Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что философия права составляет мировоззренческое и методологическое основание теории права, формируя правовую культуру личности, общества, народа. Этим и определяется ее практическое значение. Л.И. Петражицкий является оригинальным мыслителем в истории российской философии права, основателем психологического направления в праве. Его теория права шла вразрез с господствующим течением, но в силу своей неординарности, цельности и в чем-то даже эпатажности - она приковывала всеобщее внимание.
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и общая характеристика психологической теории права Л.И. Петражицкого..............................................................................................................5
2. Деление права на интуитивное и позитивное.....................................................10
3. Критика психологической концепции права Л.И. Петражицкого...................15
Заключение ................................................................................................................23
Список использованной литературы.......................................................................25
Справедливо замечание Е.Н. Трубецкого, что «наука психологии не может дать ответ существует ли право в сознании человека»15. Таким образом, Л.И. Петражицкий просто предположил, и пробовал доказать, что те эмоциональные процессы, которые доступны для исследования эмпирической психологии, есть право. Обрисовать и сконструировать правило взаимодействия совсем особых переживаний – правовых – и поведения было целью работы Л.И. Петражицкого.
Е.Н. Трубецкой
в собственной критике
«Б.Н. Чичерин был не согласен с Л.И. Петражицким в моменте разрешения опорных, базовых заморочек миропонимания с помощью собственной теории. Но, в собственных обзорах работ Л.И. Петражицкого он только противопоставлял собственное правовое credo его»16. Для Б.Н. Чичерина право было проявлением абсолютного духа: как факт, однообразное значение имеют и абсурд сумасшедшего и выводы мудреца, поскольку это проявление сознания, а право один из способов его проявления. Мысль о необходимости метафизического основания права является кардинально противоположной идеям Л.И. Петражицкого, и по замечанию В.Я. Гинцберга, Е.Н. Трубецкой делает фактически таковой же вывод, но с внедрением логических конструкций в подтверждении собственных доводов. В целом критика Е.Н.Трубецким и Б.Н. Чичериным работ Л.И. Петражицкого сводится к тому, что базы права нужно находить в этическом идеале, в «праве разума». И психологическая теория косвенно послужила обоснованием этого утверждения, хотя оно не являлось целью работы.
Современник Л.И. Петражицкого доктор Н.И. Палиенко не признавал существование норм в сознании человека. Ведь трудно представить, что норма права либо норма нравственности будет воздействовать на поведение – иметь проекционный характер – оказывать прямое давление, по выражению Л.И. Петражицкого. «Норма права существует в сфере права – в содержании нормативно-правовых актов, обычаях, поэтому создание научной картины процесса действия эмоций на поведение, построение эмоциональных проекций не могло быть признано научным. Научно то, что дает возможность познать предпосылки и законы»17. Теория Л.И. Петражицкого не базирована на научно-психологическом анализе этических, эмоциональных переживаний, поскольку противоречит научной парадигме, достижениям не вундтовской психологии. Доктор Н.И. Палиенко отрицал свойство атрибутивности в праве, как его специфичной черты, повторяя положение критики Е.Н. Трубецкого, что неким переживаниям нравственных норм, также свойство чувство обязательности и даже принудительности. Атрибутивность обязана ассоциироваться с обязательностью поведения, в то время как Н.И. Палиенко полагал, что это чувство связанности человека, чувство безвыходности ситуации при одном возможном только варианте поведения. На самом деле атрибутивность есть свойство чувства справедливости поступка.
В какой-то
степени концепция Л.И. Петражицкого
является продолжением традиций Запада.
Это заключается в признании
прав лица, индивидуализма в отрицательном
смысле этого слова, когда закрепление
прав лица и их уважение и соблюдение
может вредить интересам
И.В. Гессен как один из приверженцев психологического понимания права, принял христианство в форме православия и развивал в собственных трудах учение о праве, обществе, политике, делал анализ остальных теорий понимания права конкретно с точки зрения эталонов соборности, развития духовности личности.
Исследование положений критики теории Л.И. Петражицкого, их анализ, пробы объяснить предпосылки появления критики, дать ответ на неё – наверняка, нужный этап в познании хоть какой из научных концепций, не лишь рассматриваемой теории. Энтузиазм представляет даже упрек данной теории в её не научности, отсутствии средств для познания реальности и логического построения. Смысл кроется в том, что данной уникальной теорией не предусмотрено средств для сравнения чувств и фактов. Рассмотрев в отдельности более значительные моменты критики, можно сделать вывод, что психологическая теория владеет всеми признаками научности. Несмотря на богатство критики и отсутствие широкой поддержки в научной среде, психологическая теория права получила развитие на современном этапе, была интерпретирована правоведами и социологами.
Заключение
Л.И. Петражицкий был одним
из выдающихся теоретиков
Как
известно, Петражицкий понимал под
правом переживаемые субъектом
специфические эмоции. Их отличие
от других эмоций мыслитель
видел в двустороннем
Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследовал применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.
Достоинством
теории Л.И. Петражицкого является то,
что она обращает внимание на психологическую
сторону действия права, тесно связана
с проблемой психологического механизма
формирования правомерного поведения.
Ведь, действительно, в сложной цепи
перевода правовых предписаний в
качество фактического правомерного поведения
чувства и переживания
В методологии
Петражицкого много и недостатков.
Увидев основу права в психике, он
не задался вопросом, какие же факторы
формируют психику, не обратился
к анализу социально-
Психологическая
школа права сохраняет
Список использованной литературы
1. Грищенко Н. П. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого// Юридическая психология. 2008. №1.
2. Исаев И.А., Семигин Г.Ю. Антология мировой правовой мысли // М., 2004, 832 с.
3. Капицын В.М. История политических и правовых учений // Юриспруденция. М., 2003, 479 с.
4. Лазарев В.В. История государственно-правовых учений // Спарк. М., 2005, 672 с.
5. Лейст О.Э. История политических и правовых учений // Зерцало. М., 2006, 568 с.
6. Мартышин О.В. История политических и правовых учений // М., 2007, 912 с.
7. Мицкевич А.В., Пяткина С.А. История русской правовой мысли // М., 2001, 604 с.
8. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений //Норма, М., 2003, 736 с.
9. Петражицкий
Л.И. Теория права и
10. Стучка
П.И. Избранные произведения
11. Трубецкой
Е.Н. Труды по философии права/
.
1 Грищенко Н. П. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого// Юридическая психология. 2008. №1.
2 Лейст О.Э. История политических и правовых учений // Зерцало. М., 2006, 513с.
3 Мицкевич А.В., Пяткина С.А. История русской правовой мысли //М., 2001, 234с.
4 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений //Норма, М., 2003, 360 с.
5 Петражицкий Л.И. Теория права и государства
в связи с теорией нравственности // Том
1, 2. С.-Петербург, 1909. – Allpravo.Ru -// http://www.allpravo.ru/
6
Петражицкий Л.И. Теория права и государства
в связи с теорией нравственности // Том
1, 2. С.-Петербург, 1909. – Allpravo.Ru -// http://www.allpravo.ru/
7 Мицкевич А.В., Пяткина С.А. История русской правовой мысли //М., 2001, 246с.
8 Петражицкий Л.И. Теория права и государства
в связи с теорией нравственности // Том
1, 2. С.-Петербург, 1909. – Allpravo.Ru -// http://www.allpravo.ru/
9 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений //Норма, М., 2003, 363 с.
10 Мартышин О.В. История политических и правовых учений // М., 2007, 719 с.
11 Капицын В.М. История политических и правовых учений // Юриспруденция. М., 2003, 266 с.
12 Исаев И.А., Семигин Г.Ю. Антология мировой правовой мысли // М., 2004, 353с.
13 Трубецкой Е.Н. Труды по философии права// СПб, 2001, 493с.
14 Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права // СПб, 2000, 276 с.
15 Трубецкой Е.Н. Труды по философии права// СПб, 2001, 492с.
16 Исаев И.А., Семигин Г.Ю. Антология мировой правовой мысли // М., 2004, 357с.
17 Лазарев В.В. История государственно-правовых учений // Спарк. М., 2005, 449с.
Информация о работе Психологическая теория права Л.И. Петражицкого