Разделение властей, как аппарат управления современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование " концепции разделения властей", как теории и принципа.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования: Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей; Изучить развитие принципа разделения властей в современной Российской государственно-правовой действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I . РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ
НОРМЫ……………………………………………………………………….…………………..…5

1.1. Законодательная власть и ее органы…………………………6
1.2. Исполнительная власть и ее органы………………………….8
1.3. Судебная власть и ее органы…………………………………..12

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ

2.1.Реальное осуществление принципа разделения властей…….……16
ГЛАВА III. Теория "разделения властей" и современные Российские дилеммы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…………..…….…39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…40

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_po_teorii_razdeleniya_vlastei_natakha.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

В отношениях с  законодательной властью доминирование  исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.

Согласно Конституции РФ, законодательная власть имеет определенные рычаги обратного воздействия ("сдерживания") на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству России, право Совета Федерации на основе  выдвинутого Государственной Думой обвинения против президента на решение вопроса об отстранении его от должности и др.

Данные и  другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния  законодательной власти на исполнительную власть и оказывают определенное "сдерживающее" по отношению к ней воздействие. Однако по своей силе они заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти на законодательную.

Кроме того, некоторые  средства сдерживания исполнительной власти со стороны законодательной в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.

В качестве примера  можно сослаться на ст. 103 Конституции  РФ, которая представляет Государственной Думе в качестве одного из средств влияния законодательной власти на исполнительную власть право давать (или не давать) согласие Президенту на назначение Председателя Правительства России, а также право решать вопрос о доверии правительству. Это право, помимо того что является относительным, имеет еще одну, негативную по отношению к законодательной власти грань.

А именно в связи  с выражением недоверия правительству  или в связи с отказом Государственной Думы утвердить предлагаемую президентом кандидатуру председателя Правительства может возникнуть вопрос вообще о дальнейшем существовании в данном составе самой Думы.

Так, в соответствии с Конституцией, в случае выражения  Думой недоверия правительству и несогласия с этим решением президента Дума вправе повторно выразить в течение трех месяцев свое прежнее мнение о правительстве. Однако в данном случае она рискует быть распущенной президентом, если он сочтет невозможным объявить отставку правительства.

Государственная Дума может быть распущена президентом и в другом случае. А именно, если она трижды отклонит представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этом случае президент сам назначает председателя правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.

Таким образом, право законодательной власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председателя Правительства, так же как и право на выражение недоверия правительству как средство влияния на исполнительную власть, является весьма относительным и довольно легко нейтрализуемым со стороны исполнительной власти.

Это, равно как  и многое другое из президентских  прерогатив, в значительной степени  предопределяет в настоящее время  в России формально-юридическое  и фактическое доминирование  исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Принцип  разделения властей воплощен  в Российской Федерации в ходе  радикальных демократических реформ.                                                                   

     Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют  три основные функции государственной власти- законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

      Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.

       Конституционный принцип, в соответствии  с которым "государственная  власть в Российской Федерации  осуществляется на основе разделения  на законодательную исполнительную  и судебную ", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

       В пределах своей компетенции  по осуществлению указанных функций  эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем , чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

Таковы основные изменения (дополнения) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил.  Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей в России на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной "результаты применения теории разделения властей" относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ИСТОЧНИКИ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации- М., "Юридическая литература", 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. -М., 1998.  Ст.3,

      п. 5.

  1. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". - Консультант плюс
  2. ФЗ РФ "О порядке формирования  Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации" ст.1- Консультант плюс
  3. Закон РФ "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, - №16. - Ст.503.
  4. Указ Президента РФ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. Ст. 1.- Консультант плюс
  5. Указ "Об образовании Комиссии законодательных предположений при Президенте Российской Федерации" от 26 сентября 1993 г. (№ 1457); - Консультант плюс
  6. Указ "О функционировании органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" от 27 сентября 1993 г. - Консультант плюс
  7. Указ Президента РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 7 октября 1993 г. Ст. 1.- Консультант плюс
  8. Указ Президента РФ "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 9 октября 1993 г. Ст. 4.- Консультант плюс
  9. Указ "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" от 22 октября 1993 г. (№ 1723) и др. 235- Консультант плюс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Авакьян С. Создан прецедент. Неконституционная власть не имеет перспективы - Независимая газета. 1993. 15 окт. 233
  2. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко -М., 1996.
  3. Бестужев-Лада И. Что такое "разделение властей"? Почему оно необходимо? -Горизонт. 1989. № 3.
  4. Бельский К.С. о функциях исполнительной власти // Государство и право, 1997. - №3. - С.17-18
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М., 1998.
  6. Жан-Жак Руссо Трактаты. М.1969.
  7. Кутафин О.Е. Основы государства и права, -М., 1998.
  8. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. -М.,1997.
  9. Мигранян А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления // Иного не дано.- М., 1988.
  10. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США.- М., 1984.
  11. Ш. Монтескье Избранные произведения. -М.: 1955.
  12. Лазарев Б.М. "Разделение властей" и опыт Советского государства // Коммунист. 1988. № 16.
  13. Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ // Актуальные проблемы конституционного законодательства / Отв. ред. А.В. Мицкевич.-М., 1992.
  14. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1997.
  15. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993, - №1. - Ст.14.
  16. Энгель Е. Основы советской Конституции.-М., 1923.
  17. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.).- М., 1997.
  18. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 12. С. 129.

 

 

 

 

 

 

 

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993, - №1. - Ст.14.

2 Бельский К.С. о функциях исполнительной власти // Государство и право, 1997. - №3 С.17-18


Информация о работе Разделение властей, как аппарат управления современного государства