующий класс
видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает
их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно
создаёт необходимые для достижения своей
цели законы. Таким образом, право является
возведённой в закон волей господствующего
класса, его орудием, применяемым для подавления
класса угнетенного.
Но само право, так же, как, впрочем,
и другие формы общественного сознания
(например, мораль), полностью обусловлено
экономическими условиями жизни общества
и должно соответствовать экономической
структуре общества.
С точки зрения данной теории
право есть возведённая в закон воля экономически
господствующих классов. Содержание этой
воли определяется материальными, то есть
экономическими, условиями жизни общества,
а возведение её в закон осуществляется
государством путём установления или
санкционирования определённых норм.
В советской юридической науке и юридической
науке других социалистических стран
право обычно определялось как совокупность
или система общеобязательных норм, которые
устанавливаются, или санкционируются
государством, обеспечиваются им, выражают
волю экономически господствующих классов
или народа (в социалистическом обществе)
и выступают в качестве регуляторов общественных
отношений14.
Классовая теория, как и все
предыдущие, имеет свои плюсы. Маркс и
Энгельс справедливо заметили, что экономика
– это далеко не пустячный фактор в развитии
общества и, в частности, в процессе происхождения
права. Они правы в том, что на определённой
ступени развития общества, обычаи перестают
быть основным средством социального
регулирования, поскольку они были предназначены
для однородного общества, но отнюдь не
для общества, которое дифференцировалось
на классы и социальные группы. Им на смену
приходят другие, более подходящие средства
регулирования, главным из которых является
право.
Марксистская теория придаёт
социальному развитию научную форму. Она
указывает на способ производства как
на единственную причину всех культурных
явлений и права в том числе. Однако характерной
особенностью научного метода является
то, что он основывается на вероятности,
а не на необходимости, на поиске не одного
какого-то закона, а нескольких законов.
Эта теология основана на поисках единого
и окончательного объяснения всего сущего.
Поэтому, хотя экономические факторы,
несомненно, играют определённую роль
в происхождении права, они не являются
единственной причиной, породивший правовой
процесс в истории человечества.
Согласно этой концепции, пусковым
механизмом зарождения права являются
классовые противоречия. Однако опыт социальной
жизни говорит о том, что классовая борьба
– это явление, которое можно рассматривать
и как отрицательное, поскольку она не
способствует истощению и уничтожению
ресурсов общества, так необходимых для
прогресса (людских прежде всего, а также
материальных).
В праве выражается не только
воля господствующего класса, но также
и общая воля людей, проживающих в том
или ином государстве. Так, наказание,
следуемое за убийство любого человека,
отвечает интересам всех, а не только интересам
экономически сильного и поэтому господствующего
класса, поскольку иной подход подорвал
бы основы безопасности и стабильности
общества. Акцент же Маркса и Энгельса
на право лишь как инструмент подавления
не способствует изучению той полезной
роли, которую право могло бы играть в
обществе.
Но при всех недостатках классовой
теории, нельзя забывать о её плюсах. Принцип
историзма, подход к появлению права как
социального явления, рожденного потребностями
материальной жизни общества, связь права
с классовыми структурами и классовыми
интересами и ряд других положений составляют,
несомненно, большое достижение теоретико-правовой
мысли.
Примирительная теория происхождения
права - это самая популярная теория на
Западе. Её поддерживает английский ученый
Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Пристрастие
к этой теории вполне объяснимо: западные
страны развивались эволюционным путём,
причем социальные институты там создавались
«снизу», то есть по мере выявления потребности
люди начали думать, как дать достойный
ответ на вызов объективной реальности.
Создание права – один из таких ответов.
Согласно данной теории, право
начало зарождаться не для урегулирования
отношений внутри рода, а для упорядочения
отношений между родами. Внутри рода обязанность
миротворческой и судебной власти исполнял
наиболее уважаемый представитель рода.
Каждый отдельный индивид рода ещё не
представлял собой субъекта. Ведь род
обеспечивал ему безопасность и защиту.
Сила рода, таким образом, была силой каждого
его члена и поэтому в интересах любого
индивида было не противопоставлять себя
роду. Между родовыми группами случались
конфликты, и их улаживание было в интересах
племени. Племя являлось, прежде всего,
единицей военной. Его сила в то далёкое
время определялась прежде числом, а не
умением. Вот почему было крайне невыгодно
терять людей в результате внутренних
конфликтов.
Именно из договоров о примирении,
заключаемых первоначально с помощью
народного собрания, затем совета старейшин,
возникло, как считают приверженцы этой
теории, примирительное право15. Со временем договор примирения
в силу повторения ситуаций однородного
характера постепенно перерос в правила,
правовые нормы, в соответствии с которыми
всё больше увеличивалась сумма штрафа
за нанесение телесных повреждений и так
далее. Со временем правила примирения
стали дифференцироваться. На основе разрешения
целого ряда ситуаций самого различного
характера возникла целая система правовых
норм. Из поколения в поколение она продолжала
совершенствоваться в традиционной для
тех времён устной форме, а затем начала
оформляться в форме законодательства,
то есть в форме провозглашения их от имени
государства с правом применения санкций
со стороны государственных органов.
Данная теория основана на многочисленных
исторических фактах, и в этом, несомненно,
её плюс. Ведь конфликты действительно
сопровождали и сопровождают человеческое
общество на всём протяжении его развития
и являются отнюдь не исключением, а правилом.
Как только у какой-либо социальной структуры
появляются особенные интересы, возникает
необходимость их отстаивать, а это проходит
весьма не гладко.
Известно, что на первых порах
право существовало в основном в устной
форме. Письменные источники появляются
гораздо позднее, да и, появившись, они
занимают очень скромное место в общем
массиве правовых норм. Примирительные
договоры, конечно же, носили устный и
символический характер. Вот ещё аргумент
в пользу данной теории.
Вывод: Современные теории происхождения права
подходят к сущности права по-разному.
Происхождение права является многосторонним
явлением, сложным социальным феноменом.
Возникновение права рассматривается
по-разному, с экономической, с исторической
точки зрения. Примирительная теория права
на наш взгляд кажется наиболее правильной
в описании возникновения права.
Заключение
На основании проведенного
курсового исследования мы пришли к следующим
выводам:
- Государство и право существовали не всегда,
а появились на определенном этапе развития
общества. В период первобытнообщинного
строя, когда орудие труда было несовершенным,
производительность труда достаточной
низкой и начинает зарождаться первая
теория происхождения государства, при
этом в данный исторический период времени
можно и говорить о первых правовых нормах,
выраженных в обычаях и традициях сложившихся
к данному периоду времени.
- В дальнейшем в рамках исторического
развития появлялись все новые и новые
теории происхождения государства, на
смену одной теории приходит другая, но
при этом сущность и общее в теориях все
же прослеживается. Одним из общих элементов
в теориях происхождения государства
является тот факт, что человек и государства,
взаимосвязанные и взаимодополняют друг друга.
- Государство и право призвано,
сохранять общественные институты и обеспечивать
нормальное существование всех элементов
общественности. Государство и право,
как единый элемент, стали в условиях современного
общества рычагом не только обеспечивающим
правами и обязанностями, но и механизмом
защиты всех участников государственно-правовых
отношений.
- Разные подходы к праву, разные
взгляды на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов на
исторические судьбы права и государства.
Общее мнение одно право и государство
развиваются.
- При
всем существующем множестве теорий происхождения
государства и права вопрос о причинах
и процессе происхождения был и остается
ключевым для теории государства и права.
Библиографический список
- Алексеев С.С. Общая теория права
/ С.С. Алексеев - М.: Проспект, 2008. - 576 с.
- Абдулаев М.И. Теория государства и права
/ М.И. Абдулаев - СПб.: Питер, 2003. - 397 с.
- Абдулаев М.И. Проблемы теории государства и права / М.И.
Абдулаев, С.А. Комаров - СПб.: Питер, 2003. - 576 с.
- Бабаева В.К. Теория
государства и права / под ред. В.К. Бабаева.
- М.: Юрист, 2006. - 637 с.
- Бошно С.В. Теория государства и права
/ С.В. Бошно - М.: Эксмо, 2007. - 400 с.
Беляев О.М. Теория государства и права
в схемах / О.М. Беляев - М., ЭКСМО., 2009 г. 96 с.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права
/ А.Б. Венгеров - М.: Омега-Л, 2006. - 608 с.
- Власенко Н.А. Теория государства и права
/ Н.А. Власенко - М.: Проспект, 2011 - 416 с.
- Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
- Головистикова А.Н. Теория государства и права
/ А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев - М.: Эксмо, 2007. - 592 с.
- Графский В.Г. Всеобщая история права и государства
/ В.Г. Графский – М.,- Изд.: Норма, Инфра-М., 2010 г. 816
с.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права
/ С.А. Комаров - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
- Кикотя В.Я. Теория государства и права / под ред. В.Я. Кикотя и В.В. Лазарева. - М.: Форум, 2008. - 624 с.
- Лазарев В.В. Теория государства и права
/ В.В. Лазарев, С.В. Липень - М.: Юрайт, 2010. - 634 с.
Летушева Н.И. Теория государства
и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева М.,
Изд.: Академия, 2008 г. 208 с.
- Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права
/ М.Н. Марченко - М.: Проспект, 2009. - 768 с.
- Марченко М.Н. Теория государства и права
/ М.Н. Марченко - М.: Проспект, 2009. - 656 с.
- Матузов Н.И. Теория государства и права
/ Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Юрист, 2007. - 541 с.
- Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах
/ Л.А. Морозова - М.: Эксмо, 2007 г. - 288 с.
- Морозова Л.А. Теория государства и права
/ Л.А. Морозова - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.
- Матузова Н.И. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2006. - 768 с.
- Малько А.В. Теория государства и права/отв. ред. А.В. Малько. - М.: Кнорус, 2010 - 400 с.
- Пиголкина А.С. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 2007. -613 с.
- Радько Т.Н. Теория государства и права
/ Т.Н. Радько - М.: Проспект, 2009. - 576 с.
- Сырых В.М. Теория государства и права
/ В.М. Сырых - М.: Юстицинформ, 2005. - 704 с.
- Чашин А.Н. Теория государства и права / А.Н. Чашин - М.: Дело и Сервис, 2008. - 688 с.
- Червонюк В.И. Теория государства и права
/ В.И. Червонюк - М.: ИНФРА-М, 2009. - 704 с.
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права
/ А.Ф. Черданцев - М.: Юрист, 2003. - 395 с.