Происхождение права. Современные подходы и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

Как возникло право? Как появился этот незаменимый социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Вопрос об образовании права сложен, не существует единого мнения на этот счет. Известны различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного

Содержание работы

Оглавление
Введение: 3
Глава 1. Предпосылки возникновения права. 4
Глава 2. Основные пути возникновения права 6
1. Восточный путь происхождения права 6
2. Западный путь происхождения права. 6
Глава 3. Основные теории происхождения права 7
1. Естественно-правовая теория. 7
2. Договорная теория 8
3. Теория насилия 9
4. Психологическая теория 10
5. Расовая теория 11
6. Классовая теория 11
Заключение: 13
Список используемой литературы: 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

5. Расовая теория

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего  строя развивались идеи естественного  деления населения в силу у  прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. 
Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. 
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими. 
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие. 
Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам». 
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

6. Классовая теория

Основным содержанием  этой теории является представление  о том, что право является продуктом  классового общества; выражением и  закреплением воли экономически господствующего класса. То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса.  
Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом. 
Теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность.  
Заслугой теории являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений. 
Представители других концепций и теорий происхождения права считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.

 

Заключение:

Право явление многогранное. Рассмотренные  теории по-разному объясняют причины  происхождения права. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможна, каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения права.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Великие умы  человечества в течение веков  бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием  человеческой культуры, стремлением  научной мысли проникнуть в самую  сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права  может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения право является орудием и средством в руках одной части общества для осуществления своей воли, для подчинения этой воле других членов общества. Суть права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции функционирование права выражается в общих скоординированных интересах различных групп общества. Суть права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Чтобы глубоко и всесторонне  понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо прежде всего изучить, как эти государства  и государственные образования возникают. Таким образом, акцентируя внимание на изучении проблем возникновения и развития государства в настоящем, мы создаём предпосылки для понимания основных тенденций его развития в будущем.

 

Список используемой литературы:

  1. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2005 г.
  2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.
  3. Радько Т. Н. Теория государства и права. –М., 2011 Г.

 


Информация о работе Происхождение права. Современные подходы и концепции