Развитие феодального права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить следующие черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий.

Содержание работы

1. Основные черты права
2. Феодальное государство Франции

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

Суть  реформ сводилась к следующему. Земли  и жившие на них крестьяне стали  передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание – бенефиций. Держатель бенефиция  должен был нести службу, главным  образом в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся  размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким  образом было создано хорошо вооруженное  конное войско, укрепившее позиции  центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции  стали раздавать и крупные  феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.

Рост  феодального землевладения сопровождался  усилением военной, финансовой и  судебной власти над крестьянами, жившими  на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту  от короля, осуществлял на подвластной  ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских  чиновников.

Усиление  центральной власти привело к  провозглашению в 751 году сына Карла  Мартелла, Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкское королевство достигает  своего расцвета. А в 809 году Карл Великий  принимает титул императора.

Эволюция  государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время  войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления кралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни.

Постепенно  были ликвидированы местные формы  самоуправления – традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе  с королевским чиновником (графом). он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном  округе.

Центральное управление было в это время сравнительно простым:

Королевские чиновники награждались имениями, располагали  частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности – в почетный наследственный титул.

право феодальный франция  государство

2. Феодальное государство Франции

 

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов.

Король. Королевская власть была выборной. После смерти главы государства  новый король выбирался его вассалами  и высшими иерархами французской  церкви.

Королевская курия (Великий совет) была по существу единственным, общегосударственным  органом, имевшим возможность оказывать  влияние на положение дел в  большей части страны. Великий  совет королевских вассалов и  высших иерархов церкви по своему характеру  представлял собой съезд крупнейших феодалов страны.

Ведению церкви подлежали также преступления связанные с «грехом» (внебрачное сожительство, лжесвидетельство, нарушение  обязательств, скрепленных клятвой  на кресте, и т.д.

Вооруженные силы. В условиях напряженной классовой  борьбы, непрерывных военных столкновений между феодалами вооруженные  силы приобретали исключительное значение. В сущности весь класс феодалов был организован как военная сила. У короля, как впрочем и у других сеньоров, для содержания большой наемной армии не хватало средств.

В конце  периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан.

Домен короля был сравнительно невелик ив ряде случаев почти совпадал территориально с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и должностными лицами (министериалами), заведовавшими делами домена вообще. Весь домен был разделен на округа (превотажи). Во главе их находились прево-управляющие главного в том округе королевского имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах) назначались королем и выполняли все его распоряжения.

Суд. Суду Франции были присущи все характерные  черты средневековой юстиции.

Каждый  свободный должен был судиться «судом равных». Подсудность определенного  лица зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Естественно, что сеньоры высших рангов имели  большую судебную власть («высшую» юстицию), чем нижестоящие (последние  были наделены «низшей» юстицией). К  первой относились преступления, наказываемые, смертной казнью убийства, поджоги  и т.д.), ко второй-все остальные. Исключение составлял разбой, который относился  к «низшей» юстиции, но наказывался  смертной казнью. В отдельных районах  страны местные феодальные обычаи (кутюмы) вручали «высшую» и «низшую» юстиции  всем сеньорам вне зависимости от их ранга. В средневековой Франции  военная сила, которой располагал сеньор, определяла в конечном итоге  объем его реальных возможностей в области управления и суда. Границы  между судом и произволом здесь  окончательно стирались. Классовый, террористический характер феодальной юстиции проявлялся с наибольшей полнотой.

Большимиправомочиями  в области суда была наделена церковь. Помимо обычной сеньориальной юстиции  в своих феодальных владениях  церковь рассматривала дела определенной персональной и предметной подсудности. Исключительно церковной юрисдикции подлежали уголовные и гражданские  дела духовенства, а также лиц  недуховного звания, но по службе связанных  с церковью. Кроме этого, церковные  суды рассматривали дела всех, посягнувших  на незыблемость догматов религии и  авторитет церкви (ереси, магия, колдовство, осквернение религиозных зданий и церковной символики).

Основные  черты. Важные сдвиги в социально-экономических  отношениях обусловили существенные изменения, в структуре феодального государства. Постепенно ликвидируется политическая раздробленность. Государство принимает  форму сословно-представительной монархии (относительно сильная королевская  власть сочеталась с представительством от сословий – Генеральными штатами – высшим совещательным органом, наделенным правом разрешать введение новых налогов.

Создавались более благоприятные условия  для складывания единого общенационального  рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.

Королевская власть. Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и весьма противоречивым. Он начался с усиления королевской власти, что было неразрывно связано с преодолением феодальной раздробленности.

Процесс ликвидации феодальной раздробленности  и усиления королевской власти хотя и имел значительные успехи, но был  еще далек от своего завершения. Сохранились большие, фактически независимые  сеньории, такие, например, как герцогство Бургундское (его правители неоднократно воевали со своими сюзеренами –  французскими королями). Значительное число могущественных вассалов хотя я покорилось королю, но при удобном, случае пыталось восстановить утраченную независимость.

Объединение страны могло быть успешно завершено  лишь в новой государственно-правовой форме, с помощью новых, более  эффективных средств: регулярной наемной  армии, централизованного бюрократического аппарата, административного управления и суда. Некоторые мероприятия  в этом направлении уже были проведены. Но это были по существу лишь первые шаги. Королевскому правительству не хватало главного больших регулярных денежных поступлений, необходимых для содержания большой армии солдат и чиновников

Первые  собрания сословного представительства  – штаты (от франц. слова-сословия) – возникли еще в XIII в. в отдельных провинциях. Это были периодически созывавшиеся собрания высшего духовенства соответствующей провинции (епископов, аббатов, деканов церковных капитулов), всех сеньоров и мэров – представителей городов. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение единовременных денежных сборов – «помощей». Дворянство и духовенство налогов не платили. Они давали, лишь согласие на обложение ими своих податных людей и сами взыскивали эти средства.

На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали  политической консолидации отдельных  областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. В его казну стали стекаться собранные средства.

В 1302 году впервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.

События последующих десятилетий (Столетняя  война, крестьянские и городские  восстания) превратили Генеральные  штаты в важнейший орган феодального  государства. Тогда и сложилась  их структура.

Каждое  сословие (духовенство, дворянство и  «третье сословие») было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства (архиепископов, епископов, аббатов крупнейших монастырей). Во вторую палату посылались выборные от дворянства. Причем феодальная знать (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они, как непосредственные вассалы короля, принимали участие  в выработке решений в составе  Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Считалось, что они представляют все свободное  непривилегированное население  страны. Но в действительности выдвижение депутатов проводилось главным  образом в городах: больших и  малых (местечках). Как правило, в  выборах участвовал только городской  патрициат, а депутатами были мэры и  члены городских советов.

Все вопросы  рассматривались Генеральными штатами  раздельно по палатам. Решение выносилось простым большинством голосов. Окончательное  утверждение решения проводилось  на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос.

Духовенство и дворянство от налогов было освобождено. Им был предоставлен так называемый налоговый иммунитет.

Королевская власть почти всегда добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения.

Это не означало, однако, постоянного, бесконфликтного  сотрудничества монархии и Генеральных  штатов. Были моменты, когда «третье  сословие» пыталось видеть в Генеральных  штатах нечто большее, чем только орган, вводящий новые налога.

В 1357 году, когда Франция переживала глубокий политический кризис, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как «Великий мартовский ордонанс» 1357 года.

В соответствии с этим документом сессии Генеральных  штатов должны были проводиться два  раза в год. Для их созыва не требовалось  предварительной санкции короля. Без согласия Генеральных, штатов не могли быть введены новые налога. Генеральные штаты получили право контролировать расходы правительства. Только с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальных королевских советников.

Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство  сделало все, чтобы ордонанс 1337 года не был претворен в жизнь. И это ему удалось.

Последовавшее вскоре победоносное окончание Столетней  войны содействовало дальнейшему  укреплению королевской власти. В  ее распоряжении была большая наемная  регулярная армия, разветвленный бюрократический  аппарат, которые содержались за счет постоянных налогов, взимаемых  без предварительного одобрения  Генеральных штатов.

Власть  короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов. Генеральные штаты выполнили  предназначенную им роль. Начиная  с XV века Генеральные штаты практически перестают созываться. Взамен их правительство начинает изредка по своему усмотрению созывало, собрания нотаблей (именитых подданных). Но это учреждение, имевшее часто совещательные функции, никакого влияния на формирование политики оказать не могло.

К центральным  органам государственного управления в этот период относились:

Государственный совет (осуществлявший общее руководство  и контроль за отдельными отраслями  управления). Счетная палата (высший орган финансового управления), парламент (верховный суд). Эти органы сложились  на базе Королевской курии.

Концентрация  всей полноты государственной власти в руках монарха привела к  прекращению деятельности Генеральных  штатов.

Резко ограничены были права парламентов, и прежде всего Парижского парламента. Эдикт 1641 года обязал его регистрировать все ордонансы короля. Прячем для этого уже не требовалось личного присутствия главы государства. Парламентам было запрещено брать в свое ведение какие-либо дела, которые касались государства, администрации, и правительства.

Среди должностных, лиц наибольшее значение имели:

канцлер, осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью должностных  лиц. Во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном  совете. Под его руководством составлялись проекты королевских указов (ордонансов);

коннетабль  – командир конного рыцарского ополчения, начиная с ХIII века – командующий королевской армией;

камерарий, в ведении которого находилась королевская  казна;

галатины – королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.

С этими  сановниками король советовался (совместно  или порознь) по всем вопросам государственного управления и суда.

Информация о работе Развитие феодального права и государства