Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Наша работа носит название «Происхождение государства». Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого, в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно – общинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно

Содержание работы

1.Общая характеристика власти догосударственного периода.
2. Возникновение государства.
-.Общие закономерности возникновения государства.
-Основные причины возникновения государства.
-Многообразие теорий происхождения государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

                                      ВВЕДЕНИЕ

1.Общая характеристика власти догосударственного периода.

2. Возникновение государства.

-.Общие закономерности возникновения государства.

-Основные причины возникновения государства.

-Многообразие теорий происхождения государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список источников и литературы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наша работа носит название «Происхождение государства». Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического  процесса, ни у кого, в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно – общинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Уже тысячелетия люди живут  в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права.

Вопрос о происхождении  государства и права является дискуссионным. О причинах возникновения  государства и права говорится  в различных теориях.

Множественность этих теорий объясняется различными историческими  и социальными условиями, в которых  жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые  они занимали.

Право формировалось одновременно и параллельно с государством. Их возникновение взаимосвязано  и взаимозависимо. Каждый новый шаг  в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы и наоборот. Поэтому в  нашей работе возникновение государства  будет рассматриваться неразрывно с возникновением права.

В работе будут рассмотрены основные теории происхождения государства, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем: cегодня в мире насчитывается около 200 государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего, внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами.

В зависимости от тех или  иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных  начал при обязательной доминанте  какого – либо одного из них. Одни государства  подчас могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия), другие объединяются, многочисленные народности и нации прилагают  усилия для создания своих государств. Таким образом, проблема происхождения  государств вовсе не решена и ее изучение необходимо для развития науки  Теория государства[1].

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРИОДА

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и  норм, существовавших в первобытном  обществе.

Независимо от того, как  современные ученые относятся к  градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно-общинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 — 1,5 млн лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытно-общинного строя колеблется в пределах последних 5—6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке — в I тысячелетии н.э., в других частях земного шара — еще позднее (В.П. Алексеев, А.И. Першиц)[2].

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированное, упорядоченности  общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих  правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает  потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные  интересы, без согласования которых  общество не могло существовать, так  как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения  нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется  объединить эти интересы на общее  благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Для первобытно-общинного строя были характерны следующие черты:

наличие лишь примитивных  орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и  обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

экономическое равенство  обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода —  и мужчины, и женщины — имели  право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода[3].

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных  отношениях, ибо основой организации  общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному  или предполагаемому кровному  родству, а также общности имущества  и труда. Род формировался в  период, когда на смену беспорядочным  половым связям пришла семья,  основанная на коллективном, а  потом и на парном браке.  Каждый род выступал в качестве  хозяйственной единицы, собственника  средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытно-общинный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Следователь но, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно  общественной, строилась на началах  первобытной демократии, на функциях  самоуправления (т.е. субъект и  объект власти здесь совпадали);

3)опиралась на авторитет,  уважение, традиции членов рода;

3)осуществлялась как обществом  в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями  (старейшинами, советами старейшин,  военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества[4].

Таким образом, можно сказать, что власть догосударственного периода была довольно примитивной и непредсказуемой, а это значит, что рано или поздно родоплеменному строю необходимо было изменяться и в итоге на смену ему приходит государство со своей властью, правами и суверенитетом.

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА  

 

Общие закономерности возникновения государства  и права

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда  первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности  изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного  и как бы стоящего над обществом  особого аппарата для принудительного  воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия  все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем  собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные  коллективистские производственные отношения  стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение  ремесла от земледелия, обособление  слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование  орудий труда и накопление опыта  привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться  значительный прибавочный продукт. Появилась объективная возможность  обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного  участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых  общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций[5].

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все  их члены обрабатывали землю, пасли  скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось.

Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличилось число приближенных короля, среди них выделились служители культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций стало все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т. е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства  стимулировалось также развивающимся  процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном  слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе — к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытнообщинного  строя к государственно-организованному  обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием  центров племенной жизни —  укрепленных городов. Состав территориальной  общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в  одной местности, соседством. С этого  момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Чем отличается государство  от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.

1.Наличие отделенной от  общества публичной власти. Публичная  власть существовала и в первобытном  обществе, но она выражала интересы  всего общества и не была  отделена от него. В ее осуществлении  участвовали все. В любом же  государстве власть реально осуществляется  государственным аппаратом, который  отделен от остального общества.

Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая  занимается исключительно управлением  и не участвует непосредственно  в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего  общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т. п.), а  нередко и самого себя.

2.Взимание налогов и  сборов. Поскольку государственный  аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за  счет остальной части общества. Нужные для этого средства  собираются с населения в виде  налогов и сборов.

3.Разделение населения  на территории. В отличие от  первобытного общества, в котором  все его члены делились в  зависимости от принадлежности  к роду, племени, в условиях  государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей[6].

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других организаций, существующих в обществе.

1.Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

Информация о работе Происхождение государства