Развитие Российской Федерации как федеративного государства. Федеративный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Актуальность вопросов, связанных с правовым статусом субъектов Российской Федерации и прежде всего с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов отмечают все исследователи данной проблемы. Более того, ученые справедливо подчеркивают не только теоретическую неразработанность многих сторон организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, но и несовершенную правовую основу для решения этих вопросов. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость совершенствования механизма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

конституц новая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Во всех названных сферах федеральные органы располагают полным набором полномочий. Вместе с тем в статье 1 специально закреплены отдельные наиболее важные полномочия федеральных органов: это — установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных

 

 

 

законов, статус и защита государственной границы и др. Сказанное относится и к международным договорам Российской Федерации, амнистии и помилованию.

К бесспорному ведению Федерации отнесены уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Это могут быть как кодексы, так и федеральные законы в качестве составной части соответствующей части законодательства. Поэтому попытки отдельных республик готовить и принимать свои кодексы, законы в пределах названных отраслей законодательства следует считать неправомерными. Такие действия не будут способствовать стабильности правопорядка и усилению борьбы с нарушениями законности.

Сложнее дело обстоит с судоустройством, которое отнесено к ведению и федеральных органов, и к совместному ведению федеральных и республиканских органов. Для реализации этих статей возможны как основы судоустройства в Российской Федерации, так и Закон о судоустройстве Российской Федерации. В первом случае собственно федеральная судебная система будет частью всего объема регулирования наряду с общими нормами о судоустройстве в республиках и конкретными нормами об устройстве судов в краях, областях и других субъектах Федерации. Во втором случае — предметом только данного закона.

В пункте 1 статьи 2 дается перечень предметов ведения и полномочий, отнесенных к совместному ведению федеральных и республиканских органов государственной власти. Это — закрытый перечень, гарантирующий субъектам Федерации невмешательство в их дела. Но при этом совместная компетенция наиболее трудна в смысле практической осуществимости, поскольку в ходе ее реализации надо стремится к достижению двух главных целей. Первая — четкое определение степени, “доли” участия органов Федерации и органов республик в решении общих задач. Вторая — обеспечение согласованности в выполнении каждой стороной своих полномочий. Среди предметов общего ведения преобладают объекты социально-культурного развития. Здесь допустима большая степень децентрализации и учета конкретно-исторических и иных условий развития образования, культуры, науки, здравоохранения, социальной защиты, охраны прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, исконной среды их обитания, природопользования и охраны окружающей природной Среды.

Ко второй группе предметов совместного ведения следует отнести согласованное решение общеэкономических вопросов — разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения и сборов.

К третьей группе относятся отрасли законодательства, допускающие более широкий спектр объемов и методов правового регулирования. Здесь центр тяжести перемещается на республики как субъекты законотворчества в области административного, трудового, семейного, земельного, жилищного, водного, лесного и иных отраслей законодательства.

Четвертая группа предметов совместного ведения — это согласованная организация некоторых видов государственных органов. К их числу относятся судебные органы, местное самоуправление, которые в наибольшей степени приближены к населению, и федеральные органы, призванные регулировать лишь общие принципы их построения и деятельности.

Пятая группа включает согласование основных элементов правовой системы в Российской Федерации. К их числу относится обеспечение соответствия Конституций и законов республик Конституции и законам Федерации. Сюда же относятся вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, а также борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями.2

Пункт 2 статьи 2 посвящен развитию законодательства Федерации и республик в сферах совместного ведения. Федерация издает Основы законодательства по вопросам, указанным в пункте.

Пункт 1 статьи 3 посвящен характеристике государственной власти республик. Здесь соблюдается равновесие федерального и республиканского уровней. Республики трактуются как государства, что свидетельствует о конституционной преемственности в решении этого вопроса, об уважении к ним со стороны федеральных органов власти и со стороны других субъектов Федерации. Республики же, соблюдая конституционную преемственность, признают, что они находятся в составе Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 3 содержится важный элемент самоопределения народов, которые в лице государственных органов власти своих республик становятся самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками. Впервые в нормативном акте подтверждается право республик заключать соглашения между собой, с другими субъектами Федерации.

Пункт 3 статьи 3 объявляет республики собственниками земли, недр, воды, растительного и животного мира. Они обладают всей полнотой государственной власти на своих территориях, за исключением полномочий, отнесенных федеральными органами государственной власти.

Статья 4 исключительно ценна для развития федеративных отношений, для установления многовариантных связей Федерации со своими субъектами.

В статье 5 закреплено, что Федеральные законы и иные правовые акты, если они приняты в пределах полномочий, должны неукоснительно выполняться на территории республик и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пункт 2 этой статьи служит гарантом реализации прав граждан при их передвижении по стране и свидетельствует о наличии единого правового пространства и единой государственности в Российской Федерации, а также способствует упрочению порядка применения юридических документов.

Положения пункта 1 статьи 6 вытекают из норм, содержащихся в статья 1-2, из пункта 1 статьи 3. Верховенство федеральных законов, принятых по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, по отношению к законам входящих в состав ее республик является общепризнанным в любой федеративной системе.

Пункт 2 статьи 6 дополняет идею законности и договорности, так как Конституции должны включать в себя положения Федеративного договора.

В статье 7 содержится гарантия стабильности установленного разграничения предметов ведения и полномочий. Никому не дано право менять установленное договором разграничение полномочий в одностороннем порядке.

На основе статьи 8 Федеративного договора этот договор стал частью Конституции Российской Федерации.

 

 

1.3. Конституция  Российской Федерации 1993 г. Правовой статус субъекта Российской Федерации.

 

В Конституции Российской Федерации федеративному устройству государства посвящены некоторые статьи главы 1 “Основы конституционного строя” и глава 3 “Федеративное устройство”.

В статье 1 Конституции заявлено, что Россия является демократическим федеративным государством.

В статье 5 дается краткая характеристика федеративному устройству России. Российская Федерация, согласно этой статье, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые являются равноправными субъектами Федерации. Каждый субъект имеет свое законодательство, кроме этого республики имеют свои Конституции, а остальные субъекты — уставы. В этой же статье закреплена целостность государства и единство системы государственной власти.

В статье 65 перечислены все субъекты Российской Федерации.

В статье 66 закреплено, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, а статус остальных субъектов Федерации определяется также уставом этого субъекта. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным законом.

Согласно статье 67 границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Статья 68 устанавливает государственный язык Российский Федерации, а также право субъектов устанавливать свои государственные языки. Также гарантируется право народов на сохранение, изучение и развитие их родных языков.

Статья 69 гарантирует права малочисленных народов в составе Российской Федерации.

Статья 71 перечисляет все, что находится в ведении Российской Федерации, статья 72 — в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вне этих пределов ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти, что закреплено в статье 73.

Статья 74 гарантирует единство территории и передвижения по территории Российской Федерации.

Статьи 77 и 78 закрепляют общую структуру системы органов государственной власти, а также взаимоотношения органов исполнительной власти Федерации и субъекта Российской Федерации.

 

2. Конституционный  статус субъектов. Порядок изменения  статуса субъектов Российской  Федерации.

 

Российская Федерация состоит из субъектов нескольких типов, каждый из которых имеет разные права. Субъекты Российской Федерации подразделяются на республики, края, области, города федерального назначения, автономная область и автономные округа.

В Конституции Российской Федерации очерчены права федеральных органов власти по отношению к субъектам Российской Федерации, предметы совместного ведения федеральной власти и субъектов Российской Федерации.3

Статья 71 Конституции Российской Федерации определяет, что находится в ведении федеральных органов власти Российской Федерации:

“В ведении Российской Федерации находятся:

а)  принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б)  федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в)  регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г)  установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д)  федеральная государственная собственность и управление ею;

е)  установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж)  установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з)  федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и)  федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л)  внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м)  оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н)  определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о)  судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п)  федеральное коллизионное право;

р)  метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с)  государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т)  федеральная государственная служба.”

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определены в пункте 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации:

“В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а)  обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б)  защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в)  вопросы ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

Информация о работе Развитие Российской Федерации как федеративного государства. Федеративный договор