Разделение властей, как аппарат управления современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование " концепции разделения властей", как теории и принципа.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования: Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей; Изучить развитие принципа разделения властей в современной Российской государственно-правовой действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I . РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ
НОРМЫ……………………………………………………………………….…………………..…5

1.1. Законодательная власть и ее органы…………………………6
1.2. Исполнительная власть и ее органы………………………….8
1.3. Судебная власть и ее органы…………………………………..12

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ

2.1.Реальное осуществление принципа разделения властей…….……16
ГЛАВА III. Теория "разделения властей" и современные Российские дилеммы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…………..…….…39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…40

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_po_teorii_razdeleniya_vlastei_natakha.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки красноярского  края

 

 

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

(среднее специальное  учебное заведение)

«Красноярский юридический  техникум»

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Тема: «Разделение властей, как аппарат управления современного государства»

Дисциплина: Теория государства и права

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студента

2 курса очной  формы обучения

Группы 201-О/ПСО

Свириба Андрея

 

Руководитель  курсовой работы

Комарицына  Л.И.

 

 

 

 

Дата сдачи курсовой работы «__» ____________2013г.

Оценка __________________________________

____________ «__»________________________2013г.

(Подпись  преподавателя)                                                                               

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………..…….. 2

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3

 

ГЛАВА I . РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ

НОРМЫ……………………………………………………………………….…………………..…5

        

     1.1. Законодательная власть и ее органы…………………………6

1.2. Исполнительная власть и ее органы………………………….8

1.3. Судебная власть и ее органы…………………………………..12

 

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ

 

2.1.Реальное   осуществление принципа  разделения властей…….……16

ГЛАВА III. Теория "разделения властей" и современные Российские дилеммы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…………..…….…39

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…40

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За весь исторический период своего сознательного существования  общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об  модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Данная курсовая работа посвящена исследованию " концепции разделения властей". Указанное словосочетание несет в себе двусмысленное значение:

  • "разделение властей", как теория организации гражданского общества;
  • "разделение властей", как один из принципов функционирования современного правового государства.

Целью курсовой работы является всестороннее исследование " концепции разделения властей", как теории и принципа.

Для того, чтобы  поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

  • Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
  • Изучить развитие принципа разделения властей в современной Российской государственно-правовой действительности.

В данной курсовой работе используются следующие универсальные  и специальные юридические методы исследования:

- логический;

- сравнительно-исторический;

- системно-структурного анализа;

- историко-реконструктивный.

Логический  метод позволяет исследовать  внутренние закономерности складывания  модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.

Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством  анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.

Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами.

Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.

 

 

В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период  так и адаптацию Российской государственности. На протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, нормативные акты, в частности Конституция  Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.   РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: СУШНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ            ФОРМЫ

 

Принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Это вовсе не означает, что он обязательно упоминается в тексте основного закона. Этот принцип находит свое отражение в построении механизма осуществления власти. А реальность существования разделения властей подтверждается (или опровергается) практикой формирования и функционирования последнего.

Составными  частями механизма власти повсеместно  признаётся законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей  народу, остается самостоятельной.

Во всех странах  демократии существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями.

Конкретное  претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия  многочисленных факторов. Среди них  можно отметить такие, как исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естесвенно-географические условия существования, этнонациональный состав населения и многие другие.

Можно выделил  этнонациональный состав, так как  от этнонационального фактора зависит  претворение в жизнь принципа разделения властей. Так же можно выделить социально-экономический уровень развития общества. Еще одно важное значение имеет расстановка политических сил в стране. Практика показывает, что очень часто те или иные положения, зафиксированные в конституции, могут по-разному трактоваться и применяться в зависимости от того, что собой представляет партийная система страны, и какие именно политические партии находятся у власти.

 

1.Законодательная власть и ее  органы

Понятие парламента и его структура

 

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент". Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие органы. Кроме того, акты, имеющие, по существу, силу закона, издаются органами исполнительной власти на основе делегирования им соответствующих полномочий парламентом или на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти. Акты, имеющие силу закона, издают военные или революционные советы после военных переворотов.

Понятие парламента. Термин "парламент" происходит от французского "парле" – говорить (французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента). Хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале Средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывает с событиями XIII – XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности.

Современный парламент  – это высший орган народного  представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Наряду с этим, парламент обладает и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. Хотя, в ряде случаев, в парламентской деятельности доминируют мелкие интересы, личные амбиции, как это бывает в некоторых странах СНГ.

Структура парламента. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарх Великобритании, президент Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В некоторых странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата, парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и палаты парламента. В Германии, Франции, а также некоторых других странах, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах, таких как Египет, глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента. Палаты парламента имеют разные названия (нередко – палата депутатов и сенат), но для обобщения их принято называть верхней и нижней. Верхняя палата в большинстве случаев имеет историческое значение и, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Верхняя палата может  быть либо "слабой", когда она  в состоянии отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо "сильной", когда без ее решения закон не может быть принят.

Глава государства является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием "парламент", поскольку утверждает принятый закон своей подписью. Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. Но таких стран гораздо меньше, чем первых и, как правило, законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже мы рассмотрим институт промульгации законов).

Полномочия парламента

 

В зависимости от полномочий различают три вида парламентов:

  • с неограниченными полномочиями;
  • с ограниченными полномочиями;
  • консультативные.

Считается, что в связи  с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран. Такой парламент может принять  решение по любому вопросу, однако и в таких случаях есть прерогатива главы государства. В тех странах, где принято жесткое разделение властей, а также там, где есть органы конституционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконституционными, концепция верховенства парламента подвергается определенным ограничениям.

Парламенты с ограниченными  полномочиями существуют во Франции  и некоторых франкоязычных странах. Конституции таких стран перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы – законы-рамки, устанавливающие основы правового регулирования (более детальное регулирование вправе осуществлять исполнительная власть), и "исчерпывающие законы", т.е. издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют так называемую сферу регламентарной власти. По ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских  странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законы. Функции их носят чисто консультативный характер, и выражает мнение народа данного государства по конкретному вопросу, хотя это мнение никакого решающего значения не имеет.

Главная задача парламента – принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы – конституции (в некоторых странах они принимаются парламентом), поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Информация о работе Разделение властей, как аппарат управления современного государства