Классическое
обоснование договорная теория получила
в трудах Руссо. Исходя, из исторического
опыта он пришел к выводу, что правители
стали смотреть на государство как на
свою собственность, а на граждан как на
рабов. Они стали деспотами, угнетателями
народа. Руссо считает, что в интересах
создания правомерного государственного
устройства и восстановления истинного
равенства и свободы надо заключить свободный
общественный договор. Власть монарха
является не божественной. Выступая против
широко распространенной в средние века
идеи божественного происхождения власти
королей, Гольбах пишет, что эта идея служила
оправданием всемогущества, бесконтрольности
властей, произвола монархов и их ближайшего
окружения.
Государство рассматривается
Руссо как жизнь в союзе ее членов.
Главной его заботой, наряду с самосохранением,
является забота об общем благе, о благе
всего общества, народа. Огромную роль
при этом играют издаваемые законы, право.
Из всего сказанного
о естественно-правовой теории происхождения
государства и права следует,
что ее сторонники исходят из того, что
народ
обладает естественным, неотчуждаемым
правом не только на сознание
государства на основе Общественного
договора, но и на его защиту.
Сторонники договорной
теории различают два вида права. Естественное,
предшествующее обществу и государству
и позитивное право, является порождением
государства. Естественное право включает
в себя такие неотъемлемые права человека,
как право на жизнь, свободное развитие,
участие в делах общества и государства.
Позитивное же право основывается на требованиях
естественного права. Понятие естественного
права включает в себя представления о
прирожденных правах человека и гражданина,
которые являются общеобязательными для
каждого государства.
Римские юристы наряду
с гражданским правом и правом народа
выделяли естественное право как отражение
законов природы и естественного порядка
вещей.
2.7
Материалистическая (марксистская) теория
Согласно данной
теории государство возникло на классово-экономической
основе:
- произошло разделение труда;
- возник прибавочный продукт;
- в результате присвоения чужого
труда общество расслоилось на классы
- эксплуатируемых и эксплуататоров;
- появились частная собственность
и публичная власть;
- для поддержания господства
эксплуататоров был создан специальный
аппарат принуждения - государство.
Теория имеет рациональное
зерно - экономический анализ, признание
наличия в обществе групп с различными
интересами
Не только классово-экономические
факторы повлияли на возникновение государства
(например: национальные, военные, психологические
и т. д.). И не правильно рассматривать государство
только как аппарат господства одних классов
над другими
Основные положения
материалистической теории представлены
в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И.
Ленина
Суть теории
заключается в том, что государство явилось
на смену родоплеменной организации, а
право - обычаям. В материалистической
теории государство не навязывается обществу
, a возникает на основе естественного
развития самого общества, связанного
с разложением родового строя, появлением
частной собственности и социальным
расслоением общества по имущественному
признаку (с появлением богатых и бедных).
В складывающихся новых экономических
условиях родоплеменная организация оказалась
неспособной управлять обществом. Появилась
потребность в органе власти, способном
обеспечивать преимущество интересов
одних членов общества в противовес интересам
других. Такой особой организацией стало
государство.
Материалистическая
теория выделяет три основные формы возникновения
государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская форма
- классическая. Государство возникает
непосредственно и преимущественно из
классовых противоречий формирующихся
внутри общества.
Римская форма
отличается тем, что родовое общество
превращается в
замкнутую аристократию.
Германская
форма - государство возникает как результат
завоевания
обширных территорий для государства
Классовость
и экономическая обусловленность права
является важнейшим принципиальным положением
материалистической теории. То есть, возникновение,
и существование права объясняется необходимостью
закрепления воли экономически господствующего
класса в виде законов и нормативным регулированием
общественных отношений в интересах этого
класса.
Положения материалистической теории
прочно вошли в отечественное право.
Материалистическая теория ограничивает
жизнь права историческими рамками классового
общества. С исчезновением классов,
оно утратит полностью свою социальную
ценность. Заслугой марксизма являются
постулаты о том, что право – это необходимый
инструмент обеспечения экономической
свободы индивида, являющийся регулятором
отношений производства и потребления.
2.8
Историческая теория происхождения
государства и права
Общая теория государства и
права не сразу была с таким названием
и содержанием. Теория права является
немецким понятием, употребляемым в континентально-европейском
правовом регионе.
Это понятие не
свойственно англо-американской правовой
мысли. Здесь оперируют понятием «юриспруденция».
В Западной Европе и России теория государства
и права сложилась в XVIII — XIX вв. на основе
таких наук и учебных дисциплин, как энциклопедия
права, философия права.
Энциклопедия права
как учебная дисциплина возникла еще в
XVII веке. Одним из первых учебников была
«Универсальная энциклопедия права» Г.
Гунниуса, изданная в 1675 году. Сначала
энциклопедия права не имела четко очерченного
предмета и единой системы. Она содержала
перечисление и обзор всех юридических
наук как первоначальных сведений о праве
и методах изучения. Одни учёные рассматривали
ее как самостоятельную юридическую науку
со своим предметом и методом, другие —
только как учебную дисциплину. Постепенно
она стала толковаться как общее учение
о праве, которое охватывало все содержание
правоведения в единстве и системе. Такой
подход выходил за рамки обычного понимания
энциклопедии как конспективного изложения
отдельных правовых наук. В 70-80-х гг. XIX
века в странах Западной Европы, России,
Украине утвердилось название новой учебной
дисциплины — общая теория права, которая
представляла собой обобщающую отрасль
знаний.
Предшественницей
общей теории права и государства была
также философия права, которая базировалась
на теории естественного права. Первыми
авторами, которые ввели термин «философия
права» в научный оборот, были Гугу (1798),
Гегель (1820), Остин (1832). Термин «теория
права» вместо «философии права» введен
А. Меркелем в 70-х гг. XIX века.
Так на основе энциклопедии
права и философии права постепенно оформилась
общая теория права, которая
охватывает как философское осмысление
правовой действительности, так и общие
представления о системе юридических
наук.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже тысячелетия
люди живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются гражданами
определенного государства, подчиняются
государственной власти, сообразуют свои
действия с правовыми предписаниями и
требованиями. Создавались самые разнообразные
теории. Множественность этих теорий объясняется
различными историческими и социальными
условиями, в которых жили их авторы, разнообразием
идеологических и философских позиций,
которые они занимали.
Государство
явление многогранное. Рассмотренные
нами теории по-разному объясняют
причины происхождения государства. Каждая
из этих теорий раскрывает одну из возможных
сторон процесса возникновения государства.
Правовые теории прошлого являлись завоеванием
человеческой культуры. В идеале государство
должно служить человеку, создавать все
необходимые условия для того, чтобы он
мог максимально проявлять и развивать
свои способности. В действительности
отношения между человеком и государством
куда более сложны и противоречивы. Веками
между человеком и государством складывались
отношения отчуждения и у вражды. Для раба
государство выступало враждебная
сила. Они не имели прав и свобод, a только
исполняли обязанности перед государством
и поэтому не могли стать личностями. Гражданин
становится носителем прав и свобод, которые
придают ему автономный, независимый от
государства статус. На государство же
возлагается обязанность защищать и гарантировать
эти права и свободы. На развитие гражданских
прав и свобод большое влияние оказала
либерально-демократическая доктрина,
которая сконцентрировала внимание на
личностном аспекте демократии, на незыблемости
неотчуждаемых прав и свобод человека,
на ограничении вмешательства государства
в личную жизнь человека, на возможности
человека обратиться с жалобой на государство
и его органы в независимый суд. Правда,
оснований идеализировать отношения между
гражданином и капиталистическим государством
не наблюдается. И здесь возникали фашистские
и авторитарные режимы.
Конституция
Российской Федерации закрепила такие
взаимоотношения человека и государства,
которые в целом отвечают современному
пониманию демократии. В демократическом
государстве силовые органы власти необходимы
для того, чтобы любой человек был защищено
произвола и насилия, ощущал свое достоинство,
выступал как полноправный партнер государства.
В Конституции подчеркивается, что общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
федерации являются составной частью
ее правовой системы. А потому государственные
органы, должностные лица обязаны строить
свою деятельность в соответствии с ними.
Материалистическая
теория и теория насилия являются одними
основными и наиболее актуальными в настоящее
время, так как они содержат в себе наиболее
здравый и правдоподобный смысл. Они имеют,
с моей точки зрения, более правдоподобный
характер, в отличие от теологической
и органической теории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ. Научно-практический
комментарий/Под ред. академика Б.Н.Топорнина
- М.: Юристъ, 1997 г.-716 с.
2. Алексеев С.С. Теория государства
и права. Учебник для юридических вузов
и факультетов. /Под ред. С.С. Алексеева.,-3
изд.-М.: НОРМА, 2005-496 с.
3. Бабаев В.К. Теория государства
и права. Учебник. /Под ред.В.К. Бабаева.
М.: Юристъ , 2005-592 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства
и права./ А.Б. Венгеров А. Б., 3-е изд. - М.:
Юриспруденция, 2000-528 с.
5. Теория государства и права.
Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.М.Корельского
и проф. В.Д.Перевалова,-2 изд., изм. и доп.-М.:
НОРМА, 2002-616 с.
6. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков,
А. Л. Кураков. Экономика и право. Словарь-справочник.
- М.: Вуз и школа, 2004 г.-1012 с.
7. Общая теория права
и государства: Учебник. / Под ред.
В.В. Лазарева. - 4-е изд., перераб.
и доп. - М, 2007. - 575
8. Марченко М.Н. Теория государства
и права. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2008- 640с.
9. Хропанюк В. Н. Теория государства
и права. 3-е изд., доп. и исп. М. « Омега-Л»
, 2008 – 384 с.