1. Глава
исполнительной власти (Президент)
республики в составе Российской
Федерации;
2. Совет
Министров республики в составе
Российской Федерации;
3. Местные
органы управления республики, система
которых определяется Конституцией
республики с учетом конкретных
национальных особенностей, исторических
и местных традиций.
Глава исполнительной
власти республики в составе
Российской Федерации является
высшим должностным лицом республики
и главной исполнительной власти
в республике в составе Российской
Федерации. Он входит в единую
систему исполнительной власти
Российской Федерации и выступает
гарантом прав и свобод личности,
соблюдения Конституции и законов
Российской Федерации, Конституций
и законов республики в составе
Российской Федерации, защищает
суверенитет, экономические и
политические интересы Российской
Федерации и республики в составе
Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции
РФ).
Согласно
Конституции РФ (ст.136.3) исполнительным
органом края, области, автономной
области, автономного округа, города
федерального значения является
соответственно краевая, областная
администрации, администрация автономной
области, автономного округа, городов
федерального значения, которая
подотчетна соответствующему Совету
народных депутатов и вышестоящим
исполнительным органам.
Деятельностью
краевой, областной администрации,
администрации автономной области,
автономного округа, города федерального
значения руководит на основе
принципа единоначалия глава
администрации (ст. 136.5 часть 1 Конституции
РФ).
Полномочия,
порядок формирования, организации
и деятельности краевой, областной
администрации, администрации автономной
области, автономного округа и
города федерального значения
устанавливаются законом Российской
Федерации. Акты краевой, областной
администрации, администраций автономной
области, автономного округа, города
федерального значения, противоречащие
законодательству, могут быть отменены
соответствующим Советом народных депутатов,
вышестоящим исполнительным органом или
судом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И
ЕЕ ФУНКЦИИ
Важное
место в структуре государственного
аппарата занимает система судебных
органов, основной социальной
функцией которых является осуществление
правосудия.
Подобно
тому, как представительные органы
и органы управления являются
носителями соответственно законодательной
и исполнительной властей, система
судебных органов выступает в
качестве носителя судебной власти.
Это положение закрепляется в
конституциях и законах ряда
современных государств.
В современных
демократических государствах правосудие
функционирует независимо от законодательной
и исполнительной властей и имеет строго
очерченную в конституции и особых законах
компетенцию. Отправление правосудия
как специфической государственной функции
состоит в наиболее общем виде в том, чтобы
обеспечивать надлежащее применение законов
путем восстановления как нарушенного
права, так и нарушенного равновесия в
гражданских правоотношениях.
Законодательная
и исполнительная власти находятся
у истоков судебной власти: они
ее формируют. Однако затем
судебная власть одновременно
и отделяется и возвышается,
становясь властью особого рода.
Исходя из этого, следует всегда
иметь в виду, что судебная
власть не аккумулирует властные
функции: это лишило бы ее
главного свойства — служить
справедливому разрешению споров
и конфликтов, в том числе и
тех, которые порождаются самими
властными структурами в силу
неправомерного использования власти
или законно признаваемых за
ними полномочий[38].
В целом
же миссия правосудия в обществе
заключается в том, чтобы быть
стражем порядка и оплотом
справедливости.
Статья 118 Конституции
РФ гласит: "Судебная система
Российской Федерации устанавливается
Конституцией Российской Федерации
и федеральным конституционным
законом". Именно эти законодательные
акты служат правовой основой
формирования системы правосудия
как самостоятельной ветви власти,
которая могла бы стать мощным
механизмом применения законодательства
и его неукоснительного исполнения
всеми гражданами и должностными
лицами.
Согласно
ст. 120 Конституции «суды независимы
и подчиняются только Конституции
Российской Федерации и федеральному
закону». Суд, установив при
рассмотрении дела несоответствие
акта государственного или иного
органа закону, принимает решение
в соответствии с законом.
В Конституции
РФ закреплен принцип несменяемости
судей. Полномочия судьи могут
быть прекращены или приостановлены
не иначе как в порядке, определяемом
федеральным законом.
В соответствии
со ст. 123 Конституции РФ разбирательство
дел во всех судах открытое.
Слушание дела в закрытом заседании
допускается в случаях, предусмотренных
федеральным законом. Заочное
разбирательство уголовных дел
в судах не допускается, кроме
случаев, предусмотренных федеральным
законом. Судопроизводство осуществляется
на основе состязательности и
равноправия сторон. В случаях,
предусмотренных федеральным законом,
судопроизводство осуществляется
с участием присяжных заседателей.
Финансирование
судов производится только из
федерального бюджета и должно
обеспечивать возможность полного
и независимого осуществления
правосудия в соответствии с
федеральным законом.
Ряд принципиальных
положений, относящихся к осуществлению
правосудия, содержится в нормах
гл.2 Конституции РФ «Права и
свободы человека и гражданина».
К их числу можно отнести закрепление:
равенства перед законом и судом (ст.19);
права на жизнь и исключительный характер
смертной казни (ст.20); охраны достоинства
личности и запрета на пытки, насилие,
жестокое и унижающее человеческое достоинство
обращение или наказание (ст.21); права на
свободу и личную неприкосновенность
(ст.22); неприкосновенности жилища (ст.25);
охраны права частной собственности (ст.35);
государственной защиты прав и свобод
(ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46);
права на рассмотрение дела в том судье
и тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом (ст.47); права на гарантированную
квалифицированную юридическую помощь
(ст.48); права на помощь адвоката с момента
задержания, заключения под стражу или
предъявления обвинения (ст.48); презумпции
невиновности (ст.49); запрета на повторное
осуждение за одно и тоже преступление;
запрета на использование доказательств,
полученных с нарушением федерального
закона; права на пересмотр приговора
вышестоящим судом, а также права на помилование
или смягчение наказания (ст.50); положение
о том, что никто не обязан свидетельствовать
против самого себя, супруга и близких
родственников (ст.51); права потерпевших
на защиту от преступлений и злоупотреблений
властью и компенсацию причиненного ущерба
(ст.52); права на возмещение вреда (ст.53);
запрета обратной силы закона, устанавливающего
или отягчающего ответственность (ст.54)
и др
Часть 2
ст. 4 Закона "О судебной системе
Российской Федерации"[39] гласит:
"В Российской федерации действуют
федеральные суды, конституционные
(уставные) суды и мировые судьи
субъектов Российской Федерации,
составляющие судебную систему
Российской Федерации".
К федеральным
судам отнесены:
1. Конституционный Суд Российской
Федерации;
2. Верховный Суд Российской Федерации,
верховные суды республик,
краевые и областные суды,
суды городов федерального
значения, суды автономной области
и автономных округов, районные
суды, военные и специализированные
суды, составляющие
систему федеральных судов общей
юрисдикции;
3. Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов Российской
Федерации, составляющие систему
федеральных арбитражных судов.
К судам
субъектов Российской Федерации
— конституционные (уставные) суды
субъектов Российской Федерации
и мировые судьи, являющиеся
судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации.
Суды, входящие
в единую судебную систему
Российской Федерации, осуществляют
свои полномочия посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства.
Верховный
суд является высшим судебным
органом по гражданским, уголовным,
административным и иным делам
(ст. 126).
Высший
Арбитражный Суд РФ является
высшим судебным органом по
разрешению экономических споров
(ст. 127).
Конституционный
Суд призван осуществлять контроль
за всеми государственными органами в
РФ о соответствии Конституции издаваемых
нормативных актах, заключаемых международных
договоров. Также Конституционный Суд
решает споры между федеральными органами
государственной власти России и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации (ст. 125).
В связи
с принятием России в Совет
Европы теперь юрисдикция Европейского
Суда распространяется и на
территорию России. Это теперь
высший судебный орган для
России и ее граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной
правовой науке принцип разделения
властей принято относить к
основам демократического конституционного
строя. Это значит, что он имеет
основополагающее значение при
решении конкретных вопросов
построения государственного механизма.
Назначение
принципа разделения властей
— исключить возможность концентрации
всей полноты власти в руках
одного лица или органа путем
установления такой государственности,
при которой различные ветви
государственной власти могли
бы взаимно сдерживать друг
друга.
Сферы реализации
трех ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной - должны
быть четко разграничены, они
не должны быть помехой друг
другу.
Разделение
властей должно основываться, прежде
всего, на их сотрудничестве, которое,
однако, сдерживало бы каждую
из них, ставило бы в определенные
рамки и балансировало.
Независимость
и самостоятельность каждой из
трех ветвей власти, и особенно
законодательной и исполнительной,
не должны быть препятствием
к их взаимодействию. Больше того,
эффективная власть невозможна
без их сотрудничества.
В современной
России принцип разделения властей
признан, конституционно закреплён
и применяется в построении
и функционировании государственных
институтов.
Многие
политики и правоведы называют
исполнительную власть доминирующей
в системе государственных органов[40].
Сильная исполнительная власть
России, безусловно, нужна. Но не
нужно увлекаться. У нашей страны
достаточно горький опыт в
этом вопросе. Усиление исполнительной
власти при отсутствии адекватного
контроля и механизма сдержек
таит в себе угрозу резкого
разрастания и усиления бюрократического
административного аппарата. Численный
рост чиновничества, элементарное
попрание администрацией основных
прав и свобод - подобные пороки
порождаются бесконтрольностью
исполнительной власти и подчинённого
ей аппарата управления.
К сожалению,
все еще традиционно слабым
местом остается в России судебная
власть. Прокламированные Конституцией
принципы судоустройства и судопроизводства
реализуются с трудом. И в данном
случае ощущается противодействие
и давление со стороны других
ветвей власти, нередко все еще
посягающих на независимость
суда. Явно недостаточны материальные,
а отчасти и правовые гарантии,
необходимые для того, чтобы обеспечить
суду достойное место в осуществлении
власти. Этот компонент разделения
властей неэффективен. Самостоятельность
и особенно роль суда в Российской
Федерации все еще далеки от
тех, которые присущи суду в
развитых демократических странах.
Проводимая
в настоящее время в России
активная политика на построение правового
государства позитивно сказывается на
состоянии нашего «больного» государства.
Хочется надеяться, что следование правовым
принципам, присущим демократическому
государству позволит нашей стране выбраться
из той пропасти, в которой она находится
последние десятилетия. Поэтому необходимо
поддерживать уже созданный механизм
разделения властей, механизм сдержек
и противовесов, позволяющий сбалансировать
различные ветви власти. Это — одна из
важных гарантий продолжения демократического
развития России.