Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
Тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах.
Введение 3
1. Понятие убежища и условия его предоставления 4
2. Международно-правовые последствия предоставления политического убежища 10
3. Нормы российского законодательства о предоставлении убежища 13
4. Право убежища в решениях Европейского суда по правам человека 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Содержание
Введение 3
1. Понятие убежища и условия его предоставления 4
2. Международно-правовые
последствия предоставления
3. Нормы российского
4. Право убежища в решениях Европейского суда по правам человека 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Введение
Тенденции развития современного
международного права таковы, что
приоритетное значение приобретает
защита прав человека. Одним из важнейших
институтов такой защиты является право
убежища. Войны, международные конфликты,
многочисленные социальные катаклизмы,
которые можно наблюдать
Уникальную ситуацию вызвал распад СССР. В истории не нашлось ни прецедента, ни модели, по которым развиваются миграционные процессы в России и в других странах СНГ. В этих условиях проблемы беженцев и лиц, ищущих убежище, приобретают особую актуальность. В отечественной и зарубежной литературе имеются многочисленные определения права убежища. В данной работе будут рассмотрены некоторые из них.
Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник.
Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения («право убежища») восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление «убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы». За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств. В XX столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека (ст. 14) и принятой ООН Декларацией о территориальном убежище 1967 г.
1. Понятие убежища и условия его предоставления
М. Д. Шаргородский в своей
работе «Уголовный закон» пишет: «Право
убежища – это право
На мой взгляд, данное
определение должно быть более широким
и охватить целый ряд существенных
свойств, присущих институту права
убежища. Во-первых, убежище может
предоставляться не только тем лицам,
которые преследуются за совершение
преступления. Вместе с тем, на убежище
не могут претендовать лица, совершившие
преступление неполитического характера.
С другой стороны, лицо, которое не
совершало никакого преступления, но
преследуется по признаку расы, вероисповедания,
гражданства, политических убеждений,
вправе рассчитывать на предоставление
убежища. Во-вторых, необходимо сказать
об обязанности государства-
В курсе Л. Оппенгейма – Г. Лаутерпахта право убежища определяется как «компетенция каждого государства, вытекающая из его территориального верховенства, разрешать иностранцу, подвергающемуся преследованию, въезд и пребывание на своей территории». Действительно, территориальное верховенство, т.е. суверенитет государства, является основой предоставления этим государством убежища преследуемому лицу. Однако в данном опреде-лении ничего не говорится, во-первых, о невозможности предоставить убе-жище определенному международным правом кругу лиц, а, во-вторых, об обязанности государства гарантировать основные права и свободы лицу, которому оно предоставило убежище.
В учебнике «Международное
право» под редакцией Ю. М. Колосова
и В. И. Кузнецова, право политического
убежища понимается как «предоставление
государством какому-либо лицу или
лицам возможности укрыться от преследования
по политическим мотивам, которым они
подвергались в стране своего гражданства
или обычного места жительства».
Данное определение, как и некоторые
приведенные выше, не содержит указания
на то, что государство, предоставив
убежище преследуемому лицу, должно
также гарантировать его
Институтом международного права на сессии 1950 г. в Бате было принято следующее определение: «Убежище – защита, которую государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его органов, лицу, прибывающему в поисках ее». Среди достоинств этого определения можно выделить то, что согласно ему государство гарантирует защиту преследуемому лицу.
С другой стороны, это определение
имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, в данном определении
не содержится указания на то, что убежище
не предоставляется определенному
международным
Данное определение отражает целый ряд основных черт исследуемого института, о которых шла речь выше. Однако, на мой взгляд, при определении понятия «право убежища» необходимо подчеркнуть, что право это основано исключительно на государственном суверенитете. Л. Н. Галенская считает, что право убежища должно предоставляться не только «преследуемым лицам», но и тем, «которые не подвергались и, возможно, не будут подвергаться никаким преследованиям, но политические взгляды которых не позволяют им остаться у себя на родине». С этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку преследование или реальное опасение стать жертвой преследо-вания является основанием для предоставления убежища. Многие современные авторы, занимающиеся проблемой права убежища, вообще избегают давать конкретное определение этому институту.
В соответствии с нормами, закрепленными в международных документах, можно выделить следующие основные черты права убежища:
1. Каждый человек имеет
право искать убежища от
2. Каждое государство
имеет право предоставлять
3. Государство само оценивает основания для предоставления убежи-ща.
4. Убежище не может
быть предоставлено в случае
преследования за совершение
неполитического преступления
После предоставления убежища
государство обязано
Под политическим убежищем понимается предоставление государ-ством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.
Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище — предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище — предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается.
Необходимо различать
право убежища как институт международного
права и институт внутригосударственного
права. Имеется в виду совокупность
в первом случае международно-правовых,
а во втором — внутригосударственных
норм, относящихся к предоставлению
политического убежища. Таким образом,
практически существует столько
внутригосударственных
Само по себе обращение
с просьбой о предоставлении политического
убежища не означает, что такое
убежище автоматически будет
предоставлено. Институт политического
убежища в международном праве
является преимущественно обычно-
Важнейшее положение международного права, относящееся к предо-ставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно за-креплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно ува-жаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища — это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.
Основания и процедура (судебная,
административная) предоставления политического
убежища, а также статус лиц, получивших
убежище, зависят от внутреннего
законодательства государства. В отечественной
практике для определения лиц, получивших
политическое убежище, употребляется
термин «политические эмигранты». В
России, как, впрочем, и в других государствах,
их статус по существу равнозначен
статусу лиц без гражданства.
Отличие состоит в том, что
в некоторых случаях
Если перечень оснований,
по которым политическое убежище
может предоставляться, зависит
от внутреннего законодательства, то
обязательство государств не предоставлять
такого убежища определенным категориям
лиц предусматривается уже
2. Международно-правовые
последствия предоставления
Основным международно-правовым
последствием предоставления политического
убежища является обязанность государства
не выдавать лицо, получившее такое
убежище. Государство несет эту
обязанность в отношении
Не следует смешивать предоставление политического убежища с раз-решением какому-либо лицу постоянно проживать на территории опреде-ленного государства. В последнем случае государство не берет на себя никаких международно-правовых обязательств.
Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в госу-дарстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.
Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.
Получило довольно широкое
распространение правило, закрепленное
во многих международных договорах,
согласно которому убийца главы государства
или лицо, покушавшееся на его жизнь,
не считается политическим преступником,
то есть может подлежать выдаче.
Правда, эта норма носит только
договорный характер. Иногда она закрепляется
во внутреннем законодательстве государств.
В 1957 году западноевропейские государства
заключили Европейскую
Второе международно-правовое последствие предоставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным причинам, временно выезжает в третью страну. Приобретает ли само это лицо в подобных ситуациях право на квазидипломатическую защиту или не приобретает такого права, зависит от внутреннего законодательства соответствующего государства, но государство, предоставившее убежище, приобретает право на оказание защиты в международно-правовом смысле, то есть в отношении иностранного государства, в котором права данного лица были нарушены. Указанная защита может именоваться квази-дипломатической потому, что, будучи внешне сходной с дипломатической защитой (оказываемой государством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным статусом заинтересованных лиц.