Референдум в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований . В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие института референдума
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Институт референдума в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование института референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Контрольная КПР Референдум.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

3) об  избрании, о назначении на должность,  досрочном прекращении, приостановлении  или продлении полномочий лиц,  замещающих государственные должности  Российской Федерации;

4) о персональном  составе федеральных органов  государственной власти, иных федеральных  государственных органов;

5) об  избрании, о досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  срока полномочий органов, образованных  в соответствии с международным  договором Российской Федерации,  либо должностных лиц, избираемых  или назначаемых на должность  в соответствии с международным  договором Российской Федерации,  а также о создании таких  органов либо назначении на  должность таких лиц, если иное  не предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

6) о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  безопасности населения;

7) отнесенные  Конституцией Российской Федерации,  федеральными конституционными  законами к исключительной компетенции  федеральных органов государственной власти.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или  отменять общепризнанные права и  свободы человека и гражданина и  конституционные гарантии их реализации.

Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что  они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы  человека и гражданина и конституционные  гарантии их реализации, и путем  перечисления тех вопросов, которые  не могут быть предметом всенародного голосования.

В законе приведён конкретный перечень обстоятельств  исключающих назначение и проведение референдума.

1) Референдум не назначается  и не проводится в условиях  военного или чрезвычайного положения,  введенного на территории Российской  Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить  референдум, или на части этой  территории, а также в течение  трех месяцев после отмены  военного или чрезвычайного положения.

2) Орган государственной  власти субъекта Российской Федерации,  орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии  с конституцией (уставом), законом  субъекта Российской Федерации,  уставом муниципального образования  принимать решение о назначении  референдума, вправе отказать  в назначении референдума только  в случае нарушения при выдвижении  инициативы проведения референдума  нормативных правовых актов, регулирующих  подготовку и проведение соответствующего  референдума.

3) Законом субъекта Российской  Федерации, уставом муниципального  образования может быть установлен  срок, в течение которого референдум  субъекта Российской Федерации,  местный референдум с такой  же по смыслу формулировкой  вопроса не проводятся. Указанный  срок не может превышать два  года со дня официального опубликования  результатов референдума.

4) Установление иных обстоятельств,  исключающих назначение и проведение  референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Так законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано  со значимостью принятого на референдуме  решения, а также последствий, которые  может нести это решение.

Решения и действия (бездействие) Центральной  комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Закон обязывает  суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в  выходные дни) таким образом, чтобы  обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру  защиты права граждан участия  в референдуме Российской Федерации.

Вывод. Процедура  референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает  процесс назначения референдума, порядок  подготовки к проведению референдума  Российской Федерации, а также говорит  о процессе голосования на референдуме  и определения результатов. Нужно  также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение  законодательства о референдуме.

 

Заключение

Свобода выбора является важнейшим  фактором интеллектуального совершенствования  человека, нормального духовного  и нравственного развития каждой личности.

В современных условиях стержнем для  формирования и эффективного действия института референдума, должно стать  обеспечение политической свободы  каждого гражданина, его права  выбирать.

Конституция Российской Федерации провозглашает  и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ  России и признает за ним полноту  верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение  занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Вышесказанное позволяет судить об изменении в  приоритете форм осуществления народом  принадлежащей ему государственной  власти в пользу непосредственной демократии. Следует понимать роль и значение референдума как самой яркой  формой непосредственного волеизъявления народа.

Но при  этом нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического  представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа в ее искаженной передаче парламентариями. Политическое значение института референдума  состоит в том, что с его  помощью граждане приобретают возможность  эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в  свою очередь – возможность сверять  свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Отсюда  следует, что механизм реализации решений  референдума и ответственность  за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность. И здесь большая  роль отведена закону. Действующее  законодательство, определяющее референдум и процессы с ним связанные, качественно проработано и позволяет реализовывать институт референдума с максимальной эффективностью. Это даёт возможность развития демократического государства и всестороннего роста его общества.

 

Список использованной литературы

 

1. Законодательные, нормативные акты.

1.1. Конституция Российской Федерации  (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Москва ИНФРА-М, 2008.

1.2. Федеральный конституционный  закон от 28.06.2004. № 5-ФКЗ «О референдуме  Российской Федерации» (одобрен  СФ ФС РФ 23.06.2004) // Консультант  Плюс: Высшая школа.

1.3. Федеральный закон от 12.06.2002 №  67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (принят ГД  ФС РФ 22.05.2002) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.4. Федеральный закон от 06.10.2003 №  131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.5. Федеральный закон от 11.12.2004 №  159-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации»  и в Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.12.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.6. Федеральный закон от 21.07.2005 №  93-ФЗ «О внесении изменений  в законодательные акты Российской  Федерации о выборах и референдумах  и иные законодательные акты  Российской Федерации» (принят ГД  ФС РФ 06.07.2005).

1.7. «Конституция (Основной закон)  Союза Советских Социалистических  Республик» (утв. Постановлением  Чрезвычайного VIII Съезда Советов  СССР от 05.12.1936) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.8. Конституция (основной закон)  Союза Советских Социалистических  Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) // Консультант Плюс: Высшая школа.

1.9. «Конституция (основной закон)  Российской Советской Федеративной  Социалистической Республики» (утв.  Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов  от 21.01.1937) // Консультант Плюс: Высшая  школа.

1.10. «Конституция (основной закон)  Российской Федерации - России»  (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Консультант  Плюс: Высшая школа.

1.11. Федеральный  конституционный закон от 10 октября  1995 № 2-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации" // Система  Гарант. Энциклопедия российского  законодательства.

1.12. Федеральный закон от 19 сентября 1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

1.13. Закон  СССР от 27.12.1990 № 1869-1 «О всенародном  голосовании (референдуме СССР)»  // Консультант Плюс: Высшая школа.

2. Литература.

2.14. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – М.: Издательство «Юристъ», 2006.

2.15. Конституционное право России. Учебник. // Катков Д.Б. – М.: «Юриспруденция», 1999.

2.16. Конституционное  право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.

2.17. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. – М., «Инфра-М», 2005.

2.18. Государство и местное самоуправление  в России: теоретико-правовые основы  взаимодействия. Учебник. // Ковешников Е.М. – М., «Норма». 2001.

2.19. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов. // Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

2.20. Муниципальное право России. Учебник. // Постовой Н.В. (2-е изд.  испр. и доп.) – М.: Юриспруденция, 2004.

2.21. «Введение института президентства  и расширение его компетенции  нормативно-правовыми актами съезда  народных депутатов и верховного  совета РСФСР» Зуйков А.В. // Конституционное  и муниципальное право, 2008, №3.

2.22. Собрание Актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. // http://rfn.ru/rnews.htmlid=1009.

2.23. Ведомости Съезда народных  депутатов РФ и Верховного  Совета РФ. 1993. № 14 // http://rfn.ru/rnews.htmlid=1019.

2.24. Российская газета. 1993. 6 мая. // http: //inosmi.ru.

2.25. http://e-riadnik.org.ua/modules.php?name=News&file=3175

3. Юридическая практика.

3.26. Постановление  Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П // Система Гарант. Энциклопедия  российского законодательства.

3.27. Постановление  Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П // Система Гарант. Энциклопедия  российского законодательства.

3.28. Постановление Конституционного  Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П // Система  Гарант. Энциклопедия российского  законодательства.

Размещено на

1 Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2010 -  С. 237

2 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // Консультант Плюс: Высшая школа. Ст. 49

3 Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – М.: Издательство «Юристъ», 2006.- С.179.

4 Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.- С.239.

5 Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.- С. 241.

6 Конституционное право России. Учебник. // Катков Д.Б. – М.: «Юриспруденция», 1999.- С. 143.

7 Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.- С. 243.

8 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 14 // http://rfn.ru/rnews.htmlid=1019.

9 Российская газета. 1993. 6 мая. // http: //inosmi.ru.

10 «Введение института президентства и расширение его компетенции нормативно-правовыми актами съезда народных депутатов и верховного совета РСФСР» Зуйков А.В. // Конституционное и муниципальное право, 2008, №3.

11 Собрание Актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. // http://rfn.ru/rnews.htmlid=1009.

12 Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. – М., «Инфра-М», 2005.- С.243.

13Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.


Информация о работе Референдум в РФ