Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 08:21, курсовая работа
Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения религии, и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Государство...............................................................................................5
1.1. Понятие государства.......................................................................................5
1.2. Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции государства...............................................................................................................9
Глава 2. Право........................................................................................................13
2.1. Сущность, функции, понятие и предназначение права..............................13
Глава 3. Религия.....................................................................................................17
3.1.Возникновение религии.................................................................................17
3. 2 Основные источники мусульманского права………………………...19
3.3. Религия и государство...................................................................................21
3.4. Религия и право..............................................................................................24
Заключение............................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………….29
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) - это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.[ Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 2003. стр. 104.]
Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 2003. стр. 102.]
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.
В настоящее
время ряд государств через конституционное
провозглашение светского (секулярного)
характера государства стремитс
Считаю необходимым отметить еще один момент взаимоотношений религии и общества. Распространяется убеждение, что современное общество определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление религиозности со стороны государственных деятелей.
Один из важнейших
признаков государства - это тесная
органическая связь государства
с правом, представляющим собой экономически
и духовно обусловленное
При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее.
Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим подробнее два аспекта - регулятивную функцию религии в целом и взаимодействие правовых норм с религиозными.
Религиозная интерпретация
мира выступает как средство, позволяющее
«овладеть» этим миром, освоить многочисленные
связи окружающей действительности,
обуславливающие религиозный
Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо она «задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру».
Нормативно-регулятивная
сила религии проявляется в создании
посредством религиозных
При рассмотрении религиозных норм важно принимать во внимание соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное регулирование основано на известном принципе: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии в своей основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала.
Большинство религий в своих нормах призывают к обеспечению основных естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного регулирования, например в коране, в частности такие, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не судите, да не судимы будете» и др. В этих и других нормах четко прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки, выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека.[ Там же.]
Исходя их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии, в частности религиозных норм, заключается в обеспечении стабильного функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как существо биосоциальное.
На реализацию
прав и свобод человека влияет множество
факторов, среди которых нельзя не
учитывать как воздействие
Глава 2. Право
2.1. Сущность, функции, понятие и предназначение права
Развитие государства,
его совершенствование и
Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.[ С.С. Алексеев, Государство и право, М. 2006 г., с.49.] Есть еще и другие значения этого слова: в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку. В смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости. В смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий. В юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения: субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение С.С. Алексеев, Государство и право, М. 2006 г., с.46..
Объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право).[ Там же с.50.]
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических , духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличии от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно: создается людьми, общественными образованиями, - законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности. существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение,
посвященное определенному
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов.
охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое действие на территорию всей страны, на все население.
Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках - юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.
Действие через дозволение через субъективные права - признак, который раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм, действующих в обществе.
Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти.
Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведении
Глава 3. Религия
3.1. Возникновение религии
Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.