Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное внимание со стороны как зарубежных, так и отечественных теоретиков права. И хотя на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства, к настоящему моменту уже можно говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ВЕТВИ…………………………………………………………………………….5

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………………….…………………..7
3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА.
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА……………………………………………….………..……………12
4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ………………………………………………………………..…14
5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СИСТЕМА И ФУНКЦИИ………………………………………………………….……………17
6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ………………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….…..26

Файлы: 1 файл

разделение властей в правовом государстве.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

1. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ И ЕЕ ВЕТВИ…………………………………………………………………………….5

 

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ  В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………………….…………………..7

3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОРГАНА.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА……………………………………………….………..……………12

4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ………………………………………………………………..…14

5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СИСТЕМА И ФУНКЦИИ………………………………………………………….……………17

6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И  ЕЕ ФУНКЦИИ………………………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….…..26

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

      Вопрос  «разделения властей в правовом  государстве» для Российского  государства является достаточно  актуальным на современном этапе.

      Связано  это в первую очередь с тем,  что произошедшая коренная реконструкция  Российского государства и соответствующих  государственных структур, начавшаяся  на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую  общегосударственную цель  —  создание правового государства.

      «Правовым  государством может быть признана  такая организация политической  власти в стране, которая основана  на верховенстве гуманного, справедливого  закона, действует строго в определенных  законом границах, обеспечивает  социальную и правовую защищенность  своих граждан» [1]. (Основные признаки  правового государства приводятся  в Приложении 1)

      Вполне  естественно возникает вопрос: как  построить такое государство,  как должен быть организован  и на каких принципах должен  функционировать государственный  механизм?

      Известно, что власть всегда стремится  к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей,

      Речь идет  не о том, чтобы разделить  единую власть между различными  общественными силами или социальными  группами. Назначение принципа разделения  властей — исключить возможность  концентрации всей полноты власти  в руках одного лица или  органа, который превратился бы  в неограниченного и всесильного  повелителя, издающего законы, обеспечивающего  их исполнение и наказывающего  за непослушание.

      Именно  поэтому принцип разделения властей  отнесен к числу основных конституционных  принципов всех современных демократических  государств. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

      Рассматриваемый  вопрос разделения властей привлекает  пристальное внимание со стороны  как  зарубежных, так и отечественных  теоретиков права. И хотя на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства, к настоящему моменту уже можно говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.

      В изучении  принципа разделения властей  можно выделить следующий круг  вопросов:

     1.Каковы исторические  корни принципа разделения властей.

     2.Как разделяется  государственная власть по трем  ветвям власти: законодательной,  исполнительной и судебной.

     3.Как определяется  система и функции органов  законодательной, исполнительной  и судебной властей Российской  Федерации.

      При подготовке  ответов на эти вопросы изучались  нормативные акты, монографии, научно–учебные  пособия, энциклопедические издания,  материалы периодических изданий.  В совокупности  данные источники  отражают современные точки зрения  в правовой науке на принцип  разделения властей.

      Основными  методами, используемыми в данной  работе, являлись исследование научного  материала по заданной теме, его  позитивный и критический анализ.

 

1. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ И ЕЕ ВЕТВИ

 

      Общее понятие  власти, как известно, категория  многоаспектная и многоликая. Власть  родительская и отцовская, власть  чувств, власть толпы или улицы,  местная власть, власть тьмы и  т. д. — столь широк диапазон  употребления слова «власть»  Поэтому общее определение власти  тоже является весьма широким.

      В понятие  власти нередко включают прежде всего «способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т. п.»[2] Таким его видят не только философы и обществоведы, но и знатоки русского языка. Например, В. Даль писал, что власть — это «право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление...»[3]. Несколько иначе, но по сути так же определял власть и С. Ожегов. По его мнению, таковой следует считать «право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле»[4]. Другими словами, властью нельзя считать какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они — действующие лица, но не власть.

      Понятие  государственной власти является  более узким. В отличие от  общего это понятие персонифицировано.  В нем уже присутствует действующий  субъект — народ и (или) государство,  его аппарат и органы местного  самоуправления, которым народ делегирует  свою власть (см. ст. 3 Конституции  РФ). Соответственно, такого рода  властью принято считать возможность  и способность народа и (или)  государства в лице его органов  оказывать воздействие на поведение  людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью  убеждения либо принуждения[5].

      Проблему  рационального устройства государственной  власти и ее органов пытаются  разрешить, пожалуй, столько времени,  сколько существует государство  как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой,  уже давно, многие столетия  тому назад, заметили, что концентрация  государственной власти в чьих-то  одних руках неизбежно ведет  к отрицательным последствиям. Чем  больше такая концентрация, тем  выше вероятность произвола и  злоупотреблений. Об этом свидетельствует  многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

      Наиболее  широкое признание получила и  продолжает сохранять его вплоть  до настоящего времени идея, в  соответствии с которой основные  направления (ветви) государственной  власти должны разделяться и  вверяться «в разные руки».  Это будет мешать узурпаторским  намерениям, а вместе с этим  злоупотреблению властью и произволу.

      Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три основных направлений (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основывать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

      Как отмечает  Ершов В.В. «с целью противостояния  авторитаризму, деспотизму и произволу  основных властвующих органов  и должностных лиц, гарантирования  свободы и подлинной демократии  вся власть в правовом государстве  нe может принадлежать одному государственному органу. Реальная государственная власть как юридически гарантированная возможность распоряжаться и подчинять своей воле с объективной необходимостью должна быть разделена как по "горизонтали", так и по "вертикали". Если первое предполагает, прежде всего, разделение и взаимный контроль законодательной, исполнительной и судебной властей, то второе - "внутреннюю" организационную, юридическую и экономическую самостоятельность органов государственной власти»[6].

      Таким образом,  разделение властей с точки  зрения формирования и взаимного  контроля органов государственной  власти служит эффективным юридическим  средством разрешения споров  между различными органами и  лицами, действительной защиты прав  и интересов граждан.

      Для наиболее  полного представления доктрины  разделения властей необходимо  рассмотреть историю ее возникновения  и развития, как в мировой, так  и в отечественной политико-правовой  мысли.

 

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ  В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ.

 

      Поиск наилучших  форм организации власти, исследование  механизма ее осуществления пронизывают  всю историю политической мысли.  Зачатки доктрины разделения  властей усматриваются уже в  трудах выдающихся мыслителей  Древней Эллады и Древнего  Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.), Эпикура (ок. 341 — ок. 270 гг. до н.э.), Полибия (ок. 201 — ок. 120 гг. до н.э.). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632 — 1704) и французу Шарлю Монтескье (1689 — 1755).

      В работах  Аристотеля содержатся определенные  элементы договорной теории происхождения  государства, выводимые из природы  человека. По Аристотелю, человек  — это политическое существо. А из разнообразных видов общения  логически выстраивается и его  высшая форма — политическое  общение. Это последнее и суть  государство. "...Человек по природе  своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются  во взаимопомощи, безотчетно стремятся  к совместному жительству"[7].

      Аристотель  еще весьма далек от принципа  разделения властей в том виде, как мы его знаем сегодня.  Однако его рассуждения о сдерживающих  и стабилизирующих элементах,  об опасности господства крайностей оказали несомненное влияние на последующих мыслителей.

      Идея свободы  как естественного состояния  человека и необходимости обеспечения  ее защиты послужила основой  создания и разработки концепции  разделения властей. Согласно  Дж. Локку, главная угроза свободе  состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках  абсолютного монарха, который  сам устанавливает законы и  принуждает к их исполнению. ''Абсолютная  деспотическая власть или управление  без установленных постоянных  законов не могут ни в коей  мере соответствовать целям общества  и правительства", — констатирует  Дж. Локк[8]. Отсюда и следует главный  вывод, составивший сердцевину  концепции разделения властей:  власть по принятию законов  и власть по их исполнению  должны быть разделены.

      Дж. Локк  не выступал против власти  вообще. Он считал ее необходимым  условием сохранения общества  и порядка и был сторонником  монархии. Но эта последняя должна  была ограничиться лишь осуществлением  исполнительной власти. Разделяя  власти на законодательную, исполнительную  и федеративную (регулирующую отношения  с другими государствами), он подчинял  эти власти законодательным органам,  поскольку "тот выше, кто может  предписывать законы"[9]. В условиях  ограниченной монархии на первое  место выдвигается законодательная  власть. Дж. Локк, не выделял отдельно  судебную власть, считая ее составным  элементом исполнительной власти -  именно судебная власть и  образует "первую ветвь власти".

      Наиболее  полно и последовательно концепция  разделения властей изложена  в трудах известного французского  просветителя, правоведа и философа  Ш. Монтескье и особенно в  его труде "О духе законов" (1748 г.), принесшем наибольшую славу  автору.

      В этом  сочинении Монтескье писал: «Чтобы  не было возможности злоупотреблять  властью, необходим такой порядок  вещей, при котором различные  власти могли бы взаимно сдерживать  друг друга»[10].

      Указание  на то, что соединение различных  властей в руках одного лица  или органа неизбежно ведет  к удушению политической свободы,  составляет сердцевину самой  доктрины разделения властей:  «Когда одному и тому же  лицу или одному и тому же  составу должностных лиц предоставлены  вместе законодательная и исполнительная  власти, тогда нет свободы, потому  что можно опасаться, что монарх  или сенат будут создавать  тиранические законы, чтобы тиранически  исполнять их»[11].

      Если, однако, соединение двух первых властей  — это еще лишь потенциальная  угроза тирании, то соединение  их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям: «Нет также свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья обладал бы достаточной силой, чтобы сделаться угнетателем»[12].

      Наконец  если соединить все три власти - неизбежно установление самого  жесточайшего деспотизма и полная  гибель свободы: «Все было бы  потеряно, если бы один и тот  же человек, или корпорация  высокопоставленных лиц, или сословие  дворян, или, наконец, весь народ  осуществляли все три вида  власти: власть создавать законы, власть приводить их в исполнение  и власть судить преступления  и тяжбы частных лиц»[13].

Информация о работе Разделение властей