Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить основные причины и предпосылки возникновения государства и права, определить отличия государства от догосударственных образований, отличия права от социальных норм первобытного общества.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть причины, условия, основные теории происхождения государства и права, проследить взаимосвязь некоторых теорий и взглядов;
2. Оценить роль государства и права в жизни общества.
3. Изучить специальную литературу и научные публикации по изучаемой проблеме.
4. Провести исследование и анализ полученных данных.
5. Обобщить результаты по проделанной работе в рамках темы курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Общинно-родовой строй: экономические отношения, власть и социальные нормы…………………………………………………………………………….5
2. Социально-экономические предпосылки возникновения государства………………………………….11
3. Возникновение права; его отличие от социальных норм первобытного общества…………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы………………………………………………………………26
Традиции патернализма живы
и сегодня. Нередко государственного деятеля
вольно или невольно уподобляют главе
большого семейства, возлагают на него
особые надежды, считают безальтернативным
спасителем Отечества и готовы наделить
его чрезмерно широкими полномочиями.
Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».
Патриархальную теорию критиковали многие
и в разное время. В частности, еще Дж. Локк
писал, что вместо научного подхода мы
находим в ее положениях «детские побасенки».
Ее называли «доктриной прописей», антинаучной
биологизацией такого сложного явления,
как государство.
Теория
договорного происхождения государства
также возникла в глубине веков. В Древней
Греции некоторые софисты считали, что
государство возникло в результате договорного
объединения людей с целью обеспечения
справедливости. У Эпикура «впервые встречается
представление о том, что государство
покоится на взаимном договоре людей...».
Но если в воззрениях философов Древней
Греции мы находим лишь зачатки данной
теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей
XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия),
А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка
(Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она
получила полное свое развитие [20, с. 127].
Сторонники названной теории исходили
из того, что государству предшествует
естественное состояние, которое они характеризовали
по-разному. Для Руссо, например, люди в
естественном состоянии обладают прирожденными
правами и свободами, для Гоббса это состояние
«войны всех против всех». Затем ради мира
и благополучия заключается общественный
договор между каждым членом общества
и создаваемым государством. По этому
договору люди передают часть своих прав
государственной власти и берут обязательство
подчиняться ей, а государство обязуется
охранять неотчуждаемые права человека,
т. е. право собственности, свободу, безопасность.
Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа
законной власти. В результате каждый
договаривающийся подчиняется общей воле
(государству), но в то же время становится
одним из участников этой воли. Суверенитет
принадлежит народу в целом, а правители
— это уполномоченные народа, обязанные
отчитываться перед ним и сменяемые по
его воле.
Теория договорного происхождения государства
не отвечает на вопросы, где, когда и каким
образом состоялся общественный договор,
кто был его участником или свидетелем.
Нет, похоже, и исторических доказательств,
которые бы дали на них ответ. Словом, данная
теория страдает антиисторизмом, но это
не лишает ее научной ценности. Она впервые
показала, что государство возникает (пусть
в силу объективных причин) как результат
сознательной и целенаправленной деятельности
людей. Это фактически первый созданный
людьми общественно-политический институт,
оказывавший и оказывающий огромное воздействие
на жизнь индивидов, групп, классов, всего
общества. Его можно планомерно совершенствовать,
преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся
условиям. Если к сказанному добавить,
что договорная теория положила начало
учению о народном суверенитете, о подконтрольности,
подотчетности перед народом всех государственно-властных
структур, их сменяемости, то станет ясно,
что она и сегодня актуальна.
Теория
насилия (завоевания) возникла и получила
распространение в конце XIX — начале XX
вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К.
Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на
известные исторические факты (возникновение
германских и венгерских государств).
Мать государства, утверждают сторонники
теории насилия,— война и завоевание.
Так, австрийский государствовед Л. Гумплович
писал: «История не предъявляет нам ни
одного примера, где бы государство возникало
не при помощи акта насилия, а как-нибудь
иначе. Кроме того, это всегда являлось
насилием одного племени над другим, оно
выражалось в завоевании и порабощении
более сильным чужим племенем более слабого,
уже оседлого населения». Гумплович переносит
закон жизни животных на человеческое
общество, чем биологизирует социальные
явления. По его словам, над действиями
диких орд, обществ, государств царит сложный
закон природы.
К. Каутский, развивая основные положения
теории насилия, утверждал, что классы
и государство появляются вместе как продукты
войны и завоевания. «Государство и классы,—
писал он,— начинают свое существование
одновременно. Племя победителей подчиняет
себе племя побежденных, присваивает себе
всю их землю и затем принуждает побежденное
племя систематически работать на победителей,
платить им дань или подати. Первые классы
и государства образуются из племен, спаянных
друг с другом актом завоевания» .
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо
критиковал данную теорию, которая гипертрофировала
роль насилия и игнорировала социально-экономические
факторы. Чтобы возникло государство,
необходим такой уровень экономического
развития, который позволил бы содержать
государственный аппарат и производить
соответствующее военное оружие. Если
подобных экономических условий нет, никакое
насилие само по себе не может привести
к возникновению государства. Вместе с
тем бесспорно и то, что насилие, завоевание
играло немаловажную роль в государствообразующем
процессе. Оно не было первопричиной образования
государства, но служило мощным катализатором
этого процесса.
Марксистская
теория (историко-материалистическая
теория) происхождения государства
наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса
«Происхождение семьи, частной собственности
и государства», само название которой
отражает связь явлений, обусловивших
возникновение анализируемого феномена. Она связывает возникновение
государства с частной собственностью,
расколом общества на классы и классовым
антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает
в формуле «Государство есть продукт и
проявление непримиримых классовых противоречий».
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1.Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.
3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций
Т.е. государство возникает
как закономерный, объективно обусловленный
результат естественного
Это развитие включает в
себя ряд направлений, и, прежде всего,
совершенствование экономики, связанное
с ростом производительности труда и появлением
избыточного продукта, укрупнение организационных
структур общества, специализация управления,
а также изменения в нормативном регулировании
отражает происходящие изменения и в определенной
степени способствует совершенствованию
общественных отношений и закреплению
тех, которые выгодны для общества или
господствующей верхушки. Таковы основные признаки государства,
которые наиболее полно, на наш взгляд,
выражают его сущность. К ним могут быть
добавлены и иные признаки, характеризующие
государство со стороны его этнической
организации (например, единый язык общения),
создания информационной и энергетической
систем и так далее ,но они не в равной
степени присущи каждому государству
и могут по-разному проявляться применительно
к конкретным условиям государственной
организации.
3.Возникновение права; его отличие
от социальных норм Историческая школа
права смыкается с |
Заключение.
Опыт исторического развития
показывает, что причины происхождения
общества и государства следует искать
во всей совокупности закономерностей,
порождающих индивидуальную и общественную
жизнь человека. И здесь главная задача
состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие
научных подходов к предмету исследования,
а суметь интегрировать их объективные
выводы в общую теорию, объясняющую сущность
явления не односторонне, а во всем разнообразии
его проявлений в реальной жизни.
В связи с этим имеют полное право на существование
и органическая, и психологическая теории
происхождения государства, поскольку
ими исследуются биологические и психологические
особенности человека как члена общества
и гражданина государства, а общество
и государство как система взаимодействующих
биологических видов, наделенных волей
и сознанием. Развитие общества и образование
государства в силу экономических причин
невозможны без участия психики человека
и его физических усилий.
В человеке сосредоточено множество интересов:
экономических, социальных, политических,
нравственных, религиозных и других, однако
все они в итоге реализуются лишь через
физиологию и психику.
Пестрота и противоречивость прогрессивных
научных представлений о происхождении
государства вполне объяснимы. Главное
же состоит в том, что все они концентрируют
внимание на человеке как стержне общества
и государства.
Рассматривая основные закономерности
возникновения государства и права можно
сделать вывод в том, что любое государство,
наряду с решением классовых задач в обществе,
выполняет и общечеловеческую миссию.
Без которой не может существовать ни
одно общество.
В нашей работе мы попытались рассмотреть
особенности происхождения государства
и права на протяжении истории развития
человечества, основные причины и предпосылки
возникновения государства и права, найти
отличия между правом и социальными нормами
первобытного общества, определить отличия
государства от догосударственных образований.
В ходе
проведенного нами исследования были
получены следующие результаты:
- На основании анализа научных публикаций
нами были обобщены данные об исследованиях
таких общественно-политического явлений,
как государство и право. Было установлено,
что проблемы понимания государства и
права, их сущности и закономерностей
развития всегда привлекали внимание
ученых. В настоящее время появилось большое
количество работ, посвященных изучению
данной темы, но, не смотря на это, такие
вопросы как происхождение государства
и права, их основные признаки, сущность,
назначение и другие, до сих пор остаются
дискуссионными.
-Было выяснено, что существуют разные
теории происхождения государства и права:
теологическая, патриархальная, договорная
и другие. В своей совокупности они помогают
объяснить различные стороны происхождения
государства и права и преодолеть односторонний
подход к пониманию их сущности.
- Анализ научных публикаций показал, что
попытки дать четкое определение понятиям
государства и права, предпринимались
различными учеными, мыслителями начиная
со времен глубокой древности и до настоящего
времени.
В ходе работы мы выяснили, что
если говорить об особенностях появления
права, необходимо помнить, что процесс
возникновения государства и права протекал
во многом параллельно, при взаимном их
влиянии друг на друга.
В заключении хочется добавить, что существует
множество мало известных теорий происхождения
государства и права. Не все они могут
претендовать на абсолютную достоверность.
Каждая из них является лишь определенной
ступенькой к познанию истины .
Список литературы
1. Андреев И.Л.
Происхождение человека и общества. - М.:
1988.
2. Бутенко А.П.
Государство: его вчерашние и сегодняшние
трактовки.// Государство и право. 1993. №7.
3. Венгеров А.Б.
Теория государства и права. - М.: 1998.
4. Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник для
юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция,
2000.
5. Графский В.Г.
Основные концепции права и государства
в современной России (По материалам "круглого
стола" в Центре теории и истории права
и государства ИГП РАН) // Государство и
право. 2003. N 5. С. 5-33.
6. Демин А.В. Теория
государства и права: Курс лекций. - М.:
ИНФРА-М, 2002.
7. Дмитриев Ю.А.
Соотношение понятий "политическая"
и "государственная" власть в условиях
формирования гражданского общества //Государство
и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.
8. Лазарев В.В.
Теория государства и права (актуальные
проблемы). М., 1992.
9. Кашанина Т.В.
Происхождение государства и права: Современные
трактовки и новые подходы: Учебное пособие.
- М.: 1999.
10. Клименко А.В.,
Румынина В.В. Теория государства и права:
Учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.
11. Мальтузов
Н.И., Малько А.В. Теория государства и права
- М.: Инфра-М, 2002.
12. Морозова Л.А.
Основы государства и права России. Учебное
пособие. - М.: 1997.
13. Общая теория
права и государства: Учебник./ Под ред.
В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. -
М.: 1996.
14. Общая теория
государства и права: Учебник./ Под ред.
В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп..
- М.: Юристъ, 2000.
15. Основы
государства и права: Учебное пособие./
Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов
н/Д.: Издательство Феникс, 1995.
16. Петражицкий
Л.И. Теория права и государства в связи
с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909.
С. 84.
17. Поликарпова
Е.В., Савельев В.А. Хрестоматия по истории
государства и права зарубежных стран./
Под ред.: Черниловский З.М. - М.: Юрид. Лит.,
1984.
18. Поляков В.А.
Общая теория права: Проблемы интерпретации
в контексте коммуникативного подхода:
Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского
государственного университета, 2004.
19. Пухта Г.
Курс римского права. Т. 1. М., 1874. С. 31.
20. Теория государства
и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория
государства. М., 1995.
21. Теория государства
и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова
и А.В. Малько. М., 1997.
22. Теория государства
и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф.
В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова.
- 2-е изд., изм. И доп. - М.: Издательство НОРМА,
2002.
23. Теория государства
и права / Под ред. проф. А.М. Васильева.
М.: Юридическая литература, 1977
24. Титов Ю.П. Хрестоматия
по истории государства и права. - М.: Проспект,
2001
25. Хрестоматия
по истории государства и права зарубежных
стран / Сост.: Поликарпова Е.В., Савельев
В.А.; Под ред.: Черниловский З.М. - М.: Юрид.
Лит., 1984.
26. Хропанюк В.Н.
Теория государства и права: Учеб. пособие
для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль,
2003.
27. Хропанюк В.Н.
Теория государства и права / Под ред. В.Г.
Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
28. Чиркин В.Е.
Три ипостаси государства // Государство
и право. 1993. N 8.
Таблица. Основные теории происхождения государства
Название теории |
Автор(ы) |
Краткое содержание теории |
Патриархальная |
Аристотель (384-322 дон. э.) Н.К. МихайловсКИЙ (1842-1904) |
Государство является наилучшей формой достижения общественного блага. Это своеобразная разросшаяся семья, в которой правитель исполняет роль сурового, но справедливого отца (патриарха), управляющего и наказывающего своих детей (подданных) для их же блага |
Теологическая |
Фома Аквинский (1225/1226-1274) |
Государство является проявлением божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. Таким образом, любая светская власть производна от власти церковной |
Договорная |
Т. Гоббс (1588-1679) Дж. Локк (1632-1704) Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) |
Государство возникло в результате заключения общественного договора о правилах совместного проживания. В результате чего часть людей получила право управлять всеми остальными и при этом защищать общие интересы |
Патримониальная |
Жозеф де Местр (1753-1821) |
Государство произошло от права собственности на землю (патримо-ниум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на данной земле |
Органическая |
Г. Спенсер < (1820-1903) Р. Вормс (1869-1926) П.Ф. Лилиен-фельд (1829-1903) |
Государство — это биологический организм, в котором правительство выполняет функцию мозга, управляет всем организмом (подданными). Государство подобно живому организму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только сильные государства в процессе естественного отбора, войн, борьбы |
Социально-экономическая |
К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895) В.И.Ленин (1870-1924) |
Возникновение государства — это результат изменений социально-экономических отношений. В экономической сфере они заключаются в изменении и усовершенствовании способов производства, а в социальной — в возникновении классов и начале борьбы между ними |
Теория насилия |
Е. Дюринг (1833-1921) Л. Гумплович (1838-1909) К. Каутский (1854-1938) |
Государство возникло в результате насилия, т. е. путем завоевания слабых племен более сильными, выносливыми и организованными |
Психологическая |
Л.И. Петражицкий (1867-1931) |
Возникновение государства связано со свойствами человеческой психики, потребностью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться Какую роль в современных общественных отношениях может играть вопрос о происхождении государства? Оказывает ли он влияние на развитие права? |