Происхождение права. Современные подходы и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

Как возникло право? Как появился этот незаменимый социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Вопрос об образовании права сложен, не существует единого мнения на этот счет. Известны различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного

Содержание работы

Оглавление
Введение: 3
Глава 1. Предпосылки возникновения права. 4
Глава 2. Основные пути возникновения права 6
1. Восточный путь происхождения права 6
2. Западный путь происхождения права. 6
Глава 3. Основные теории происхождения права 7
1. Естественно-правовая теория. 7
2. Договорная теория 8
3. Теория насилия 9
4. Психологическая теория 10
5. Расовая теория 11
6. Классовая теория 11
Заключение: 13
Список используемой литературы: 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

Филиал Московской юридической  академии

имени О. Е. Кутафина

в городе Вологде

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

Происхождение права. Современные  подходы и концепции

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 4 группы

Чистова Светлана

Проверила:

Юрчак Е. В.

 

 

 

 

Вологда 2012

 

Оглавление

Введение: 3

Глава 1. Предпосылки  возникновения права. 4

Глава 2. Основные пути возникновения права 6

1. Восточный  путь происхождения права 6

2. Западный  путь происхождения права. 6

Глава 3. Основные теории происхождения права 7

1. Естественно-правовая  теория. 7

2. Договорная  теория 8

3. Теория  насилия 9

4. Психологическая  теория 10

5. Расовая  теория 11

6. Классовая  теория 11

Заключение: 13

Список используемой литературы: 14

 

 

Введение:

 

 Как возникло право? Как появился этот незаменимый социальный регулятор? Этот вопрос  интересен многим. Вопрос об образовании права сложен, не существует единого мнения на этот счет. Известны различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами:  конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного  
правового учения, а также такими факторами, как личное мнение ученого,  
его отношением к той или иной социальной группе. В мире рассматривается множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, а также взгляды и суждения на разные аспекты процесса возникновения и становление права.

Задача выполнения реферата заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины  развития и становления права, его  особенности и закономерности.

 

 

 

Глава 1. Предпосылки возникновения права.

 

 Процессы возникновения  права и государства идут параллельно. У разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе такими нормами выступали обычаи. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния.

Процесс возникновения права  был вызван следующими причинами:

1. Необходимость поддерживать  стабильность и порядок в обществе

2. Организация публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, а также устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь

3. Превращение человека  в самостоятельного индивида

4. Потребности экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимость закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности

Процедуры как формы обеспечения  и осуществления и осуществления  правил поведения в раннеклассовых обществах также приобретают  качественно новый характер. Для  разрешения споров создается специальный  государственный орган – суд. Он же используется для поддержания  законов, наказания их нарушителей. В то же время действуют и обычаи, которые перерастают в обычное  право – если эти обычаи начинает признавать и защищать аппарат государства, в том числе и суды.

Обычное право имеет свою специфическую сторону. Здесь еще  сильны пережиточные формы – ритуалы, символы и даже фольклор. С перерастанием  раннеклассовых обществ в собственно классовые обычное право все  больше уступает место прецеденту и  законодательству.

Основные различия права  как регулятора общественных отношений  от рядовых обычаев заключается  в следующем:

1. Право выражает волю  и интересы не всего общества (как обычай), а волю господствующего  класса или сил, стоящих у  власти

2. Нормы  права санкционируются  либо создаются и охраняются государством, а обычаи поддерживались всем родом, общественным мнением, традициями и авторитетом

3. Право нередко носит  устрашающий характер, существует  уже не в сознании людей,  а имеет свои формы выражения  – писаные законы, указы, а  обычаи передавались из поколения  в поколение по памяти 

Таким образом, право возникает  на этапе становления раннеклассового  общества. Становление права идет путем образования специальных  правил.

 

Глава 2. Основные пути возникновения права

1. Восточный путь происхождения  права

Восточный путь был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, а также низким орудийным развитием. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной правовой источник - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

2. Западный путь происхождения  права.

Присущ странам, где доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Здесь нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Пример: Афины, Спарта, Рим

 

 

Глава 3. Основные теории происхождения права

1. Естественно-правовая теория.

Естественно-правовая теория происхождения  государства и права, или теория естественного права, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространённых.

Необходимо отметить, что вокруг самого понятия и содержания естественного  права, его реальности или надуманности, его практической значимости и применимости велись и ведутся нескончаемые споры. При этом обнаруживаются порой далеко не одинаковые взгляды и подходы. Так, если одни авторы исходят из того, что естественное право и его отдельные институты в реальной жизни не существуют, что они и их понятия результат свойственных человеческому уму заблуждений, то другие исследователи придерживаются противоположных взглядов, считая, что естественное право как порождение самой природы и разума – это такая же реальность, как и положительное право – результат нормотворческой деятельности государства и его отдельных органов.

В разные исторические периоды, на разных этапах развития общества и государства взгляд на естественное право и его теорию, представление о них имели свои особенности.

Обратимся к первоначальной стадии становления и развития теории естественного  права в Древней Греции и Древнем  Риме. Отдельные положения этой теории развились ещё в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Всё, что называется правом - результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Люди, по их мнению, первоначально жившие врозь и не придерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединиться между собой и «установить законы – нормы права и правды», которыми они «устраняли царивший беспредел, защищали слабых и сковывали произвол сильных». Против подобного рода учений выступали такие величайшие мыслители античности как Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и отстаивалась ими, заключалась в том, что не все законы и не всё право являются «искусственным изобретением людей». Наряду с письменными законами, порождёнными людьми, существуют вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». То есть наряду с законами, зависящими от воли людей и порождаемыми людьми, существуют также законы, не зависящие от воли людей, которые и составляют естественное право. В основе этих законов лежит вечный божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и «во всём строе мироздания».

Значительную эволюцию теория естественного  права претерпела в Средние века, сохраняя в основе своей прежние  постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека. Естественное право  в то же время в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Естественное право соотносилось с  неким божественным правом, а место  и  роль природы занимал и выполнял Бог.

Временем расцвета теории считаются XVII-XVIII вв. Естественное право в этот период играет роль политического идеала. Оно рассматривается как образец, которому нужно следовать и заменить существующее несовершенное право. Идеи божественного происхождения государства и права не подтверждались и не оправдывались на новом историческом этапе, а также всячески опровергались. Вместо божьей воли на первый план выступала воля людей.

Можно отметить, что естественное право, как и его теория, в любом их варианте чересчур идеальны, во многих случаях право подразумевает под собой этику и мораль.

2. Договорная теория

Договорная теория объясняет  происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло  добровольное объединение людей  для лучшего обеспечения свободы  и взаимных интересов. Отдельные  положения этой теории развивались  в V - IV веках до н. э. 
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. 
Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше». Суровость закона существовала лишь народа, а «вельможи, фавориты, богачи, счастливцы не подлежали его строгому суду. Все мечтали только о чине, власти, титуле, сане и должности. Каждый стремился быть изъятым из-под гнета, для того чтобы угнетать других».  
Таким образом, законодательство должно было лишь связывать граждан. Законы, которые должны были обеспечивать счастье всех, «служили только для защиты богачей и вельмож от покушений со стороны бедняков и серых людей, которых тирания стремилась всегда держать в унижении и нищете». 
Сторонники других концепций происхождения права, как правило, относятся к теории общественного договора критически, находят в ней существенные изъяны. И это вполне естественно, так как любая существовавшая и существующая теория происхождения права представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка. 
Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно - естественное, предшествующее обществу и государству. Второе - позитивное право - является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.  
Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор.

3. Теория насилия

Представители теории насилия  считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия  получает в XIX-XX веках. 
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе. 
Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. 
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, имеющее далеко идущие социально-экономические последствия. 
Исторический опыт подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.

4. Психологическая теория

Психологическая теория права  возникла в середине XIX века. Широкое  распространение получила в конце XIX первой половине XX века.  
Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека, его психологических переживаний и потребностей. Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других, осознание необходимости повиновения определённым лицами в обществе, потребность следовать их указаниям. 
Психологическая теория права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения. 
В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте. 
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями. 
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

Информация о работе Происхождение права. Современные подходы и концепции