Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Наша работа носит название «Происхождение государства». Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого, в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно – общинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно

Содержание работы

1.Общая характеристика власти догосударственного периода.
2. Возникновение государства.
-.Общие закономерности возникновения государства.
-Основные причины возникновения государства.
-Многообразие теорий происхождения государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

2.Государство обладает суверенитетом, как внешним, т. е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

3.Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п. и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе при необходимости и принудительными средствами.

4.Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т.п.

Опираясь на указанные  признаки государства, следует рассматривать  и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой  исторической эпохи.

Таким образом, государство  возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного  развития первобытного общества. Это  развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование  экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного  продукта, укрупнение организационных  структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном  регулировании, отражающие объективные  процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структуры  и специализации управления, а  те, в свою очередь, способствуют дальнейшему  росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки[7].

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю — государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать  государственный аппарат. Поэтому  не случайно, что первоначально государства  возникают в Африке и Азии, в  зонах поливного земледелия, еще  в эпоху бронзы, а в Южной  Европе — позднее, в эпоху железа..

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло  ли разложение сельской общины или  она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных  работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности  на землю. Это приводило к фактическому появлению единой государственной  собственности, и возникало восточное  государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли  одной семьей и влекло появление  частной собственности. Возникало  западное (рабовладельческое или  феодальное) государство.

Государственный аппарат  сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть оказалась в руках родоплеменной  знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего  класса, также эксплуатировавшая  вместе с этим классом остальную  часть общества[8].

 

 

 

 

Основные причины  возникновения государства 

 

- необходимость совершенствования  управления обществом, связанная  с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т. п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами;

- необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявлялось  в тех регионах, где основой  производства было поливное земледелие, которое требовало строительства  каналов, водоподъемников, поддержания  их в рабочем состоянии и  т. п.;

- необходимость подавления  сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы привели к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем — к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации;

- необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего  функционирование общественного  производства, социальную устойчивость  общества, его стабильность, в том  числе и по отношению к внешнему  воздействию соседних государств  или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, включая  принудительные, для того, чтобы  все члены общества соблюдали  нормы зарождающегося права, даже  те, которые воспринимаются ими  как не отвечающие их интересам,  несправедливые;

- необходимость ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических, накопление общественных  богатств привело к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

В большинстве случаев  указанные выше причины действовали  совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительную роль сыграли процессы классообразования и необходимость подавления эксплуатируемых классов[9].

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано  и взаимозависимо. Каждый новый шаг  в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы и наоборот[10].

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность  делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов  и воли собственников. Отсюда республиканские  формы правления и развитая рабовладельческая  демократия, а также широкое законодательное  регулирование общественных отношений  в Афинах и Риме. Фактически государственная  форма собственности на землю  при общинном землепользовании в  Китае, Индии и других азиатских  государствах влекла возникновение  деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные  догмы и правовые обычаи. Государственная  собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами  общественной элиты в Спарте, привела  к существованию там аристократической  республики[11].

 

 

 

 

 МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЕГО  ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Основные теории происхождения  государства — теологическая  патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная  — ставя во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

В научной литературе вполне оправданно обращается внимание на то, что при рассмотрении проблем  происхождения государства и  права не следует смешивать два  весьма сходных между собой, но в  то же время не идентичных вопроса, а именно — вопрос о закономерностях  образования государства и права  с вопросом о причинах их возникновения[12].

Закономерность, отражая  внутренние, глубинные связи государства  и права с окружающей их материальной, социальной и иной средой, обусловливающей  процесс их зарождения, становления  и дальнейшего развития, свидетельствует  об объективной данности исторической предопределенности рассматриваемого процесса в любом зарождающемся  и развивающемся обществе. В то же время причинность (причины) возникновения  государства и права указывает  на те конкретные материальные, социальные и иные объективные факторы-условия, которые непосредственно порождают или же обусловливают в прямой или косвенной форме данный процесс[13].

На основе анализа условий, вызывающих необходимость возникновения  государства и права и фактически порождающих их, разрабатываются  различные учения о происхождении  государства и права, а также  создаются соответствующие теории.

Исследуя вопрос об учениях, касающихся государства и права, известный немецкий теоретик государства  и права Георг Еллинек писал  на рубеже XIX — XX в. о том, что «теоретическая наука» разработала общее и особенное учение о государстве. Первое стремится выяснить основы всего учения о государстве, подвергая научному исследованию явление государства вообще и основные его определения. Свои выводы оно извлекает из исследования не отдельных государственных образований, а всей совокупности исторических и социальных форм проявления государства.

Что же касается «особенного  учения о государстве», то оно «занимается  либо сравнением отдельных учреждений государств вообще или определенной группы государств или — еще уже  — определенной группы государств на протяжении известной эпохи, имея при этом целью конструировать и  объяснить типы этих учреждений, или  же особенное учение о государстве  есть просто познание учреждений конкретного  государства в их историческом развитии или в их современной форме».

Подводя итог своим суждениям, автор заключает, что «особенности учения о государстве есть, таким  образом, либо учение об отдельных учреждениях  государства вообще, либо учение об учреждениях отдельного государства. В первом значении его можно назвать  специальным, во втором — индивидуальном учением о государстве»[14].

Следует заметить, что в  своем научном труде Г. Еллинек  говорит, во-первых, не о государстве  и праве, вместе взятых, а только о государстве. Право при этом, судя по логике рассуждений автора, несомненно, подразумевается. А во-вторых, речь идет не об учениях о происхождении государства и права, а об учениях о государстве вообще. Учение о происхождении права рассматривается при этом как неотъемлемая часть всего учения о государстве.

В последующие годы, включая  марксистский период в России и других странах, многие отечественные и  зарубежные авторы все учение о государстве  и праве, включая учение об их происхождении, структурно подразделяли на такие составные  части, как: а) учение о государстве  и праве как таковых. Применительно  к процессу происхождения государства  и права рассматриваются причины  и условия их первоначального  возникновения на Земле независимо от того, где и как они впервые  зародились; б) учение о государстве  и праве отдельных типов, включая  рабовладельческое, феодальное и другие типы государства и права. При  цивилизованном подходе к классификации  государств и правовых систем это  учение о государстве и праве, принадлежащим к тем или иным отдельно взятым цивилизациям; и в) учение о государстве и праве, возникающих на базе того или иного  отдельно взятого общества, в той  или иной стране.

В подобном дифференцированном подходе к учению о государстве  и праве вообще и к процессу их первоначального зарождения в  частности, несомненно, есть свой методический (в учебном плане) и методологический (в научном отношении) резон. Он позволяет, не теряя из виду общие для всех изначально возникающих государств и правовых систем, выделить причины и условия их появления, в то же время глубоко и всесторонне исследовать и менее общие, а точнее — типовые (общие для каждого типа государства и права) и конкретные («индивидуальные») причины, обусловливающие появление на мировой арене того или иного отдельно взятого государственно-правового феномена.

2. Наряду с учениями, представляющими собой систему воззрений ученых-юристов о государстве и праве или же их совокупности, разработанными ими теоретическими положениями о государстве и праве как таковых вообще, в отечественной и зарубежной юридической литературе существует множество теорий, касающихся различных сторон данных явлений, включая процесс их возникновения и развития. И это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы[15].

Речь идет не только о  классовых интересах и связанных  с ними противоречиях, как это  длительное время утверждалось в  нашей отечественной и отчасти  в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов  и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс  возникновения, становления и развития государства и права.

Информация о работе Происхождение государства