Развитие гражданского общества в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Необходимость подготовки и написания научной работы на такую тему объясняется, прежде всего, сложившейся ситуацией в области основ государственности в современном мире, актуальностью проблемы.
Проблема гражданского общества в последнее десятилетие является одной из самых популярных тем, обсуждаемых в Беларуси на уровне как науки, так и политики. Со становлением этого института связывают надежды на упрочнение демократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами трансформирующегося белорусского общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Цели, задачи и методы исследования 4
ГЛАВА 2.Происхождение и основные трактовки гражданского общества 5
2.1. Историко-правовые аспекты формирования гражданского общества 5
2.2. Гражданское общество: идея и реальность. 10
ГЛАВА 3. Гражданское общество в Республике Беларусь 17
3.1. Становление гражданского общества в Республике Беларусь 17
3.2. Институты народной демократии 18
3.3. Система местного самоуправления 21
3.4. Предпринимательство 22
3.5. «Третий сектор» 23
3.6. Профсоюзы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

1.docx

— 63.40 Кб (Скачать файл)

Высокая избирательная активность населения республики в ходе парламентских и президентских выборов, происходивших в весьма сложных политических условиях, продемонстрировала политическую зрелость и высокий уровень правосознания белорусских граждан.

В) Парламентаризм

Свой вклад в формирование гражданского общества вносит представительный орган нашей страны - Национальное собрание Республики Беларусь, обе палаты которого сформированы в соответствии с Конституцией. Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике создана законодательная база для становления правового государства и развития гражданского общества.

Сегодня белорусское законодательное собрание является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным и судьбоносным вопросам преобразований белорусского общества и государства.

Главная задача парламента на современном этапе заключается в повышении активности депутатов в решении конкретных законодательных проблем, принятии законов, открывающих простор для экономического роста и благосостояния наших граждан.

С целью становления гражданского общества в Республике Беларусь необходимо проводить дальнейшее развитие парламентаризма в рамках действующей Конституции за счет повышения роли парламента в законодательном процессе, в первую очередь, при разработке и принятии основного финансового закона страны - бюджета, усиления контрольных полномочий комиссий парламента за исполнением бюджета и деятельностью представителей исполнительной власти.

 

 

3.3. Система местного самоуправления

 

Одной из важнейших форм, характеризующих развитие гражданского общества, является наличие системы местного самоуправления, т.е. локальной демократии, посредством которой члены сообщества решают задачи по удовлетворению определенных потребностей на местном уровне.

Характерной особенностью местной представительной демократии в нашей республике является то, что после распада Советского Союза, в отличие от многих бывших союзных республик, в Республике Беларусь сохранилась и действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней - сельских, поселковых, районных, городских, областных.

Местное самоуправление является базисом для объединения государственной власти и гражданского общества. В Беларуси создана правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления, которая в значительной степени учитывает требования Европейской хартии о местном самоуправлении, а также принятые Межпарламентской Ассамблеей СНГ модельные законы по этому вопросу.

В Республике Беларусь в силу объективных причин не приобрели самостоятельность и независимость институты местного самоуправления. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполкомах, которые являются органами местного управления.

Назрела необходимость реформирования системы местного управления и самоуправления, в ходе которого государство должно освободиться от мелочной опеки над местными органами, оставив за собой функции регулирования стратегических политических и социально-экономических процессов.

Этому могла бы содействовать реформа местного управления и самоуправления, о необходимости проведения которой неоднократно высказывался Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко[29].

Необходимо создать реальные условия для выполнения органами местного самоуправления всего спектра задач по территориальному управлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства - народовластия. Интеграция граждан в политические структуры расширяет их активную политическую ответственность, обеспечивает уважение местных особенностей, уменьшает риск административных ошибок, смягчает давление на государство посредством привлечения большего числа людей к урегулированию конфликтов.

3.4. Предпринимательство

 

Фундаментом любого общества являются экономические отношения, в первую очередь - отношения собственности. Экономической основой гражданского общества выступает многообразие форм собственности - тот каркас, на который настраивается все здание современной экономики и политической системы. Монопольное положение одних форм собственности в ущерб другим означает доминирование интересов определенной социальной группы, противостоящих интересам всех остальных групп, и в конечном счете, интересам всего общества.

После распада СССР Республика Беларусь пошла по пути построения социальной рыночной экономики, что нашло свое выражение в создании и поддержке на государственном уровне различных форм собственности. В это время начался бурный рост предпринимательской активности. Однако она не сопровождалась устойчивостью из-за отсутствия навыков у многих предпринимателей для занятия индивидуальной деятельностью и нехватки первоначального капитала. В результате, к сожалению, в республике пока не сложился так называемый «средний класс», который и составляет основу гражданского общества.

Тем не менее, благодаря продуманной социальной политике государства, несмотря на наличие определенных трудностей, которые являются сопутствующими условиями переходного периода, в республике удалось достичь экономического подъема, обеспечить справедливое распределение результатов труда и, тем самым, способствовать стабильности в обществе.

По официальным статистическим данным, соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных граждан составляет в Беларуси примерно 5 раз. Это значительно меньше, чем в других странах СНГ, в том числе в России, где этот разрыв является четырнадцатикратным, а в других странах СНГ - еще больше.

В республике темпы роста заработной платы значительно превышали темпы инфляции. Например, в первом полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года реальная заработная плата населения увеличилась на 21%, а прирост реальных денежных доходов населения в 2012 году к их уровню в 2011 году превысил 112%, следовательно, повысилась покупательная способность граждан. Положительная тенденция сохранена и в 2013 году.

Развитие малого и среднего бизнеса будет способствовать выходу республики на новый виток экономического развития. В развитых странах малые и средние предприятия (МСП) производят до 70% ВВП, обеспечивают более 50% занятости и являются значительной экономической силой. В Беларуси доля МСП в ВВП составляет только 9%.

Создание жизнеспособного сектора МСП облегчит последствия вхождения в рынок крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, поскольку МСП способны поглотить излишки рабочей силы, высвобождающейся в процессе реформ. В условиях ограниченности прямых иностранных инвестиций в экономику страны МСП способны мобилизовать внутренний инвестиционный потенциал, который так нужен для модернизации производственного потенциала. Именно МСП могли бы дать возможность самореализации деловым людям республики, создать необходимые предпосылки для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке.

 

3.5. «Третий сектор»

 

В Беларуси успешно развивается так называемый «третий сектор» - добровольные ассоциации (организации), объединяющие граждан и выражающие их разнообразные интересы. «Третий сектор» способствует самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в политическом процессе, в опосредовании отношений граждан с государственными структурами[30, с.18].

В соответствии с действующим законодательством в стране зарегистрировано и функционирует свыше 1000 общественных объединений с республиканским статусом, в том числе 39 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 19 женских организаций. Они действуют в соответствии со своими уставами и формально охватывают практически весь социальный, экономический и мировоззренческий спектр белорусского общества.

Кроме того, функционируют и другие институты гражданского общества - негосударственные экономические субъекты, издаются и распространяются средства массовой информации, принадлежащие политическим партиям, общественным организациям, гражданам. В Республике Беларусь осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тысяч религиозных общин, относящихся к 26 конфессиям.

Выразителями политических интересов общества выступают политические партии, которые осуществляют взаимодействие между гражданами и государством во имя определения политических целей. На сегодняшний день в республике зарегистрировано 18 политических партий различной политической направленности и идеологии.

Деятельность многочисленных общественных объединений базируется на постоянно совершенствуемой законодательной базе, основанной на Законах Республики Беларусь «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», Декрете Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 года №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», Избирательном кодексе Республики Беларусь и других.

 

3.6. Профсоюзы

 

Особое место в структуре гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Их официальная численность составляет около 54% всего населения республики в возрасте старше 14 лет, объединенных в 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов. Несмотря на то, что Федерация профсоюзов Белорусская насчитывает свыше 4,4 миллиона работников, следует отметить, что членство в профсоюзах во многом номинально, а взносы до недавнего времени автоматически высчитывались из заработной платы.

Важным событием в разрешении кризиса в профсоюзной среде стал IV съезд ФПБ, прошедший 18-19 сентября 2001 года. В работе съезда приняло участие около 700 делегатов. На съезде был избран новый состав Совета Федерации профсоюзов и президиума Совета ФПБ, приняты основные документы - Программа деятельности и Устав профсоюзов.

Новая редакция устава ФПБ, утвержденная на съезде, содержит изменения, направленные на повышение эффективности работы руководящих органов ФПБ, на укрепление дисциплины профсоюзных кадров, на повышение их ответственности перед членами профсоюза. Созданы основные условия для возвращения профсоюзов к выполнению их основной функции - защите и отстаиванию интересов трудящихся.

Гражданское общество является одним из основных элементов политической системы. Оно способствует реализации и удовлетворению специфических, частных и отдельных интересов граждан. Структуры гражданского общества служат своеобразным буфером, средством структурирования гражданских инициатив, погашения возможных деструктивных тенденций.

Гражданское общество в Республике Беларусь находится в незавершившейся стадии образования в силу объективных причин: отсутствие прочного участия граждан в политических процессах, а также политической сознательности и культуры.

Решающая роль в формировании гражданского общества в Беларуси, как и в других странах, образовавшихся после распада СССР, принадлежит государству. Принятие демократической Конституции с изменениями и дополнениями 1996 года, проведение референдумов, парламентских и президентских выборов явилось мощным стимулирующим фактором для выработки у людей политической сознательности и ответственности, необходимых для углубления преобразований, связанных с созданием гражданского общества.

В Республике Беларусь гражданское общество прошло решающий этап становления: созданы и функционируют все его институты. Главной задачей современного этапа является закрепление положительных тенденций становления гражданского общества и создание благоприятных условий для его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.

Информация о работе Развитие гражданского общества в РБ