Контрольная работа по дисциплине правоведение
Тема №1.Происхождение государства
и права
Выполняла студентка
Учебная группа
Контрольная работа
сдана
Контрольную работу
проверил:
Контрольная работа
зачтена
Допущена к защите
Калининград
2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Изучение процесса
происхождения государства и права позволяет
глубже понять социальную природу государства
и права, их особенности и черты, дает возможность
проанализировать причины и условия их
возникновения и развития. Проблема
возникновения государства и права остается
дискуссионной. При рассмотрении данного
вопроса никто не подвергает сомнению
такие общеизвестные исторические факты,
что первыми государственно правовыми
системами в Древней Греции, Египте, Риме
и других странах были рабовладельческие
государство и право. Никто не оспаривает
и то, что на территории нынешней России,
Польши, Германии и ряда других стран
никогда не было рабства. Исторически
первыми здесь возникали феодальное государство
и право.
На возникновение
и развитие государства и права решающее
влияние оказали человеческие слабости
и страсти. Среди них жажда денег и власти,
алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость
и другие отрицательные человеческие
черты и страсти. Не оспариваются и многие
другие исторические факты, касающиеся
происхождения государства и права. Этого
нельзя сказать о причинах, условиях, природе
и характере происхождения государства
и права. Над единством или общностью мнений
здесь преобладает разнобой.
В мире всегда
существовало и существует множество
различных теорий возникновения и развития
государства и права. За время существования
философской, политической и юридической
наук, были созданы десятки разных теорий.
Их разнообразие связано с многогранностью
государства и права, a также с тем,
что каждая теорий отражает различные
взгляды и суждения тех или иных классов,
других социальных общностей, или взгляды
на разные аспекты процесса происхождения
и развития государства и права. Без права
государство существовать и функционировать
не может.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Люди уже на протяжении
нескольких тысячелетий живут в условиях
государственно правовой действительности.
Существует множество учений, каждое из
которых с определенной степенью доказательности
объясняет причины происхождения государства
и права. В основе этого явления лежат
многие факторы, к которым следует отнести:
время зарождения учения; проповедуемая
идеология; характер экономических отношений;
официально осуществляемая политика;
бытующий характер вероисповедания.
Особенностью
процесса возникновения новых государств
и определения их политической ориентации
в современном мире является то, что он
осуществляется под контролем мирового
сообщества. Это позволяет избежать зарождения
антидемократических режимов.
Процесс возникновения
государства права носит постоянный характер.
В начале 90- х. годов ХХ столетия в результате
распада СССР возникло 15 новых самостоятельных
государств. В июне 2006 г. на территории
Югославии были образованы два новых
государства - Сербия и Черногория.
Основными вариантами
организации государственной жизни являются
два принципиальных подхода: люди для
государства или государство для людей.
Среди теорий происхождения государства
и права особенно распространенными являются
следующие.
2
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1
Теологическая (божественная) теория
Это учение является
одним из самых древних. Возникло оно
одновременно с первыми государствами
на основе религиозно-мифологических
представлений о происхождении мира. Ее
создатели считали, что государство вечно
существует в силу божественной воли,
и каждый должен смиряться перед этой
волей и подчиняться ей во всем. Поскольку
мир сотворил Бог, то и государство и право
имеют божественное происхождение. Известно,
что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли
идеи божественного происхождения государства
и права. Так, в законах древневавилонского
царя Хаммурапи говорилось о божественном
происхождении власти царя: "Боги поставили
Хаммурапи править "черноголовыми".
В древнем Китае императора звали Сыном
неба.
Первые государства
имели религиозные формы, поскольку представляли
собой правление жрецов. Божественное
право придавало государственной власти
авторитет, а решениям государства – обязательность.
Наиболее прочные позиции теологическая
теория завоевала в период становления
и развития феодализма.
На рубеже XII -
XIII в западной Европе развивается теория
«двух мечей». Она исходит из того, что
основатели церкви имели два меча. Один
они возложили в ножны и оставили при себе.
Потому что церкви нельзя самой использовать
меч. А второй они вручили государям для
того, чтобы те могли вершить дела. Государь,
по мнению богословов, наделяется церковью
правом повелевать людьми, и являются
слугой церкви. Из этого т образуются
две основные идеи. Первая состоит в доказывании
божественного происхождения государства.
Вся власть от бога. Вторая задача подчинить
светские власти церкви.
Наиболее известным
представителем этого учения
является ученый-богослов Фома
Аквинский (1225-1274). Он утверждал, что процесс
возникновения и развития государства
и права похож на процесс сотворения
богом мира.
Теологическая (религиозная)
теория господствовала
в средние века. В настоящее время она
наравне с другими теориями распространена
в Европе и на других континентах, а в ряде
исламских государств (Иран, Саудовская
Аравия и др.) носит официальный характер
Суть теологической
теории в том, что, по
мнению ее авторов, государство возникло
по воле Бога. Следовательно, государство,
власть:
- вечны и святы;
- их возникновение и не зависит
от человека;
- являются выразителями
воли Бога на земле.
Теологическая теория
призывает:
- принять государство и
власть как данность, полученную свыше;
- признать власть монархов
святой и происходящей от Бога (Папа Римский-
представитель Бога на Земле, монархи
- представители Папы и через него Бога
в своих государствах);
- полностью и
во всем подчиняться власти - небесной
(божественной), то есть монархам и государству;
не пытаться изменить установленный Богом
порядок.
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению
гражданского согласия в обществе, усилению
духовности;
- препятствует насилию,
революциям и гражданским войнам, переделу
власти и собственности.
Недостаток теории в том,
что она основана на вере, а не на проверенном
научном знании. Теологическую теорию
нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
2.2
Патриархальная теория государства
Эта теория была
широко распространена в Древней Греции
и в рабовладельческом Риме, получила
второе дыхание в период средневекового
абсолютизма. У истоков ее стоял еще древнегреческий
философ Аристотель(384-322 до н. э.). Аристотель
считал, что люди как коллективные существа
стремятся к общению и образованию семей,
а развитие семей ведет к образованию
государства. Аристотель трактовал государство
как продукт размножения семей, их расселения
и объединения. По Аристотелю, государственная
власть есть продолжение и развитие отцовской
власти. По мнению сторонников патриархальной
теории, государственная власть – это
продолжение отцовской власти. Власть
государя, монарха - это патриархальная
власть главы семьи. Патриархальная теория
служила в средние века обоснованием абсолютной
(«отеческой») власти монарха.
В Китае эту теорию государства
развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть
императора он уподоблял власти отца,
а отношения правящих и подданных - семейным
отношениям, где младшие зависят от старших
и должны быть преданными правителям,
почтительными и слушаться во всем старших.
Правители же должны заботиться о своих
подданных, как о детях.
В средние века Р. Фильмер
в своей работе "Патриархия, или Защита
естественного права королей" доказывал,
что власть монарха неограниченна. Потому
что Бог дал власть Адаму, который не только
отец человечества, но и его властелин.
Монархи как преемники Адама унаследовали
от него свою власть.
Суть патриархальной
теории в том, что, государство возникает
по модели семьи (то есть, государство
- своеобразная "большая семья", состоящая
из множества обычных семей). Государство
возникает из разрастающейся из поколения
в поколение семьи.
Следовательно, власть правителя
является продолжением отцовской власти
в семье.
Согласно патриархальной
теории:
- монарх приходится отцом
всего народа;
- благосостояние общества
невозможно без королевской (отцовской)
заботы;
- король действует во
благо подданных, охраняет и защищает
их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем
не ограничена;
- подданные обязаны чтить
короля и подчиняться ему, как
члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной
теории можно отнести
то, что она:
-способствует сплочению общества;
уважению, почитанию государственной
власти;
- культивирует дух родства,
братства, взаимосвязанности членов общества
(как членов семьи).
Недостатком теории является прямое
отождествление государства и семьи, власти
монарха и отца. Этому противоречат следующие
факты:
- в семье существуют действительные
родственные связи, в то время как весь
народ вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх - представитель
публичной власти, отделенной от народа,
и его власть имеет иную основу, чем власть
отца в семье;
- вряд ли можно считать
государство прямым продолжением семьи.
И государство, и семья зарождались постепенно
и почти в одно и то же время в процессе
разложения первобытнообщинного строя.
2.3
Органическая теория
Органическая
теория возникновения государства была выдвинута
во второй половине XIX века, хотя некоторые
идеи высказывались значительно раньше.
Она представляет государство как
некое подобие человеческого организма.
Древнегреческий мыслитель Платон
сравнивал государство c организмом,
a законы государства — с процессами человеческой
психики. Аристотель считал, что государство
во многих отношениях напоминает живой
человеческий организм, и на этом основании
отрицал возможность существования человека
вне государства. Крупнейший представитель
этой теории Г. Спенсер утверждал, что
государство является общественным организмом,
состоящим из отдельных людей, как живой
организм состоит из клеток. Если организм
здоров, то клетки его функционируют нормально.
Если клетки больны, то они снижают эффективность
функционирования всего организма, т.е.
государства. Государство и право есть
продукт органической эволюции. Как в
природе выживают наиболее приспособленные
особи, так и в обществе в процессе войн
и завоеваний происходит естественный
отбор наиболее приспособленных государств.
Важной стороной данной теории является
утверждение о том, что государство образуется
одновременно со своими составными частями
(людьми) и будет существовать, пока существует
человеческое общество.
Основные представители
английский философ и социолог Герберт
Спенсер(1820 - 1903), а также швейцарский юрист
И. Блюнчли, французский социолог -
Вормс.
Появление дарвинизма привело
к тому, что многие юристы, социологи стали
распространять биологические закономерности
(межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция,
естественный отбор и т.п.) на социальные
процессы.
Суть органической
теории в том, что государство возникает
и развивается подобно биологическому
организму:
- люди образуют государство,
как клетки - живой организм;
- государственные институты
подобны частям организма.
- между государствами, как
в живой среде, идет конкуренция, и в результате
естественного отбора выживают самые
разумно организованные государства.
В ходе естественного отбора государство
совершенствуется, все ненужное отсекается
(абсолютная монархия, оторвавшаяся от
народа церковь и т. д.).
Достоинствами органической
теории является следующее:
- восприятие государства как
единого целого и взаимосвязанного организма;
- признание роли
конкуренции в совершенствовании их
внутреннего механизма;
- оригинальность теории.
Недостатками органической
теории является следующее:
- прямое проецирование биологических
законов на жизнь общества;
- сильное влияние дарвинизма;
-сравнение государства
с биологическим организмом, в то время
как оно является организмом социальным.
Утверждение Спенсера о том,
что теория государства станет научной
лишь при условии, восприятия ее методологии
и понятий естественных наук, не лишено
объективного смысла.
Во- первых,
законы социальной жизни предоставляются
законами естественными. Человек становится
существом общественным, будучи уже биологически
сформированным индивидом обладающим
волей и сознанием. Первично он являлся
творцом природы, затем членом общества,
а затем гражданином государства. Понятно,
что исчезновение человека как биологического
вида одновременно будет означать гибель
и общества, и государства. Следовательно,
в общественной жизни необходима гармония
естественных и социальных законов человеческого
развития.
Во-вторых, органическая
теория довольно четко вводит в понятие
об обществе и государстве системный признак.
Большинство ее сторонников считает,
общество и его государственная организация
- это сложная система, состоящая из взаимодействующих
и взаимообусловленных элементов.
В-третьих,
органической теорией обосновывается
(Спенсер) дифференциация и интеграция
общественной жизни. Одно из важных ее
положений состоит в том, что разделение
труда ведет к дифференциации общества.
С другой стороны, интеграция объединяет
людей в государство, посредством которого
они могут удовлетворять и защищать свои
интересы.