Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:54, контрольная работа
Говоря о формировании и развитии римского права как целостной и единой правовой системы, можно прежде всего выделить две эпохи: Первая эпоха - это становление и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до P.X.-V в.). Вторая эпоха - это эпоха восприятия (рецепции) другими народами той античной традиции римского права, которая сформировалась в предыдущую эпоху и которую принято именовать классическим римским правом. Вторую эпоху можно считывать начавшейся с VI в. и продолжающейся по настоящее время.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра Социальной
работы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Выполнил: Ф.С. Никитин, гр. 2-ЕЗ-41
Студ.билет № 1234050
Проверил: А.Г. Закржевский
Санкт-Петербург
2012
1.Римское право: обзор и
Говоря о формировании и развитии римского
права как целостной и единой правовой
системы, можно прежде всего выделить
две эпохи: Первая эпоха - это становление
и развитие римского права в рамках государственности
Древнего Рима и в связи с общей античной
культурой (VIII в. до P.X.-V в.). Вторая эпоха
- это эпоха восприятия (рецепции) другими
народами той античной традиции римского
права, которая сформировалась в предыдущую
эпоху и которую принято именовать классическим
римским правом. Вторую эпоху можно считывать
начавшейся с VI в. и продолжающейся по
настоящее время.
Основание Рима датируют серединой VIII
в. до Р.Х. и связывают с союзом
племен латинов и сабинов ("союз
на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез
относиться к указанию точной даты
этого события (приводятся данные -
751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление
римской государственности
Периодизация истории римского права
не совпадает с периодизацией истории
римского государства, что явилось следствием
ряда причин объективного характера.
Первый период (VIII в.-III в. до Р.Х.) характеризуется
как период начального формирования
римского права. Все его принципы
и институты подчинены традиции
медленно уходящего патриархально-
Второй период (Ш в.-II в. до Р.Х.) -
переходный, предклассический. Предпосылкой
правового движения стала социальная
унификация римской общины, стирание
принципиальных граней между патрицианством
и плебеями. В этот период складывается
деятельность всех институтов римской
государственности и судебной системы;
источником права, наряду с общенародным
государственным
Третий период (I в. до Р.Х.-Ш в. н.э.)
- классический для всей эпохи античного
римского права. В условиях кризиса
республиканских установлений и
утверждения монархии происходит формирование
принципов публичного права как
права, выражающего суверенитет
римского народа, а затем переосмысление
с их точки зрения нового монархического
строя. Одновременно складывается уголовное
право в современном смысле с
вполне самостоятельными объектами
правовой охраны и принципами применения.
В условиях расширения Римской империи
и конструирования под нее
социальных опор формируется общий
правовой статус свободного гражданина,
оперирующего самым широким спектром
неформально толкуемых, основанных
на стремлении к правовой справедливости
и равенству, институтов собственности,
владения, видов дозволенных и
охраняемых правом сделок, правовых требований
и т.д. К этому времени относится
расцвет римской юридической
науки и судебной юриспруденции
(деятельность Цицерона), причем в науке
формируется уже существенно
различающиеся течения мысли, и
варианты правопонимания оказывают
воздействие на общий ход юридической
практики. Наконец, в идейно-философском
смысле наука и юридическая практика
испытывают мощное воздействие философии
стоицизма, и это отражается даже
в обновляемом понимании
Для молодых людей, начинающих изучать право, создаются учебные пособия - институции. Наиболее удачные институции были созданы видным юристом Гаем во II в. Институции Гая часто в последующем принимались за образец при составлении других учебников (Институции Юстиниана, например) и оказали огромное влияние на последующие кодификации частного права.
Четвертый период (1V-V вв. н. э.) - время
начинающейся трансформации римского
права из правовой системы, приспособленной
только к нуждам античного общества
и специфической государственности, в
систему, пригодную для других социальных
и политических условий. Развитие императорского
законодательства и его преимущественное
значение меняет круг источников права;
преобладающей формой права и источником
норм стал закон, что в свою очередь приводило
к несомненному огосударствлению права.
Судебный процесс также становится неразделим
с государственным администрированием.
В этих условиях реальным историческим
фактором стала целостная правовая политика
власти, преобразующая (ввиду собственных
интересов и разумения) начала и институты
права. Римское право, в главнейших своих
источниках, неоднократно кодифицируется,
на основе чего формируется новое отношение
к норме права как безусловно обязательному
правовому требованию не только по смыслу,
но и по букве.
2.Общая характеристика
римского семейного права.
Юристы относили правовой строй римской
семьи к числу специфически римских правовых
институтов. И действительно, только римский
гражданин, вступив в римский брак (iustum
matrimonium), мог основать римскую семью.
Основные черты семейного
Рим начал свою историю в области
семейного права с
Это - агнатическая семья, в состав которой, кроме домовладыки, входили: его жена, in manu mariti, т.е. подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны домовладыке, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui.
В этой семье только paterfamilias(домовладыка)
является вполне правоспособным лицом,
persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи
(personae alieni iuris) полной правоспособности
не имеет. Поэтому и говорят, что жена по
отношению к мужу находится loco filiae (положение дочери),
мать по отношению к детям - loco sororis(положение
сестры), и т.д. Сыновей и внуков, за немногими
исключениями, не освобождает от подчинения
отцовской власти даже занятие должности
магистрата. Не освобождает от patria potestas
и никакой возраст подвластных. Она прекращается
только со смертью или по воле paterfamilias.
Вместе с рабами, а первоначально, может
быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias
неодушевленными вещами, подвластные
образуют familia. Это слово, которое так или
иначе сближается во всех современных
языках с понятием кровной связи, в своем
первоначальном значении охватывало вовсе
не отношение кровной близости, а все то,
что было подчинено власти одного и того
же paterfamilias - не только его жену, детей,
потомство сыновей, но и рабов и скот и
неодушевленные вещи. При этом в древнейшее
время власть paterfamilias над женой и детьми
и по существу мало отличалась от его прав
на раба.
3. Опека и попечительство.
Самостоятельность в сфере частного
права и тем самым
В полном соответствии с системой
семейных отношений, для которых patria
potestas в некотором смысле простирается
и за пределы жизни paterfamilias, выбор
опекуна принадлежит прежде всего
отцу, который в завещании может
назначить опекуна своему несовершенно
летнему сыну. Опека называется в таком
случае «testamentaria-(«
Опека над женщинами устанавливалась
постоянно и не зависела от наступления
совершеннолетия. Обязательность наличия
опекуна при женщине определялась, во-первых,
общим ограниченным публично-правовым
статусом лиц женского пола вне зависимости
даже от их сословного положения, во-вторых,
считалась необходимой “в силу присущего
женщине легкомыслия”. Опекун обязан
быть и при замужней, и при незамужней
женщине, но его назначение осуществлялось
во втором случае по личному пожеланию
женщины. Опекун не имел прав ни в отношении
личности женщины, ни над ее имуществом,
но соучаствовал только в совершении тех
юридических действий, которые нуждались
в гарантии и в его утверждении по законам.
Женщины не могли занимать общественных
должностей, не могли быть ни опекунами,
ни попечителями. Но, в свою очередь, пользовались
рядом традиционных правовых привилегий
по причине “неразумности пола”: они
могли ссылаться на неведение законов,
им запрещалась ответственность за чужие
долги. В этих вторых ситуациях, когда
они требовались но условиям гражданского
оборота, и необходимо было участие и гарантия
опекуна.
Попечительством (сига) считался особый вид законной опеки (т.е. устанавливаемой только по решению властей) в отношении сумасшедших и безумных, а также расточителей. Попечительство устанавливалось но решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности - тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие “светлых промежутков” - тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу. В отношении расточителей принималось решение об их ограниченной дееспособности, прежде всего в активном распоряжении их имуществами: они не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и т.п., но они сохраняли все играна по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.
Опекунство или попечительство
признавалось преимущественно мужской
обязанностью (не говоря уже о подразумеваемом
полноправии и гражданском
Полномочиям опекуна —
вначале неограниченным, поскольку
наделение ими происходило в интересах
агнатской группы, а не подопечного, —
в более позднее время был поставлен предел
в виде ответственности опекуна, который
был обязан дать отчет в своих действиях.
Ответственность эта становилась все
более явственной по мере того, кик значение
опеки как института защиты недееспособного
постепенно одерживало верх над ее властной
стороной. Юриспруденцией было наработано
общее правило, в соответствии с которым
«Опекун рассматривается в качестве собственники
имущества подопечного, когда он отправляет
опеку, а не когда обирает подопечного».
С утверждением ответственности опекуна
перед подопечным в отношении опекуна
стал применяться критерий, заключавшийся
в том, но при отправлении опеки он должен
выказывать такое попечение, какое свойственно
bonus paterfamilias (рачительному хозяину). Поэтому
он отвечает, помимо злого умысла, также
и за легкую провинность.