Психология правонарушителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Право возникло благодаря общественной жизни людей. Из этого следует, что судьбы права неразрывно связаны судьбами общества. Первое одновременно является и продуктом общества, выражением установившегося в обществе обязательного порядка и средством установления последнего. Оно определяет и указывает каждому члену общества то поведение, которому он должен следовать и то поведение, которого он должен избегать. Встает вопрос: каким же образом право способствует установлению этого порядка? Иными словами: каково позитивное влияние оказывает правовая норма на психологию человека?

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ_________________________________________________3
Понятие психологии права. Теория права._____________________4
Правовое регулирование и его влияние на человека.____________6
Составляющие действия права и психология._________________9
Психология правонарушителя.______________________________11
ВЫВОДЫ____________________________________________________14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.15 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ_________________________________________________3

  1. Понятие психологии права. Теория права._____________________4
  2. Правовое регулирование и его влияние на человека.____________6
  3. Составляющие действия права  и психология._________________9
  4. Психология правонарушителя.______________________________11

ВЫВОДЫ____________________________________________________14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________15

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Право возникло благодаря  общественной жизни людей. Из этого  следует, что судьбы права неразрывно связаны судьбами общества. Первое одновременно является и продуктом  общества, выражением установившегося  в обществе обязательного порядка  и средством установления последнего. Оно определяет и указывает каждому  члену общества то поведение, которому он должен следовать и то поведение, которого он должен избегать. Встает вопрос: каким же образом право способствует установлению этого порядка? Иными  словами: каково позитивное влияние оказывает правовая норма на психологию человека?

Ответ на эти вопросы гласит: право способствует установлению общественного (официального) обязательного для  всех порядка тем, во-первых, что  оно точно распределяет права  и обязанности между членами  общества, указывая, кто и на что  имеет право и обязан делать, во-вторых, тем, что оно организует общество, создавая власть этого общества, как  живого представителя последнего, как  его руководителя и как блюстителя установленного порядка. Этими путями право создает общественный порядок  и нестройную массу сожительствующих индивидов превращает в стройное общество, представляющее нечто единое, цельное, самостоятельное.

Из вышесказанного ясна цель моего реферата – исследовать  влияние правовой нормы на психологию человека. В работе я буду использовать работы выдающихся социологов и правоведов. Помимо этого я раскрою вопрос о психологии преступника, поскольку считаю, что этот вопрос имеет непосредственное отношение к моей работе.

 

1.Понятие психологии  права. Теория права.

В юридической науке хрестоматийны  идеи интегративного подхода к праву, действию права, правотворческой, правоприменительной  и правоохранительной деятельности, который только и способен обеспечить достижение нужного правового и  социального результата. Признается, что наряду со специально-юридическим  необходим и «социологический», а в рамках его и личностный подход, реализующий формулу «человек есть мера всех вещей», в том числе  и правовых. Личность — не только объект правового воздействия, но и  источник, формирующий право, сила, творящая и преобразующая посредством  права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и  действиях должен быть бесспорен, ибо  такова гуманистическая природа  права.

Ученые-правоведы, отмечая  необходимость интегративного подхода, развивают в деталях собственно правовую сторону его в аналитической  теории права, а другие его стороны, призванные изучаться другими специалистами, остаются практически в области  неразведанного интеллектуального  пространства. Лишь около 20 лет назад  российским ученым В.В. Лазаревым предпринималась  теоретически оригинальная и полемически  острая попытка обосновать необходимость правовой психологии.

Почти 100 лет назад Л.И. Петражицким была создана так  называемая «психологическая школа  права»,1 в которой автор сделал радикальную попытку психологически раскрыть связь личности и права. Им были допущены и ошибки, в частности, утверждалось, что право — категория психологическая: «...право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически». Последовавшая критика слабых мест теории привела к тому, что «вместе с водой выплеснули и ребенка». Практика современной аналитической теории права практически не опирается на данные психологической науки. Частое употребление слов «личность» и «психология» мало спасает положение.

Рассмотрение психологии личности и психологии групп далеко от современных данных научной психологии. О психологии права вспоминают как  об ушедшем в историю событии, что уже можно расценивать  как ослабление внимания к психологическим  аспектам правотворчества и правоисполнения. Верная мысль правоведов, что недооценка «человеческого субстрата» ущербна  для юридической практики, вполне может быть отнесена к состоянию  изученности и оценки психологии этого субстрата в теории права.

Вообще проблемы права  и психологии права весьма сложны и сходу их не решить. Еще раз  это подтверждает ознакомление с  работами ведущих теоретиков в области  аналитического правоведения, правовой философии, социологии права, отличающихся эрудированностью, глубиной и тонкостью  мысли, изяществом и логикой рассуждений, вызывающих восхищение. Многие опубликованные учебники и пособия по юридической  психологии просто обходят сложности  этой проблемы.

Вопросы психологии права  нуждаются в более полном и  компетентном психологическом рассмотрении, что и призвана осуществить юридическая  психология. В ряду с существующими  разделами теории права, отражающими  разный уровень изучения права, должна занять достойное место и психология права как раздел ее. Излагаемое ниже — подходы в ее разработке. 2

 

2. Правовое регулирование и его влияние на человека.

Общепризнано, что в системе  социального регулирования важное место занимает правовое регулирование. В энциклопедическом понимании  всякое регулирование означает упорядочение, воздействие с целью наведения  порядка, правильности, приведения в  движение, развития какого-либо явления. Право, призванное регулировать общественные отношения, оказывает влияние на психологию и поведение людей. В  работах по теории права справедливо  отмечается, что только пройдя через  сознание людей, право может повлиять на действительность общественных отношений. «Выделять понятие нормативной  регуляции из психологической «механики  поведения» можно лишь посредством  теоретической абстракции», — отметил О.Г. Дробницкий.3 Психологически, как уже отмечено, сознание — не просто мышление. Это практически вся психика во всем богатстве ее феноменов, закономерностей и механизмов за исключением сферы бессознательного. Поэтому и понять регулирующее воздействие права нельзя, ограничившись упоминанием роли мышления, мотивами или волей. Право воздействует на личность и личность отвечает всей целостностью своей психологии, всего мира психических явлений, что непременно должно быть принято во внимание при рассмотрении правового регулирования.

Под правовым регулированием обычно понимается использование всех возможностей воздействия права  на сознание и поведение людей, всех его видов — воспитательного, мотивационного и специфически юридического, — закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность права  мерами государственного принуждения. Право оказывает влияние на духовный мир и поведение людей через  комплекс предоставляемых прав и  обязанностей, запретов и дозволений, правовой статус. Правовое регулирование в отношении личности в теории права выражается в понятиях «регулятивное воздействие», «идейно-мотивационный характер его», «внутренние (моральные) начала», «влияние на поведение», «вызов поступков», «обеспечение правомерного характера деятельности» и т.п.

С точки зрения психологии, все такие воздействия относятся  к поведенческо-деятельностным, предполагающим введение поведения личности в определенные рамки, направление его по определенному  руслу, ограждение от посягательств. В  таком понимании регуляции слышны нотки манипулятивного подхода. Не случайно часть правоведов отстаивают важность созидательной, упорядочивающей, преобразующей функции правового  регулирования, но применительно к  личности и они все же не выходят  за рамки категории «воспитательного воздействия», относящейся к педагогике, а не к психологии. Созидательное  психологическое воздействие правового  регулирования на самом деле должно быть более глубоким и разносторонним, отвечающим представлениям научной  психологии, что и рассматривается  ниже.

В теории права справедливо  выделяется роль социально-психологических  групповых факторов, правовой психологии, но сама правовая психология групп  практически не рассматривается  как объект правового регулирования. Употребление понятия «правовая  психология населения» более отвечает сущности философского, нежели психологического, подхода и мало спасает положение, ибо это понятие слишком глобально  и используется без дифференциации с учетом всего мира социально-психологических явлений. Если психология человека входит в предмет правового регулирования, то трудно мотивировать отказ рассматривать и психологию групп в таком ракурсе, тем более, что психологическая наука (в частности, ее отрасль — социальная психология) не только констатирует существование этого феномена, но и изыскивает пути влияния на него. И еще важное: предназначение права в ее теории практически всегда связывается с воздействием на общественные отношения, но та психологическая реальность, которая включена в любые отношения людей (личностей и групп) имеет социально-психологическую природу. Наконец, нельзя просто закрывать глаза на объективную реальность: право, состояние системы права оказывают регулирующее влияние на общественное мнение, общественные настроения, групповые устремления, групповые ожидания, намерения, действия, взаимоотношения и другие феномены групповой психологии.

Необходима тщательнейшая  проработка связей, механизмов, возможностей и характера праворегулирующих  влияний на психологию населения, социальных групп. Важно рассмотреть созидательные  влияния права на повышение уровня развития правовой психологии населения  и его групп, создание здорового  правового психологического климата, оптимизацию всех социально-психологических  явлений, укрепляющих правовую основу жизни общества и деятельности государства.

Стоит подчеркнуть достаточно очевидное, но психологически принципиально  важное. Формула «общество состоит  из личностей», подход к рассмотрению регулирующей роли права в рамках отношений «право + личность» страдают на самом деле асистемной прямолинейностью, не соответствующей психологическим реальностям. Между обществом и психологией личности стоит групповая психология. Психология личности — не замкнутая, а полуоткрытая система, в которой всегда представлены, в большей или меньшей степени, влияния психологии групп разного масштаба и других особенностей, элементом которых она является. Человек живет, понимает мир, относится к его явлениям в значительной степени под влиянием окружающей его социально-психологической «призмы». Нельзя ожидать от него и правомерного поведения, не изменив социально-психологическую атмосферу, которая подпитывает его мысли, убеждения, чувства, намерения и пр. Поэтому весь психологический пафос правового регулирования должен быть связан с предметом — системой «право—психология группы—психология личности», в которой две последние психологические реальности должны рассматриваться во взаимосвязи. 4

3.Составляющие  действия права  и психология.

Все составляющие действия права, такие, как социально-юридические  средства, социальные субъекты, социально-правовые условия, включают в себя представительные психологические элементы, связи  и зависимости, влияющие на силу права, его потенциал, пределы действия, активность, восприятие, воздейственность на бытие.

Сила, «юридическая энергия» права, любого правового установления, безусловно связана с его принудительными и карательными свойствами и даже менее императивными — указательными и дозволительными (при положительном регулировании), но не сводится к ним. Нормы права — ядро системы правовых средств. Главным источником силы, «юридической энергии» выступают механизмы права и его норм, к которым теоретики права относят собственно правовой, социальный механизмы и психологический механизм. Такой механизм безусловно существует, но мало его признать, отметить влияние на сознание, мотивы и волю людей (как это чаще всего делается). Теоретически, а еще важнее практически понять, почему этот механизм не всегда срабатывает, как, при каких психологических условиях он оказывает нужное регулирующее влияние. Есть две группы таких условий: связанные со свойствами самих правовых норм и установлений и — людей, которым они адресованы.

Каковы регулятивные свойства правовых норм и установлений, такова и их сила. Ученые-юристы признают важность интегративности свойств, необходимость  влияния норм на психологию людей, их сознание, мотивы поведения, отношения  и, как следствие, на их правомерное или правонарушающее поведение. Однако среди свойств (всеобщей обязательности, определенности содержания, действия через дозволения, государственной гарантированности и др.) не называется ничего напоминающего их психологическую силу. Очевидно, что правовые средства выполнят свое регулирующее предназначение, если наряду с другими будут обладать и психологическим свойством. Можно сказать, что необходима психологичность правовой нормы. Речь идет о том, что при подготовке правовых установлений и норм следует определять, как они будут восприняты теми, кому адресуются, какой психологический отклик вызовут, как сделать так, чтобы они повлияли должным образом. Закон, как отмечал еще Платон, должен не просто управлять, но и убеждать. Проявление психологического свойства неизбежно зависит от:

• ориентированности содержания на улучшение жизни людей, соответствия их социальным ожиданиям, учета правовой культуры их, реалистичности (выполнимости), продуманности непосредственных, отдаленных и возможных побочных последствий;

• оформления писаной нормы: понятности языка, определенности (не допускающей двойственных толкований), полноты (не оставляющей «пустот», которые  порождают вопросы, домыслы и  сомнения). 5

 

 

4.Психология правонарушителя.

Проблема личности преступника  все более привлекает к себе внимание отечественных юристов. В этой связи  мы считаем необходимым провести психологический анализ личности преступника.

Деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена психологическими особенностями самого человека. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности  обвиняемого, а также иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Однако до настоящего времени на практике обстоятельства, которые характеризуют  личность обвиняемого с достаточной  полнотой, не устанавливаются. Лишь в  отношении несовершеннолетних закон  указывает несколько более подробный  круг обстоятельств, которые необходимо выяснить. Поэтому разработка признаков  личности преступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической  психологии.

При криминологическом изучении на практике важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение  рождает не сама по себе личность или  среда, а именно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политические и культурные аспекты  жизни общества оказывают внешнее  воздействие на формирование моделируемого  механизма преступления тогда как  психологические и психические  особенности моделируемого преступника  формируют его изнутри, составляя  как бы внутреннее содержание. Такая  градация факторов, конечно, весьма условна, и тем не менее это говорит  о необходимости их комплексного использования.

Информация о работе Психология правонарушителя