Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные причины и предпосылки возникновения государства и права, определить отличия государства от догосударственных образований, отличия права от социальных норм первобытного общества.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть причины, условия, основные теории происхождения государства и права, проследить взаимосвязь некоторых теорий и взглядов;
2. Оценить роль государства и права в жизни общества.
3. Изучить специальную литературу и научные публикации по изучаемой проблеме.
4. Провести исследование и анализ полученных данных.
5. Обобщить результаты по проделанной работе в рамках темы курсовой работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Общинно-родовой строй: экономические отношения, власть и социальные нормы…………………………………………………………………………….5
2. Социально-экономические предпосылки возникновения государства………………………………….11
3. Возникновение права; его отличие от социальных норм первобытного общества…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая по отп мой вариант.docx

— 81.09 Кб (Скачать файл)

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы». 
 
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство. 
 
Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие [20, с. 127]. 
 
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. 
 
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

 

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. 
 
К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы,— писал он,— начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания» . 
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

 

     Марксистская теория (историко-материалистическая теория) происхождения государства     наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.  
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход.

Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». 
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления.

 
Психологическая теория. Государство – плод свойств психики людей, результат компромисса между волевыми людьми, способными управлять обществом, принимать ответственные решения, и пассивными, склонными к подчинению, подражанию, но не способными управлять. Эта теория нашла отображение в работах Д.Д.Фрезера, Л.Петражицкого, Г.Тарда и др. на психологические факторы, повлиявшие на возникновение государства, обратил внимание еще Аристотель. 
 
Органическая теория. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.  
 
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.  
 
Некорректность органической теории происхождения государства и определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

 

 

 

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.

 

1.Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

 

2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства. 

         

3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

 

Признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций

 
1. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства. 
 
2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям. 
 
Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права [26, С. 61]. 
 
3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. 
 
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.

 

   Т.е. государство возникает  как закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития  первобытного общества.

 

 

 

 Это развитие включает в себя ряд направлений, и, прежде всего, совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки. 

Таковы основные признаки государства, которые наиболее полно, на наш взгляд, выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетической систем и так далее ,но они не в равной степени присущи каждому государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации. 
 
В результате исследований, можно сделать вывод, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Возникновение права; его отличие  от социальных норм первобытного  общества. 
 
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между моно нормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом) . 
 
Цари (правители) ранних государств, продолжая обще-социальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начало социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах - законах Хаммурапи , XII таблиц, реформах Солона . 
 
Правда, несомненно, и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением обще-социальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. 
 
Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. 
 
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, женщины. 
 
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. 
 
Этот процесс был вызван одними и теми же причинами: 
 
1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности; 
 
2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов; 
 
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь; 
 
4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности,которые складываются в процессе развития общества. 
 
Таким образом, возникновение права было связано с: 
 
-качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества; 
 
-обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу); 
 
-формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи: 
 
а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность; 
 
б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности. 
 
Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность. 
 
Таким образом, можно выделить основные признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе (см. Приложение 1) 
 
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. 
 
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем эта теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225-1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. 
 
Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. 
 
В естественно-правовой теории доминируют антропологические объяснения права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно назвать научно обоснованным. 
 
Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.

 Историческая школа  права смыкается с религиозными  воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право» [19, С. 31].  
 
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.  
 
Психологическая теория права усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида» [16, С. 84].  
 
Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономике, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм также жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами [22, С. 52]. 
 
Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет, другие, наоборот, стремилось изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к их исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы. 
 
Во-вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям.Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в государстве в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.  
 
Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно выделить признаки права, т. е. существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм. Это следующие признаки: 
 
Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно - денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, сферы. Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (если - то - иначе), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).  
 
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий. 
 
Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т. д. 
 
Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, затраты. Процедурные правила, процессуальный порядок - характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией и т. п.. 
 
Неперсонифицированность. Нормы права не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени. 
 
Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства, с признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент). 
 
Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы.  
 
В результате исследования данной темы можно сделать вывод, что право выросло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

 

 
 
 
 
 

    
 
 
 


 

Заключение.

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни. 
 
В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин невозможны без участия психики человека и его физических усилий. 
 
В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику. 
 
Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства. 
 
Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество. 
 
В нашей работе мы попытались рассмотреть особенности  происхождения государства и права на протяжении истории развития человечества, основные причины и предпосылки возникновения государства и права, найти отличия между правом и социальными нормами первобытного общества, определить отличия государства от догосударственных образований. 
 
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты: 
 
    -  На основании анализа научных публикаций нами были обобщены данные об исследованиях таких общественно-политического явлений, как государство и право. Было установлено, что проблемы понимания государства и права, их сущности и закономерностей развития всегда привлекали внимание ученых. В настоящее время появилось большое количество работ, посвященных изучению данной темы, но, не смотря на это, такие вопросы как происхождение государства и права, их основные признаки, сущность, назначение и другие, до сих пор остаются дискуссионными. 
 
           -Было выяснено, что существуют разные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная и другие. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и права и преодолеть односторонний подход к пониманию их сущности. 
 
             - Анализ научных публикаций показал, что попытки дать четкое определение понятиям государства и права, предпринимались различными учеными, мыслителями начиная со времен глубокой древности и до настоящего времени.  
 

В ходе работы мы выяснили, что если говорить об особенностях появления права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.  
 
В заключении хочется добавить, что существует множество мало известных теорий происхождения государства и права. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 
1.  Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М.: 1988. 
 
2.  Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки.// Государство и право. 1993. №7. 
 
3.  Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: 1998. 
 
4.  Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. 
 
5.  Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (По материалам "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 5-33. 
 
6.  Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002. 
 
7.  Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19. 
 
8.  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992. 
 
9.  Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. - М.: 1999. 
 
10.  Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002. 
 
11.  Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Инфра-М, 2002. 
 
12.  Морозова Л.А. Основы государства и права России. Учебное пособие. - М.: 1997. 
 
13.  Общая теория права и государства: Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 1996. 
 
14.  Общая теория государства и права: Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2000. 
 
15.  Основы государства и права: Учебное пособие./ Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов н/Д.: Издательство Феникс, 1995. 
 
16.  Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909. С. 84.  
 
17.  Поликарпова Е.В., Савельев В.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран./ Под ред.: Черниловский З.М. - М.: Юрид. Лит., 1984. 
 
18.  Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. 
 
19.  Пухта Г. Курс римского права. Т. 1. М., 1874. С. 31.  
 
20.  Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995. 
 
21. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.  
 
22. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. И доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. 
 
23. Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977  
 
24. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001 
 
25.  Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Сост.: Поликарпова Е.В., Савельев В.А.; Под ред.: Черниловский З.М. - М.: Юрид. Лит., 1984. 
 
26.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. 
 
27.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995. 
 
28. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. N 8. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица. Основные теории происхождения государства

Название теории  

Автор(ы)  

Краткое содержание теории  

Патриархальная  

Аристотель (384-322 дон. э.) Н.К. МихайловсКИЙ (1842-1904)

Государство является наилучшей формой достижения общественного блага. Это своеобразная разросшаяся семья, в которой правитель исполняет роль сурового, но справедливого отца (патриарха), управляющего и наказывающего своих детей (подданных) для их же блага  

Теологическая  

Фома Аквинский (1225/1226-1274)  

Государство является проявлением божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. Таким образом, любая светская власть производна от власти церковной  

Договорная

Т. Гоббс (1588-1679) Дж. Локк (1632-1704) Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)  

Государство возникло в результате заключения общественного договора о правилах совместного проживания. В результате чего часть людей получила право управлять всеми остальными и при этом защищать общие интересы  

Патримониальная  

Жозеф де Местр (1753-1821)  

Государство произошло от права собственности на землю (патримо-ниум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на данной земле  

Органическая  

Г. Спенсер < (1820-1903) Р. Вормс (1869-1926) П.Ф. Лилиен-фельд (1829-1903)  

Государство — это биологический организм, в котором правительство выполняет функцию мозга, управляет всем организмом (подданными). Государство подобно живому организму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только сильные государства в процессе естественного отбора, войн, борьбы  

Социально-экономическая  

К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895) В.И.Ленин (1870-1924)  

Возникновение государства — это результат изменений социально-экономических отношений. В экономической сфере они заключаются в изменении и усовершенствовании способов производства, а в социальной — в возникновении классов и начале борьбы между ними  

Теория насилия  

Е. Дюринг (1833-1921) Л. Гумплович (1838-1909) К. Каутский (1854-1938)  

Государство возникло в результате насилия, т. е. путем завоевания слабых племен более сильными, выносливыми и организованными  

Психологическая  

Л.И. Петражицкий (1867-1931)  

Возникновение государства связано со свойствами человеческой психики, потребностью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться Какую роль в современных общественных отношениях может играть вопрос о происхождении государства? Оказывает ли он влияние на развитие права?  

Информация о работе Происхождение государства и права