Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:31, контрольная работа
Принцип разделения властей является одним из главных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью.
Введение 4
1. Возникновение принципа разделения
властей 6
2. Сущность разделения властей,
Правовые формы 13
3. Осуществление принципа разделения
властей на примере РФ 18
Заключение 23
Список используемых источников
Содержание
Введение
1. Возникновение принципа разделения
властей
2. Сущность разделения властей,
Правовые формы
3. Осуществление принципа разделения
властей
на примере РФ
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Принцип разделения властей является одним из главных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью.
Деятельность соответствующих
государственных структур должна ограничиваться
только их компетенцией (законодательной,
исполнительно-распорядительной или
судебной). Принцип разделения властей
означает, что законодательную
Чтобы понять, как работает
принцип разделения властей в
современном российском государстве,
необходимо рассмотреть систему
государственных органов с
1. Возникновение принципа разделения властей
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.[2 – стр.134]
Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).
Понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделяется от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения.
Разделение власти исторически
сложилось на самых ранних этапах
формирования государства и вылилось
в специализацию власти разных лиц
и институтов, в которой рано обнаружились
две устойчивые тенденции: концентрация
власти в одних руках или в
одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность.
Отсюда и два следствия, вытекающие
из этого двойственного отношения
к власти: борьба за власть уже разделённых
институтов и против её разделения,
с одной стороны и стремление
упорядочить отношения
Первое крупное разделение
власти развело политическую и религиозную
власти, власть государства и церкви.
Оно же сопровождалось и длительной
борьбой за унификацию власти, преобладание
светской власти над религиозной, или
господство церкви в светской жизни
общества. Соперничество между ними
продолжалось многие столетия, всё
средневековье и начало Нового времени
как в России, так и на Западе.
Оно далеко не завершено для многих
государств и обществ и поныне,
при этом исход его далеко не однозначен
в разных регионах мира. Западная, преимущественно
христианская его часть, решила спор
о власти в пользу светской, государственной;
восточная - в пользу значительного
политического влияния
В самом светском государстве
рано началось разделение профессиональных
функций власти. Уже Аристотель отмечал
существование в нём
Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России после петровского периода, когда из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных.
Помимо того, существовали
и эпизодические сборы (ассамблеи)
правящих феодальных верхов, феодальные
союзы (лиги), такие, как Земские соборы
в России, также готовившие в будущем
более совершенные формы
Дальнейшее развитие разделённых
властей шло несколькими
Этот объективный процесс
получил теоретическое
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель.
Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.[3 – стр.126]
В основании политической
философии Локка лежит идея собственности.
В естественном состоянии люди, может
быть, и живут благополучно, но им
явно недостаёт многого для
Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием.
Дж. Локк предлагает
систему сдержек и противовесов
- разделение властей на
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским.[4 – стр.274] В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти он, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их, так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.
Сперанский предусмотрел
и возможность объединения этих
властей для согласного их действия
в Государственном совете, состоящем
частично из лиц, назначаемых монархом,
а частично избранных по избирательному
праву. Государственный совет заседает
под председательством царя, он обладает
правом законодательной инициативы,
но законы, коим вводится какая-либо перемена
в отношении сил
Порядок в устроенном таким
образом государстве охраняется
законом. Нетрудно заметить, что проект
Сперанского не только осуществлял
принцип разделения властей, с учётом
определённых сдерживающих факторов,
но, и это очень важно, предусматривал
механизм их согласованного действия,
дабы избежать возможного противостояния
трёх ветвей власти. Рассмотренные
выше проекты механизма разделения
властей Дж. Локка и М.М. Сперанского
подразумевали наличие
Проект П.И. Пестеля (1793 –
1826 г.г.) - «Русская Правда» - в качестве
формы государственного правления
предусматривал республику. Законодательная
власть по проекту Пестеля, сосредоточена
в Народном вече - однопалатном органе,
который избирается сроком на пять
лет, с ежегодным переизбранием
одной пятой его части, при
этом тот же самый может быть опять
избран. Исполнительная власть - державная
Дума - состоит из пяти человек, избираемых
сроком на пять лет. Ежегодно из Думы выходит
один и заменяется другим выбором. Все
министры и вообще все правительствующие
места состоят под ведомством
и начальством державной Думы.
Блюстительная власть - Верховный
собор состоит из 120 человек, которые
назначаются на всю жизнь и
не участвуют ни в законодательной,
ни в исполнительной власти. Кандидатов
назначают губернии, а Народное вече
замещает ими выбылые места. Каждый
закон направляется на утверждение
в Верховный собор, который не
входит в его рассмотрение по существу,
но тщательно проверяет соблюдение
всех необходимых формальностей, и
только после утверждения Верховным
собором законопроект получает юридическую
силу. В теории разделения властей,
предложенной Пестелем, «принимается
правило определённости круга действий»,
то есть, чётко устанавливаются