Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить основные причины и предпосылки возникновения государства и права, определить отличия государства от догосударственных образований, отличия права от социальных норм первобытного общества.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть причины, условия, основные теории происхождения государства и права, проследить взаимосвязь некоторых теорий и взглядов;
2. Оценить роль государства и права в жизни общества.
3. Изучить специальную литературу и научные публикации по изучаемой проблеме.
4. Провести исследование и анализ полученных данных.
5. Обобщить результаты по проделанной работе в рамках темы курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Общинно-родовой строй: экономические отношения, власть и социальные нормы…………………………………………………………………………….5
2. Социально-экономические предпосылки возникновения государства………………………………….11
3. Возникновение права; его отличие от социальных норм первобытного общества…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы………………………………………………………………26
В племени организация власти
и управления была примерно такой же, как
и в родовой общине. Основным органом власти
и управления здесь, как правило, был совет
старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло
существовать и народное собрание (собрание
племени). В состав совета старейшин входили
старейшины, вожди, военачальники и другие
представители родов, составляющих племя.
Совет старейшин решал все основные вопросы
жизни племени при широком участии народа.
Для решения текущих вопросов, а также
на время военных походов избирался вождь
племени, положение которого практически
ничем не отличалось от положения старейшины
или вождя рода. Как и старейшина, вождь
племени никакими привилегиями не обладал
и считался лишь первым среди равных.
Аналогичной была организация
власти и управления во фратриях и союзах
племен. Так же как в родах и племенах,
здесь встречаются народные собрания,
советы старейшин, советы вождей, военные
предводители и прочие органы, которые
являются олицетворением так называемой
первобытной демократии. Никакого специального
аппарата управления или принуждения,
а также власти, оторванной от общества,
здесь еще не существует. Все это начинает
появляться лишь с разложением первобытнообщинного
строя.
Совместная деятельность людей
предполагает согласование усилий отдельных
индивидов для достижения общего результата.
Так формируются единые для всех членов
единые для всех членов сообщества правила
поведения - социальные нормы. В течение
длительного времени в первобытных сообществах
формируются системы социальных норм,
регулирующие производственно-
Отметим чрезвычайную жестокость
нравов и традиций первобытного общества
с позиций современной цивилизации, обусловленную
суровыми условиями борьбы за существование.
Голод, болезни, хищники, неопределенность
завтрашнего дня заставляли первобытного
человека с животной яростью цепляться
за жизнь. Обычными были каннибализм, инфантицид
(умерщвление слабых, больных, стариков),
принудительное регулирование рождаемости,
кровавые жертвоприношения, агрессия
по отношению к конкурирующим человеческим
сообществам.
Из-за отсутствия письменности
социальные нормы в первобытном сообществе
не фиксировались документально. Как правило,
они складывались стихийно, методом «проб
и ошибок», передаваясь из поколения в
поколение и существуя в сознании людей.
Часть из них отмирала сама собой, другие
проходили проверку временем и признавались
полезными и необходимыми. Некоторые нормы
создавались целенаправленно органами
первобытного самоуправления.
Главный источник социальных
норм в первобытном сообществе - обычай,
то есть стихийно сложившиеся, многократно
повторяемые и вошедшие в привычку людей
правила поведения, исполнение которых
обеспечивается силой общественного мнения.
Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:
1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной первобытного общества.
2) реализовались главным
образом в виде обычаев (т.е. исторически
сложившихся правил поведения, вошедших
в привычку в результате
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве
ведущего способа
6) были продиктованы естественно-
7) выражали интересов всех членов рода и племени
Также можно отметить признаки характерные для родовой общины:
1) преобладание коллективного характера труда;
2) половозрастное разделение труда;
3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;
4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта;
5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов;
6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;
7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).
В родоплеменном обществе
нормы жестко подразделяются на внутренние,
регулирующие отношения внутри рода, и
внешние, относящиеся ко всем иным сообществам.
Родоплеменная солидарность обеспечивала
коллективную защиту и покровительство
своим членам перед лицом внешних угроз.
Соблюдение социальных
норм обязательно для всех членов рода.
К нарушителям применялись, прежде всего,
меры убеждения (разъяснения, внушения,
общегрупповое порицание). Принуждение
носило исключительный характер. Меры
ответственности применялись всем сообществом,
иногда потерпевшими при поддержке соплеменников.
Едва ли не самым суровым наказанием выступает
изгнание из рода.
В результате исследований,
можно сделать вывод, что большинство
ученых связывает возникновение права
с разложением первобытнообщинного строя
и зарождением государства.
Выводы
Первобытно-общинный строй был самым длительным
по времени (более миллиона лет) этапом
в истории человечества. Определить его
нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко,
ибо во вновь обнаруживаемых костных останках
наших далеких предков большинство специалистов
видит то предчеловека, то человека. В
зависимости от этой оценки преобладающее
мнение меняется. В современный период
одни ученые считают, что древнейший человек
(а тем самым и первобытное, дикое общество)
возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие
исследователи относят его появление
к более позднему времени. Общественная
(социальная) власть, существовавшая в
догосударственный период, обладала следующими
главными чертами. Эта власть: базировалась
на семейных отношениях, ибо основой организации
общества был род (родовая община), т.е.
объединение людей по действительному
или предполагаемому кровному родству,
а также общности имущества и труда. Род
формировался в период, когда на смену
беспорядочным половым связям пришла
семья, основанная на коллективном, а потом
и на парном браке. Каждый род выступал
в качестве хозяйственной единицы, собственника
средств производства, организатора общего
трудового процесса; была непосредственно
общинной, строилась на началах первобытной
демократии, на функциях самоуправления
(т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
опиралась на авторитет, уважение, традиции
членов рода; осуществлялась как обществом
в целом (родовые собрания, вече), так и
его представителями (старейшинами, советами
старейшин, военачальниками, вождями,
жрецами и т.п.). Социальные нормы первобытного
общества обеспечивали существование
присваивающей экономики и продолжение
рода, регулировали определенные способы
добывания пищи и сохраняли брачно-семейные
отношения. Эти нормы именуются мононормами,
поскольку они по большому счету выражали
главный интерес людей того общества –
выжить. Этот интерес собирал силы в обществе
для того, чтобы противостоять стихии,
различным опасностям.
Общинно-родовой
строй - это общество,
не знавшее классового деления, государственной
власти и правовых норм. Основой экономических
отношений общинно-родового строя являлась
коллективная собственность на средства
производства при уравнительном распределении
добывавшихся материальных благ.
В результате исследований, можно сделать вывод, что большинство ученых связывает возникновение права с разложением первобытнообщинного строя и зарождением государства.
2. Социально-экономические
предпосылки возникновения
Проблема возникновения
государства и права остается и, видимо,
длительное время останется в науке дискуссионной.
Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы
лежат различные идейные, философские
воззрения и течения. Во-вторых, историческая
и этнографическая науки дают все новые
знания о причинах происхождения государства
.
Государственная организация
человеческого общества призвана обеспечивать
общесоциальное регулирование общественных
отношений в целях освобождения человека
от всех видов порабощения и зависимости,
полноценного и гармоничного развития
личности. Такого уровня развитости государство
достигает не сразу. На ранних стадиях
цивилизации оно выступает как достаточно
примитивная организация общества, сущность
которой кроется в системе органов и учреждений
принуждения, осуществляющих классовую
или иную социальную диктатуру. И только
в условиях демократического общества
государство приобретает способность
обеспечить основные ценности общественного
развития - народовластие, экономическую
свободу и свободу личности.
Государственный аппарат
сформировался из аппарата управления
первобытного общества. Поэтому власть
неизбежно оказывалась в руках родоплеменной
знати, из которой образовались либо обособленная
социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая
структура, осуществлявшая эксплуатацию
остального общества, либо господствующего
класса, также эксплуатировавшая вместе
с этим классом остальную часть общества.
Большинство мыслителей
прошлого рассматривали государство в
основном с социологической точки зрения.
Но наряду с социологическим определением
понятия государства в учении о государстве
предпринимались попытки дать ему юридическое
определение. Так, Г. Еллинек считал, что
государство представляет собой особое
общественное образование и особое правовое
явление. Он пишет: «Так как право - существенный
элемент государства, то познание последнего
невозможно без изучения его юридической
природы. Государство, упорядоченное правом,
должно занимать определенное место в
самом праве, - должно существовать правовое
понятие о государстве. Государство он
определяет как целевое единство индивидов,
наделенное качествами юридического субъекта,
обладающее волей и являющееся носителем
прав.
Начиная характеристику
предпосылок возникновения государства,
следует оговориться, что всю их совокупность
принято делить на несколько групп (каждая
из которых будет рассмотрена в дальнейшем).
Важнейшую из них представляют экономические
предпосылки.
Появление государств
явилось закономерным следствием произошедшей
в обществе «неолитической революции».
Социально-экономическая и экологическая
сущность данного явления заключалась
в том, что с целью удовлетворения своих
потребностей человек от орудийной деятельности,
связанной с присвоением готовых животных
и растительных форм, перешел к подлинно
трудовой деятельности, направленной
на преобразование природы и производство
пищи: созданию новых растительных и животных
форм и замещению ими природных естественных
форм.
Основные
причины появления государства:
- необходимость совершенствования управления
обществом, связанная с его усложнением.
Это усложнение, в свою очередь, было связано
с развитием производства, появлением
новых отраслей, разделением труда, изменением
условий распределения общественного
продукта, обособлением социальных структур,
их укрупнением, ростом численности населения,
проживающего на определенной территории
и т.п. Старый аппарат управления не мог
обеспечить успешного руководства этими
процессами;
- необходимость организации
крупных общественных работ, объединения
в этих целях больших масс людей. Это особенно
проявлялось в тех регионах, где основой
производства было поливное земледелие,
которое требовало строительства каналов,
водоподъемников, поддержания их в рабочем
состоянии и т.п.;
- необходимость подавления
сопротивления эксплуатируемых. Происходившие
при разложении первобытного общества
процессы с неизбежностью приводили к
разделению общества, к появлению богатых
и бедных, к возникновению эксплуатации
меньшинством большинства, а вместе с
тем - к появлению социальных антагонизмов
и сопротивления той части общества, которая
подвергалась эксплуатации;
- необходимость поддержания
в обществе порядка, обеспечивающего функционирование
общественного производства, социальную
устойчивость общества, его стабильность,
в том числе и по отношению к внешнему
воздействию соседних государств или
племен. Это обеспечивалось, в частности,
поддержанием правопорядка, применением
различных мер, в том числе и принудительных,
для того чтобы все члены общества соблюдали
нормы зарождающегося права, в том числе
и те, которые воспринимались ими как не
отвечающие их интересам, несправедливые;
- необходимость ведения
войн, как оборонительных так и захватнических.
Происходившие накопления общественных
богатств приводило к тому, что стало выгодным
жить за счет грабежа соседей, захватывая
ценности, скот, рабов, облагая соседей
данью, порабощая их. В плане подготовки
и ведения войн государство обладает значительно
большими возможностями, чем первобытное
общество. Поэтому появление какого-либо
государства неизбежно приводило к тому,
что его соседи порабощались или в свою
очередь организовывались как государства
.
Рассмотрим основные теории происхождения государства.
Теории о происхождении государства
стали возникать вместе с последним, отражая
уровень развития экономического строя
и общественного сознания. Остановимся
на некоторых из них.
Теологическая
теория является одной из самых древних.
Ее создатели считали, что государство
вечно существует в силу божественной
воли, а потому каждый обязан смиряться
перед этой волей, подчиняться ей во всем.
Так, в законах царя Хаммурапи (древний
Вавилон) говорилось о божественном происхождении
власти царя: «Боги поставили Хаммурапи
править «черноголовыми»; «Человек является
тенью бога, раб является тенью человека,
а царь равен богу» (т. е. богоподобен).
В древнем Китае император именовался
сыном неба. В более близкие нам времена
идею богоустановленности государственной
власти продолжало развивать христианство.
«Всякая душа да
будет покорна высшим властям,—
Согласно теологической теории творец
всего сущего на Земле, в том числе государства
— Бог, проникнуть же в тайну божественного
замысла, постичь природу и сущность государства
невозможно. Не затрагивая научности данной,
основанной на агностицизме посылки, отметим,
что теологическая теория не отвергала
необходимости создания и функционирования
земного государства, обеспечения надлежащего
правопорядка. Придавая государству и
государственной власти божественный
ореол, она присущими ей средствами поднимала
их престиж, сурово осуждала преступность,
способствовала утверждению в обществе
взаимопонимания и разумного порядка.
В наше время у богословия также имеются
немалые возможности для оздоровления
духовной жизни в стране и укрепления
российской государственности.
Патриархальная
теория была широко распространена
в Древней Греции и рабовладельческом
Риме, получила второе дыхание в период
средневекового абсолютизма и какими-то
отголосками дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который
считал, что государство представляет
собой естественную форму человеческой
жизни, что вне государства общение человека
с себе подобными невозможно. Как существа
общественные люди стремятся к объединению,
к образованию патриархальной семьи. А
увеличение числа этих семей и их объединение
приводят к образованию государства. Аристотель
утверждал, что государственная власть
есть продолжение и развитие отцовской
власти.
В средние века, обосновывая существование
в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе
«Патриархия, или защита естественного
права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную
теорию доказывал, что первоначально Бог
даровал королевскую власть Адаму, который
поэтому является не только отцом человеческого
рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла благоприятную
почву в России. Ее активно пропагандировал
социолог, публицист, теоретик народничества
Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.
Покровский также считал, что древнейший
тип государственной власти развился
непосредственно из власти отцовской.
Видимо, не без влияния данной теории пустила
глубокие корни в нашей стране вековая
традиция веры в «отца народа», хорошего
царя, вождя, этакую суперличность, способную
решать все проблемы за всех. По сути своей
такая традиция антидемократична, обрекает
людей на пассивное ожидание чужих решений,
подрывает уверенность в себе, снижает
у народных масс социальную активность,
ответственность за судьбу своей страны.
Патернализм, вождизм порождает и многочисленных
идеологических «оруженосцев», готовых
на все лады восхвалять вождей, оправдывать
в глазах людей самые негативные их действия
и решения. Наиболее уродливо эта тенденция
проявилась во времена сталинского тоталитаризма.
Культовая идеология не только оправдывала,
но и всячески восхваляла концентрацию
неограниченной власти в руках Сталина,
сразу же превращая каждый его шаг в «исторический»,
«судьбоносный», «решающий». Вся страна
оказалась вовлеченной в это грандиозное
восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную
идеей непогрешимости, всеведения, всесилия
и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент
оглушающей культовой идеологии шел небывалый
разгул беззакония и произвола. Человеческая
личность ни социально, ни юридически
не была защищена.