Содержание
Введение
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Процессуальный статус прокурора
- Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
- Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
- Участие прокурора в судебном следствии
- Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прокуратура РФ играет важную
роль в охране и защите прав и
свобод граждан, интересов общества
и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя
становлению и развитию демократического
правового государства.
Осуществляя государственный
надзор за исполнением законов на
всей территории РФ, органы прокуратуры
принимают меры, направленные на обеспечение
единства законности и правопорядка, устранение
нарушений законности и привлечение виновных
к ответственности, восстановление нарушенных
прав граждан, предприятий, учреждений,
организаций.
Полномочия, организация
и порядок деятельности прокуратуры
определяются Федеральным законом РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре
Российской Федерации". В этом Федеральном
законе нашли отражение и развитие конституционные
положения (принципы) о прокуратуре, установленные
ст. 129 Конституции. По существу, это новый
закон о прокуратуре, в нем определены
все стороны организации и деятельности
прокуратуры.
Согласно ст. 1 указанного
Закона прокуратура осуществляет от
имени Российской Федерации надзор
за исполнением действующих на территории
РФ законов. Работу по надзору, т.е. по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению
нарушенных прав, прокуратура выполняет
в целях обеспечения верховенства закона,
единства, соблюдения и укрепления законности,
защиты прав и свобод человека и гражданина,
а также охраняемых законом интересов
общества и государства.
Если говорить кратко,
то целями прокурорской деятельности в
уголовном судопроизводстве, являются:
1) обеспечение верховенства закона; 2)
обеспечение единства и укрепления законности;
3) защита прав и свобод человека и гражданина;
4) защита охраняемых законом интересов
общества и государства1.
Исходя из общих целей
прокурорской деятельности и с учетом
специфики уголовного судопроизводства,
перед прокурором поставлены следующие
задачи: на него как на должностное
лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным
законодательством, возлагается осуществление
от имени государства уголовного преследования
и надзор за процессуальной деятельностью
органов дознания и органов предварительного
следствия2.
Осуществляя уголовное преследование от имени государства,
прокурор тем самым является его полномочным
представителем в области уголовного
судопроизводства. При этом прокурор,
исполняя возложенные на него Законом
полномочия, обязан не только защищать
интересы общества и государства, но и
обеспечивать законность в деятельности
других должностных лиц, также наделенных
полномочиями на уголовное преследование.
А это связано не столько с необходимостью
вести уголовное преследование, сколько
с потребностью исключить при этом нарушения
права и свобод человека и гражданина,
вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Исходя из этого, в
моей работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание
принципов организации и деятельности
прокуратуры;
- показать роль, функции,
полномочия прокурора при осуществлении уголовного
преследования;
- показать значение
и задачи прокурорского надзора
за процессуальной деятельностью
органов дознания и органов
предварительного следствия, и
раскрыть полномочия прокурора
в уголовном процессе.
Объектом исследования моей работы являются
нормы федерального закона о прокуратуре
и уголовно-процессуального законодательства
РФ, регламентирующие деятельность прокурора
по обеспечению законности и защиты интересов
общества в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования являются - полномочия
прокурора в уголовном судопроизводстве;
понятие, сущность, значение уголовного
преследования и прокурорского надзора
за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного
следствия.
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
По своему
назначению, принципам организации
и деятельности, формам и методам
работы прокуратура РФ занимает в
системе государственной власти
Российской Федерации самостоятельное
место. Это специфический орган
государственной власти, что позволяет
ей успешно осуществлять возложенные
на нее Конституцией РФ и Законом о прокуратуре,
задачи и функции по обеспечению законности
и правопорядка в государстве.
Принципами
организации и деятельности органов
прокуратуры являются централизация, независимость,
законность и гласность3.
В соответствии
с конституционным положением о
том, что прокуратура РФ составляет
единую централизованную систему с
подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору
России в разделе II Закона определены система
и организация прокуратуры РФ. Установлены
принципы, нормы, гарантирующие органам
прокуратуры активно, беспрепятственно
и независимо от других органов осуществлять
свою деятельность по надзору за исполнением
законов, укреплению законности и правопорядка.
Принцип централизации
органов прокуратуры означает, что
эти органы составляют единую централизованную
систему, возглавляемую Генеральным
прокурором РФ.
Систему прокуратуры
России составляют Генеральная прокуратура
Российской Федерации, прокуратуры субъектов
Федерации и приравненные к ним прокуратуры,
прокуратуры городов и районов, другие
территориальные, а также военные и иные
специализированные прокуратуры. Создание
и деятельность органов прокуратуры, не
входящих в единую систему прокуратуры
России, не допускается.
Единство
системы органов прокуратуры
находит свое выражение в том,
что все прокуроры наделены одинаковыми
по характеру полномочиями, за исключением
отдельных случаев, определенных законом.
Каждый прокурор действует от имени всей системы прокурорских
органов, имеет право и обязан принять
предусмотренные законом меры для выявления
и устранения любого нарушения закона.
Едины также формы, методы и акты прокурорского
реагирования на нарушения закона (проверки,
протесты, представления, постановления).
Решения прокурора, принятые в соответствии
с законом и в пределах своей компетенции,
имеют одинаковую юридическую силу и обязательны
к исполнению надлежащими органами и должностными
лицами. В пределах своей компетенции
прокуроры вправе приносить протесты
на судебные решения и приговоры. Вышестоящий
прокурор может поручить нижестоящему
прокурору выполнение отдельных своих
обязанностей (кроме специально оговоренных
в законе) и вместе с тем вправе взять на
себя осуществление обязанностей нижестоящего
прокурора4.
Централизация
системы органов прокуратуры
выражается, прежде всего, в том, что
все нижестоящие прокуроры подчиняются
вышестоящему и Генеральному прокурору
РФ (подчинение по "вертикали"). Генеральный
прокурор руководит всей системой органов прокуратуры,
в пределах своей компетенции назначает
и освобождает от должности прокуроров,
следователей и других работников прокуратуры,
издает обязательные для исполнения всеми
работниками органов и учреждений прокуратуры
приказы, указания, распоряжения и инструкции.
Прокуроры субъектов Федерации руководят
деятельностью нижестоящих прокуратур,
издают приказы, указания, распоряжения,
обязательные для исполнения всеми подчиненными
работниками. Прокуроры субъектов Федерации
подчинены и подотчетны Генеральному
прокурору, а нижестоящие прокуроры подчинены
и подотчетны вышестоящим прокурорам
и Генеральному прокурору. Правом руководства
подчиненными работниками наделены и
нижестоящие прокуроры. Перед прокурорами,
назначаемыми в соответствии с Конституцией
РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской
системы задачи.
Назначение
Генерального прокурора РФ на должность
и освобождение его от должности
Советом Федерации Федерального
Собрания по представлению Президента
РФ указывают на особую государственную значимость должности Генерального
прокурора и возглавляемой им системы
органов прокуратуры, призванных осуществлять
надзор за исполнением законов на всей
территории РФ.
Назначение
прокуроров субъектов РФ Генеральным
прокурором по согласованию с этими
субъектами (согласно ст. 129 Конституции),
а именно с органами государственной власти
субъектов Федерации (ст. 13 Закона о прокуратуре),
с одной стороны, подтверждает уже изложенное
конституционное положение о единстве
и централизации системы прокуратуры
России, а с другой - отражает специфику
России как федеративного государства,
определенную Конституцией известную
самостоятельность субъектов Федерации,
указывает на необходимость учета их интересов
в данном вопросе. Государственную власть
в субъектах РФ осуществляют образуемые
ими органы государственной власти5. Сложилась разнообразная
система органов государственной власти
в субъектах Федерации. Вопрос о том, с
каким из этих органов должно согласовываться
назначение прокуроров субъектов Федерации,
подлежит разрешению в практической деятельности
Генерального прокурора.
Принцип независимости
в организации и деятельности
прокуратуры состоит в том, что
ее органы осуществляют свои полномочия
независимо от федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, общественных
объединений и в строгом соответствии
с действующими на территории РФ законами,
действуют гласно, информируют органы
государственной власти Федерации и субъектов
Федерации, органы местного самоуправления,
а также население о состоянии законности6.
Недопустимо
вмешательство в осуществление
прокурорского надзора: воздействие
в какой-либо форме федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Федерации, органов местного самоуправления,
общественных объединений, средств массовой
информации, их представителей, а также
должностных лиц на прокурора или следователя
с целью повлиять на принимаемые ими решения
или воспрепятствование в какой-либо форме
их деятельности влечет за собой установленную
законом ответственность7.
Чтобы оградить
независимость функционирования органов
прокуратуры, закон запрещает прокурорам
и следователям быть членами выборных
и иных органов, образуемых органами
государственной власти и органами местного самоуправления.
Прокурорские работники не могут являться
членами общественных объединений, преследующих
политические цели, и принимать участие
в их деятельности. Создание и деятельность
общественных объединений, преследующих
политические цели, и их организаций в
органах и учреждениях прокуратуры не
допускаются. Прокуроры и следователи
в своей служебной деятельности не связаны
решениями общественных объединений.
Прокурорские работники не вправе совмещать
свою основную деятельность с иной оплачиваемой
или безвозмездной деятельностью, кроме
преподавательской, научной и творческой.8
Принцип законности
означает, что органы прокуратуры
осуществляют свои функции в строгом
соответствии с действующими на территории
РФ законами.
Принцип гласности
в организации и деятельности
прокуратуры выражается в оповещении
в печати о назначении прокуроров, о которых
идет речь в Конституции РФ, в обязанности
информирования федеральных органов власти,
органов власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, а также населения
о состоянии законности. Органы прокуратуры
обязаны действовать гласно в той мере,
в какой это не противоречит требованиям
федеральных законов об охране прав и
свобод граждан, а также законодательства
о государственной и иной специально охраняемой
законом тайте.
Генеральный
прокурор РФ не подотчетен палатам
Федерального Собрания и Президенту
РФ. Генеральный прокурор ежегодно
представляет палатам Федерального Собрания
и Президенту доклад о состоянии законности
и правопорядка в РФ и о проделанной работе
по их укреплению9.
Стоит отметить,
что изложенные положения Закона
о прокуратуре отражают и развивают
конституционные принципы организации
прокуратуры как специфического
самостоятельного органа государственной
власти Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим
Законом о прокуратуре новый закон, восприняв
его позитивные нормы, отличается от прежнего
многими принципиально новыми положениями,
применение которых, несомненно, будет
способствовать повышению роли прокуратуры
в укреплении законности и правопорядка.
Согласно Генеральная прокуратура РФ
в пределах своей компетенции осуществляет
прямые связи с соответствующими органами
других государств и международными организациями,
сотрудничает с ними, заключает соглашения
по вопросам правовой помощи и борьбы
с преступностью, участвует в разработке
международных договоров РФ10. Осуществление Генеральной
прокуратурой России этих полномочий
имеет важное значение для повышения эффективности
деятельности прокуратуры по укреплению
законности и правопорядка, усиления ее
роли в борьбе с преступностью в Российском
государстве.
2. Процессуальный
статус прокурора
2.1 Прокурор
в стадии возбуждения уголовного
дела
В настоящее время
возбуждение уголовного дела - это
первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой происходит получение,
регистрация, проверка сообщения о преступлении,
а в зависимости от результатов проверки
содержания решение о возбуждении уголовного
дела или об отказе в его возбуждении.