Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей является одним из главных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью.

Содержание работы

Введение 4
1. Возникновение принципа разделения
властей 6
2. Сущность разделения властей,
Правовые формы 13
3. Осуществление принципа разделения
властей на примере РФ 18
Заключение 23
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Политология чистовик.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

       Введение                                                                        4                                                                     

1.    Возникновение принципа разделения

        властей                                                                          6                               

2.    Сущность разделения властей,

       Правовые формы                                                         13

3.    Осуществление принципа разделения

       властей  на примере РФ                                               18

       Заключение                                                                   23                                                                 

       Список  используемых источников                             25                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Принцип разделения властей является одним из главных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью.

Деятельность соответствующих  государственных структур должна ограничиваться только их компетенцией (законодательной, исполнительно-распорядительной или  судебной). Принцип разделения властей  означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды. При этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально  независимы друг от друга, что не исключает  их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное  управление, правосудие, государственный  контроль. Политическое обоснование  принципа разделения властей состоит  в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между  различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти или должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Три  независимые «ветви власти» - законодательная, исполнительная и судебная могут  сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек  и противовесов».

Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в  современном российском государстве, необходимо рассмотреть систему  государственных органов с точки  зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение «основных ветвей власти» законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния  друг на друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение  принципа разделения властей

 

 

Разделение властей - это  политико-правовая доктрина и конституционный  принцип, лежащий в основе организации  власти демократического государства.[2 – стр.134]

Разделение власти возникает  из свойства власти быть отношениями  между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который  воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура  разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном  политическом (а также неполитическом экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).

Понятие «разделение власти»  достаточно широкое и не отделяется от понятия «власти» и принимает  при этом самые различные формы  выражения.

Разделение власти исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц  и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в  одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения  к власти: борьба за власть уже разделённых  институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых  властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и  характерное для политической истории  общества совмещение функций на её ранних этапах.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную  власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или  господство церкви в светской жизни  общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё  средневековье и начало Нового времени  как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно  христианская его часть, решила спор о власти в пользу светской, государственной; восточная - в пользу значительного  политического влияния религиозных  начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

В самом светском государстве  рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал  существование в нём законодательного органа магистратуры (исполнительного  учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между  центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё  более сложная политическая система  общества, властей разных уровней  и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце  концов одной из организационных  основ государства Нового времени, которое функционирует как система  функционально разграниченных, но и  связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Феодальная организация власти с объединёнными  в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций, включая функциональное и территориальное  разделение власти между монархическим  центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало  заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в 13-14 веках и, впоследствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.

Другой основой разделения власти стали различные королевские  советы, обычно очень замкнутые и  узкие, нередко олигархического  типа, несмотря на их совещательные  функции, как это имело место  в Верховном тайном совете в России после петровского периода, когда  из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных.

Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем  более совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной  власти наступил в начальный период Нового времени в 17 веке. В данный период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве  стран Западной Европы. Центральная  власть теперь нуждалась в более  развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно  должен был быть специализирован  и разделён.

Дальнейшее развитие разделённых  властей шло несколькими параллельными  путями: происходила централизация  парламентских структур, смещение парламентаризма  в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации  и т.п.); укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная  исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных  служащих; завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье  системы надзора и отправления  правосудия, передачи судебных функций  от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам.

Этот объективный процесс  получил теоретическое обоснование  в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами  гражданского общества и правового  государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым  условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  сопровождает поиск человечеством  идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии  она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов, таких  как Аристотель.

Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом  государстве он был сформулирован  Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.[3 – стр.126]

В основании политической философии Локка лежит идея собственности. В естественном состоянии люди, может  быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного  договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности  и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном  состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола  абсолютной монархии. Для того чтобы  охрана собственности не зависела исключительно  от воли властей, люди создают законы и законодательство.

Но и в обществе законов  вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для  толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом  судопроизводства, фактическим беззаконием.

 Дж. Локк предлагает  систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную с  передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.

В России идея разделения властей  как принципа либерализма впервые  в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским.[4 – стр.274] В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти он, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их, так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.   

Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем  частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных  или в отношении частных лиц между собой", утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.

Порядок в устроенном таким  образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял  принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Рассмотренные  выше проекты механизма разделения властей Дж. Локка и М.М. Сперанского  подразумевали наличие монархии.

Проект П.И. Пестеля (1793 – 1826 г.г.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления  предусматривал республику. Законодательная  власть по проекту Пестеля, сосредоточена  в Народном вече - однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием  одной пятой его части, при  этом тот же самый может быть опять  избран. Исполнительная власть - державная  Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Ежегодно из Думы выходит  один и заменяется другим выбором. Все  министры и вообще все правительствующие  места состоят под ведомством и начальством державной Думы. Блюстительная власть - Верховный  собор состоит из 120 человек, которые  назначаются на всю жизнь и  не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими выбылые места. Каждый закон направляется на утверждение  в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и  только после утверждения Верховным  собором законопроект получает юридическую  силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции  законодательной, исполнительной и  блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы  каждому государственному органу «были  присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором - Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией. Впоследствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс НМ. Коркунов в 19 веке. Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце 20 века.

Информация о работе Разделение властей