Референдум в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований . В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие института референдума
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Институт референдума в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование института референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Контрольная КПР Референдум.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных  советов, комиссий по референдуму (в  разных странах употребляются различные  названия), на нарушения их избирательных  прав. Эти жалобы рассматриваются  по той же процедуре, что и при  выборах. Право опротестовывать  результаты референдума предоставляется  только политическим группировкам. Окончательное  решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция  страны (верховный суд), во многих странах  Латинской Америки – верховные  (высшие) избирательные трибуналы, иногда – высшие административные суды.

Вывод. В  мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется  с всенародным опросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение  того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и  обязательный характер.

1.2 Институт референдума  в России и проблемы его  сопровождающие

 

Референдум  в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет  и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались  решения на вечевых собраниях  в Новгороде, Пскове и Киеве, в  некоторых других городах Руси.

Исходя  из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как  всенародный опрос, нельзя согласиться  с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.

Конституция СССР 1977 г. предусматривала две формы  непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное  голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и в Конституции РСФСР 1978 г. Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме.

Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и  последнее в истории СССР всенародное  голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по важнейшим вопросов государственной жизни. О сохранении на территории нашей страны Союза ССР, как обновленной федерации суверенных республик. И о реорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Таким образом, 17 марта 1991 г. россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского Президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.

Однако  если пост Президента был введен в  России в результате положительного голосования на референдуме, то решение  о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась, последовав решению лидеров России, Украины, Белоруссии.

Это не единственный пример в истории России, когда  лидеры государства или другие представители  государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне боле мелких территориально-административных образований принимают решения и предпринимают шаги, мягко говоря, не вполне совпадающие с волеизъявлением народа. Это хорошо видно на примере противостояния, происходившего в верхних кругах власти в 1992-1993 гг. Рассмотрим эти события более подробно.

Постановлением от 29 марта 1993 г. «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г., порядке подведения его  итогов и механизме реализации результатов  референдума» IX Съезд народных депутатов  РФ назначил референдум, однако существенно  скорректировал вопросы: первый - о  доверии Президенту, второй - об одобрении  социально-экономической политики, осуществляемой Президентом и Правительством с 1992 г., третий и четвертый - о возможности  проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов РФ8.

За доверие Президенту тогда проголосовало 58,7% от принявших  участие в референдуме граждан, за одобрение социально-экономической  политики - 53%. Не прошло и предложение  о досрочных выборах Президента и депутатов - оно получило 31,7% голосов9.

Результаты  проведенного референдума Президент  истолковал как такое доверие  народа, на основании которого он может  действовать самостоятельно и более  независимо от Съезда. В сентябре - октябре 1993 г. в своей борьбе со Съездом  и Верховным Советом Президент  пошел на радикальные шаги, а затем  и на силовые методы. Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной  реформе в РФ» было приостановлено осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом  народных депутатов и Верховным  Советом. На 12 декабря 1993 г. были назначены  выборы нового парламента РФ - Федерального Собрания. При этом утверждалось, что  «такие выборы не являются досрочными выборами... и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 г.». В резолютивной части Указа  устанавливалось, что Конституция, законодательство РФ и субъектов  РФ «продолжают действовать в  части, не противоречащей настоящему Указу» (в один миг вся правовая пирамида оказалась опрокинутой)10.

12 декабря  1993 г. на основании Указа Президента  РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О  проведении всенародного голосования  по проекту Конституции РФ 12 декабря  1993 г.» состоялся всероссийский  референдум. Указом было также  утверждено Положение о всенародном  голосовании по проекту Конституции11.

Это был  первый в истории России всенародный  конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный Президентом  РФ и одобренный Конституционным  совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых – 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума  стал днем принятия новой Конституции  России.

Вывод. Институт проведения референдума в России эффективно развивается и адаптируется в современных условиях. Но, не смотря на положительные тенденции развития данного института, его сопровождают некоторые проблемы. Они наносят  непоправимый вред при реализации народом  права на прямое осуществление власти в стране. А искажение воли народа, представителями государственного аппарата, является преступлением.

законодательство  референдум конституция правовое

 

Глава 2. Правовое регулирование  института референдума в России

2.1 Конституция РФ –  как основной источник закрепления  института референдума

Одним из преимуществ Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие  от предшествующих, не просто декларирует  возможность использования института  референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и  общественной жизни, а включает его  наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России. Логическое развитие это положение главы  «Основы конституционного строя» получает в следующей, второй главе Конституции, определяющей основы правового статуса  человека и гражданина в Российской Федерации, которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в  управлении делами государства12.

Также, нужно  отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный  референдум, следовательно, институт референдума  можно использовать на всех уровнях  власти.

Изменение субъекта, обладающего названным  правом, обусловлено конкретными  сложными условиями развития России, так как сохранение этого права  за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако  это не означает, что Президент  становится единственным субъектом, обладающим этим правом. В соответствии с Конституцией РФ, Президент Российской Федерации  назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей.

Проведение  референдумов на местном уровне и  уровне субъектов Российской Федерации  подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя  Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан  участвовать в референдуме.

Конституция РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность  при принятии ими решений по вопросам местного значения.

Вывод. Конституция  РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в  референдуме как один из компонентов  более общего права граждан непосредственно  участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме.

2.2 Федеральное законодательство  о референдуме

 

Конституция РФ предусмотрела  необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ Ельциным Б.Н. был  подписан Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской Федерации". В последствии данный закон утратил силу. Вместо него 28 июня 2004 г. Президент РФ Путин В.В. подписал новый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Так как нормативно-правовая база России продолжает активно видоизменяться и совершенствоваться данный закон неоднократно претерпел изменения. Последние – внесены Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007. Данный закон включает в себя 15 глав, 93 статьи и регулирует проведение референдума, раскрывая следующий круг вопросов:

инициатива проведения референдума, назначение референдума; статус наблюдателей, иностранных (международных  наблюдателей), представителей средств  массовой информации; округ референдума, образование участков референдума; списки участников референдума; финансовое обеспечение референдума, фонды  референдума; информационное обеспечение  референдума; голосование; подсчёт  голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов  референдума; опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов  референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме; хранение документов референдума; рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о референдуме, осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме; ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме.

Основополагающие  начала для проведения выборов и  референдума в России установлены  Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», который был подписан Президентом Путиным В.В. 12 июня 2002 г. Этому закону, так же предшествовал одноимённый закон, подписанный президентом Ельциным Б.Н. 19 сентября 1997 г., действие которого прекратилось с подписанием и вступлением в силу настоящего. Последние изменения внесены в него Федеральным законом от 21.07.2005 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Конституционного Суда РФ13. Этот Федеральный закон включает в себя 11 глав, 84 статьи и регламентирует следующие вопросы:

гарантии  права граждан РФ на назначение референдума; гарантии прав граждан РФ при регистрации (учёте) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании  избирательных округов, избирательных  участков, участков референдума; избирательные  комиссии, комиссии референдума; гарантии прав граждан при выдвижении и  регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума; статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума; гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах; финансирование выборов и референдума; гарантии прав граждан при организации и осуществления голосования, подсчёте голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликования; обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Рассмотрим  действие норм указанных законов  на примере некоторых из них. Законом  регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке  выносится вопрос о принятии новой  Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает  решение о вынесении на всенародное  голосование проекта новой Конституции  Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:

1) изменения  статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией Российской  Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков таких выборов;

Информация о работе Референдум в РФ