Развитие феодального права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить следующие черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий.

Содержание работы

1. Основные черты права
2. Феодальное государство Франции

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

Должностные лица, составившие костяк нового государственного аппарата управления, были, как правило, люди незнатные, обязанные своим  возвышением королю.

Королевская власть подчинила своему контролю церковь. Болонский конкордат 1316 года предоставил королю исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви. Очень скоро последующее подтверждение этих кандидатур папой превратилось в формальность. В результате выдвижение на высшие церковные должности стало одним из видов королевского пожалования.

Государственному  аппарату французского абсолютизма  были присущи некоторые особенности. К их числу нужно отнести продажу  государственных должностей. Принося  немалый доход правительству, она  в конечном итоге имела для  него отрицательные последствия. Держатели  государственных должностей чувствовали  себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен только в том случае, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).

В период политических кризисов XVI века, особенно во времена религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате (посты губернаторов, бальи).

В стране одновременно функционировали государственные  органы, которые условно могли  быть разделены на две категории.

К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых  должностей и частично контролируемые знатью. В их ведении находилась относительно второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом. Они состояли из чиновников, назначенных правительством. Должности здесь не продавались. Эти органы составляли основу управления.

В целом  же бюрократический механизм абсолютизма  был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшим от огромного числа  подчас ненужных учреждений. Многое органы не имели четко очерченной компетенции  и нередко дублировали друг друга. Все его содействовало еще  большему росту волокиты, коррупции  и иных злоупотреблений, которые  в последнее столетие абсолютизма  приняли невиданные ранее размеры. Государственный аппарат стоил  стране огромных средств.

Центральные органы государственного управления представляли собой сочетание различных учреждений, созданных в разные периоды.

В их числе  был Государственный совет. Ныне в его состав входили представители  высшей придворной аристократии и «дворянства  мантии». Государственный совет  фактически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: Совет финансов. Совет депеш (сообщения  с мест) и т.д. Функционировал ряд  других органов: Тайный совет, ведению  которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторых категорий дел; аппарат канцлера – почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах.

Часть этих органов действовала более или  менее постоянно (Совет депеш. Совет  финансов), другие функционировали  от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные  лица этих учреждении продолжали числиться  на государственной службе и получали огромное жалованье. Таким путем  короли «подкармливали» и привлекали на свою. сторону алчную и своевольную  знать.

Органы, созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролем  финансов и четырьмя государственными секретарями (по военным, иностранным, морским делам и делам двора).

Компетенция Генерального контролера финансов была наиболее обширной. Он осуществлял  руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных  лиц на местах. В его ведении  находилась промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство  портов, крепостей, дорог и т.д.), пути сообщения. Генеральный контролер считался первым министром.

Формально Генеральный контролер и государственные  секретари были подведомственны  определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись  только королю.

Король  решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком  кругу лиц, пользующихся его особым доверием. Среди них Генеральный  контролер и Государственные  секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.

Аппарат Генерального контролера и секретарей напоминал министерскую (ведомственную) систему управления. Но полного, четкого  разграничения по отраслям еще не было. В ведении каждого секретаря  находилось определенное число губернаторств, хотя главные задачи стоявшие перед  ними, были весьма далеки от проблем  местного управления.

Местные органы государственного управления. В рассматриваемый период территория королевства была разделена на женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства, соответствовавшие территориальным  подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного  ведомств. Границы этих территориальных  единиц часто не совпадали.

В местном  управлении также сосуществовали две  группы государственных органов. Первые уходили своими корнями в прошлое, ко временам сословно-представительной монархии. Ныне они утратили в значительной мере свои реальные правомочия и превратились в известной степени в почетные синекуры (от лат «Sinecurа» – без забот). Так произошло с бальи и прево. Аналогичная участь постигла учрежденную несколько позже должность губернатора, командовавшего войсками в губернаторстве.

Все они  были оттеснены на второй план интендантами – особыми

уполномоченными королевского правительства на местах. Интенданты юстиции, полиции и финансов (таков был их полный титул) фактически руководили местным административным управлением и судом.

На этот пост назначались обычно лица незнатного происхождения. В любой момент правительство  могло их сместить.

В округах, на которые делились интендантства, реальная власть была вручена субделегатам, назначенными интендантом и подчиненным  ему.

Провинциальные  штаты там, где они сохранились, созывались только с разрешения короля и проводили свои заседания под  контролем интенданта или лица, им уполномоченного. Правомочия провинциальных штатов сводились главным образом  к раскладке налогов и сбору  единовременных «добровольных» пожертвований  короне.

Важное  место в механизме абсолютизма  заняла полиция. Наделенная широкими полномочиями, она стада вездесущей. Произвол и  коррупция были обычной нормой поведения  ее чинов.

Устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.

Финансы. Основным источником государственных  доходов являлись налоги. Их росту  в немалой степени способствовало право королей самостоятельно вводить  новые налоги и единовременные сборы. В пользу короны шли судебные пошлины и штрафы, гильдийские и ремесленные сборы, выручка от продажи королевских регалий, т.е. исключительных прав короля на производство и продажу определенного вида продукции (пороха, соли и т.д.).

Одновременно  функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Четкое разграничение  их компетенции отсутствовало. Суды нередко дублировали друг друга, еще более усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.

В рассматриваемое  время продолжалось усиление воли королевских  судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 года оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им продолжали оставаться подсудны гражданские дела с небольшой суммой иска, но и они могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила прав принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно ни находилось. Исключение составляли некоторые церковные дела.

Однако  эти мерыне вызвали улучшения  деятельности судов, так как сама структура королевской юстиции  была крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особыми преимуществами пользовался  Парижский парламент, в состав которого наряду с советниками (судьями по профессии) входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король.

Не меньшее  значение имел Государственный совет, считавшийся высшим, органом управления. Он одновременно рассматривался как  высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов  для проверки правильности применения ими норм права. Им разрешались споры  о подсудности.

Помимо  общих, судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство  имело свой суд где рассматривались  дела, затрагивающие ведомственные  интересы.

Неопределенность  компетенции, наделение судебными  функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали  благоприятную почву для царившего  в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали и правительство  и сам король.

Начиная с правления Ришелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Вскоре короли начали выдавать своим приближенным бланки приказов где не были названы  имена. Обладатель такого документа  мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму.

 

Размещено на Allbest.


Информация о работе Развитие феодального права и государства