Прокурор в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Содержание работы

Введение
1. Принципы организации и деятельности прокуратуры
2. Процессуальный статус прокурора
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
2.3 Участие прокурора в судебном следствии
3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик 26 тема.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

- участвовать в рассмотрении  судьей ходатайств органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);

- предъявлять в суды  общей юрисдикции и арбитражные суды иски, как в интересах граждан, так и в интересах предприятий, учреждений, организаций;

- приносить кассационные  и частные протесты на незаконные  или необоснованные решения, приговоры,  определения суда или постановления  судьи;

- истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу38.

5. Полномочия, урегулированные  иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона  «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

Прокурор вправе проверять:

а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка  заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;

б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении  оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий  и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета  и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с  оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;

г) соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и  технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а также принимающих  решения о заведении, продлении  сроков и прекращении ведения  дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

е) соблюдение определенного  Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;

ж) наличие оснований  для проведения оперативно-розыскных  мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

з) своевременность уведомления  судей органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи  в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме39.

К полномочиям прокурора  при осуществлении им проверки и  восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

1) ознакомление с документами,  содержащими сведения об основаниях, порядке и объективности проведения ОРМ;

2) дача письменных  указаний об осуществлении по  уголовным делам оперативно-розыскных  мероприятий, расширении их комплекса  либо требования их прекращения;

3) отмена необоснованных  постановлений органа дознания, следователя о возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

4) направление в суд  жалоб, проверка которых относится  к исключительной компетенции  судей;

5) требование письменных  объяснений от должностных лиц,  осуществляющих ОРД и допускающих  нарушение закона при проведении ОРМ;

6) опротестование противоречащих  закону приказов и указаний  руководителей органов, осуществляющих  ОРД;

7) внесение представлений  по поводу выявленных нарушений  закона должностными лицами этих  органов с выражением требования  отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок;

8) при обнаружении  признаков преступления проведение  проверок в соответствии с  требованиями ст. 144 УПК РФ и  принятие соответствующих решений  (п. 9 Приказа Генерального прокурора  № 207).

Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.

 

 

Заключение

В ходе исследования вопросов поставленных в  данной работе, я пришла к следующим  выводам:

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и  защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность, рассмотренные в данной работе.

Осуществляя уголовное  преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.

Уголовное преследование  прокуратуры - это процессуальная и  организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами.

Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное  следствие, касается исключительно  их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком.

Рассмотренные в данной работе, полномочия прокурора являются уголовно-процессуальными средствами прокурорского надзора и обеспечивают возможность активного и действительного  надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. При выявлении нарушений законности органами дознания предварительного следствия, допущенных при производстве по уголовному делу, прокурор обязан применять средства и способы прокурорского реагирования, направленные на их устранение.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном  УПК РФ, являются обязательными и  подлежат безусловному исполнению в  установленный срок.

Обжалование данных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ (ч. 3 ст. 38).

Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может повлечь дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц.

 

 

Список использованной литературы и нормативно правовых актов

 

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации  // "Российская газета" от 22 декабря  2001 г.

3. Федерального закона  РФ "О прокуратуре РФ" //Консультант  Плюс.

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»// Консультант Плюс.

5. Приказ председателя  Следственного комитета при прокуратуре  РФ от 7 сентября 2007 г. №5 «О  мерах по организации процессуального  контроля»// Консультант Плюс.

Литература:

1. Айвар Л.К., Ахтырская  Н.Н., Бордиловский Э.И. Уголовный  процесс. М.;2007.

2. Ароцкер Л.Е. Тактика  и этика судебного допроса.  М. 1985.

3. Борзов В. Гласность  и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2.

4. Божьев М.И.Уголовный процесс. М.; 2004.

5. Винокурова М.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.; 2008.

6. Даев В.Г., Маршунов  М.Н. Основы теории прокурорского  надзора. М., 2008 .

7. Коробейников Б.В.  Курс прокурорского надзора. М.; 2008.

8. Мартемьянов В.К. Подследственность прокуратуры // Законность 2003 № 9.

9.Осипкин В.Н. Прокурорский  надзор за оперативно-розыскной  деятельностью. СПб.; 2001.

10. Петрухин И.Л. Уголовно - процессуальное право Российской  Федерации. М.; 2006.

11. Поляков М.П. Прокурорский надзор. М.; 2009.

12. Савицкий В.М. Очерк  теории прокурорского надзора  в уголовном судопроизводстве. М.; 2007.

13. Скворцов К.Ф. Эффективность прокурорского надзора. М.; 1977.

14. Смирнов А.В., Калиновский  К.Б. Уголовный процесс. СПб.; 2006.

15. Сухарев А.Я. Российский прокурорский надзор. М.; 2001.

16. Трикс А.В. Справочник  прокурора. СПб.; 2007.

17. Чернов Р.П. О фигуре  и статусе прокурора в уголовном  процессе //Адвокат.№ 12.2005.

18. Чувилев И.Л.Прокурорский  надзор Российской Федерации.  М.; 2003.

19. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. М.; 2001.

1 ч. 2 ст.1 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ //"Рос. газета" от 22 дек. 2001.

3 ст. 4 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

Информация о работе Прокурор в РФ