Реолизация права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие убежища и условия его предоставления 4
2. Международно-правовые последствия предоставления политического убежища 10
3. Нормы российского законодательства о предоставлении убежища 13
4. Право убежища в решениях Европейского суда по правам человека 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая начало.docx

— 41.74 Кб (Скачать файл)

Практике известны случаи, когда возникал вопрос об оказании лицу, получившему убежище, квазидипломатической защиты даже в отношении вынужденно покинутого им государства, например при похищении его агентами этого государства.

Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое  предоставило политическое убежище  какому-либо лицу, несет ответственность  за его деятельность. Иными словами, оно обязано воспрепятствовать  совершению актов насилия со стороны  таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти  лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с  критикой режима последнего. Такая  критика вполне допустима с точки  зрения принципов международного права  и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством  государства, предоставившего убежище.

В Декларации о территориальном  убежище (ст. 4) тезис о недопусти-мости определенных действий со стороны лиц, получивших политическое убежище, сформулирован более широко. В ней говорится: «Государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Право убежища не предоставляется  индивидам непосредственно нор-мами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосударственного права. Нормы международного права закрепляют лишь право государства предоставлять определенным категориям лиц политическое убежище и обязанность других государств уважать это право.

Политическое убежище  прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант  натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем  случае это государство может  сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.

 

 

 

3. Нормы российского законодательства  о предоставлении убежища

 

Политическое убежище  предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам  без гражданства (далее именуются  – лица) с учетом государственных  интересов Российской Федерации  на основании общепризнанных принципов  и норм международного права в  соответствии с Конституцией Российской Федерации  и Положением о порядке  предоставления политического убежища (далее – Положение).

Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования  в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства  за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося  с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление Российской Федерацией политического убежища  производится указом Президента Российской Федерации.

Лицо, которому предоставлено  политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и  свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического  убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище  Российской Федерацией не предоставляется, если:

– лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Рос-сийской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

– лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

– лицо прибыло из третьей  страны, где ему не грозило преследование;

– лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

– лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация  имеет соглашение о безвизовом пересечении  границ, без ущерба для права данного  лица на убежище в соответствии с  Законом Российской Федерации «О беженцах» ;

– лицо представило заведомо ложные сведения;

– лицо имеет гражданство  третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное  политическое убежище в случаях:

– возврата в страну своей  гражданской принадлежности или  страну своего обычного местожительства;

– выезда на жительство в  третью страну;

– добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

– приобретения гражданства  Российской Федерации или гражданства  другой страны.

Утрата политического  убежища определяется Комиссией  по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению  Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение  Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федера-цией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища  производится указом Президента Российской Федерации.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или  с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться  в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в министерство внутренних дел, главное управление, управление внутренних дел субъекта Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического  убежища на территории Российской Федерации  при наличии оснований, указанных  в пункте 5 настоящего Положения. Министерство иностранных дел Российской Федерации  ежегодно составляет список стран с  развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его  в Комиссию по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации  и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

На период рассмотрения ходатайства  обратившемуся лицу выдается справка  установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного  пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения  по ходатайству справка изымается  органом, ее выдавшим.

В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие  о мотивах, указанных в пункте 2 Положения, а также необходимые  автобиографические сведения.

Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает  поступившие ходатайства, запрашивает  заключения Министерства ино-странных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации  рассматривает ходатайства и  материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству  Президенту Российской Федерации для  принятия им решения.

Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Рос-сийской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища  лицу вступает в силу со дня его  подписания.

Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный  срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического  убежища, через свои территориальные  органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства  лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством  Российской Федерации, определяющим порядок  пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено  Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца  по месту обращения лица с ходатайством.

Органы внутренних дел  Российской Федерации на основании  свиде-тельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Россий-ской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

 

 

4. Право убежища в решениях  Европейского суда по правам  человека

 

Совет Европы никогда не причислял право убежища к  правообязывающим институтам, однако всегда призывал государства-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – европейская Конвенция)  к обращению с беженцами в духе гуманности и либерализма.

В каждом решении, касающемся права убежища, Европейский Суд  по правам человека отмечает, что ни в европейской Конвенции, ни в  Протоколах к ней не закреплено право  убежища, поэтому вопросы предоставления убежища не относятся к его  компетенции. В то же время Европейский  Суд по правам человека признает, что  высылка или выдача лица может  нарушать ст. 3 европейской Конвенции («Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство  обращению или наказанию»). в тех случаях, когда есть серьезные причины полагать, что данное лицо в принимающем государстве станет жертвой обращения, противоречащего данной статье.

Решение по делу «Серинг против Соединенного Королевства» впервые раскрыло потенциал ст. 3 европейской Конвенции в области предоставления убежища. Данная позиция была подтверждена в последующих решениях Европейского Суда по правам человека, таких как «Крус Варас против Швеции» 1991 года, «Вилвараджа против Соединенного Королевства» 1991 года, «Ахмед против Австрии» 1996 года, «Чахал против Соединенного Королевства» 1996 года и др.

Возможность обжалования  в Европейский Суд по правам человека решения национальных властей о  высылке является дополнительной гарантией  соблюдения государствами-участниками  Совета Европы основополагающего принципа в области предоставления убежища  – принципа невысылки.

Принцип невысылки закреплен в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года (далее – Конвенция ООН).  Согласно п. 1 ст. 33 Конвенции ООН «государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Данный принцип по общему правилу распространяется на лиц, при-знанных согласно Конвенции ООН беженцами. Однако представляется, что он должен также применяться и по отношению к лицам, ходатайствующим о предоставлении статуса, по крайней мере, на первоначальных стадиях.

Из сказанного можно заключить, что ни одно лицо, признанное беженцем или которое имеет основания  быть признанным беженцем согласно Конвенции ООН, не должно быть выслано. Тем не менее этот принцип не является абсолютным.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Конвенции ООН принцип невысылки «не может применяться к беженцам, рассматриваемым в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой они находятся, или осужденным вошедшим в силу приговором в совершении особенно тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу для страны».

Ссылка на «уважительные  причины» была истолкована одним  из участников Конвенции ООН как  разрешение государствам определять, имеются ли достаточные основания  считать беженца представляющим угрозу и перевешивает ли опасность для общества ту опасность, которая, вероятно, будет грозить беженцу. Однако подобный подход нередко вызывает злоупотребления со стороны государств.

В доказательство сказанному можно привести дело «Ахмед против Австрии», рассмотренное Европейским  Судом по правам человека в 1996 году. В 1992 году на основании Конвенции ООН Австрия предоставила статус беженца гражданину Сомали Шарифу Хуссейну Ахмеду. Но в июле 1994 г. Федеральное бюро по делам беженцев Австрии лишило Ш.Х. Ахмеда статуса беженца в связи с вынесенным судом г. Граца решением, приговорившим его к двум с половиной годам тюремного заключения за попытку грабежа.

Информация о работе Реолизация права