Римское право: обзор и периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Говоря о формировании и развитии римского права как целостной и единой правовой системы, можно прежде всего выделить две эпохи: Первая эпоха - это становление и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до P.X.-V в.). Вторая эпоха - это эпоха восприятия (рецепции) другими народами той античной традиции римского права, которая сформировалась в предыдущую эпоху и которую принято именовать классическим римским правом. Вторую эпоху можно считывать начавшейся с VI в. и продолжающейся по настоящее время.

Файлы: 1 файл

Istoria Soc Raboti.docx

— 31.96 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра Социальной работы 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 

 

 

 

 

Выполнил: Ф.С. Никитин, гр. 2-ЕЗ-41

Студ.билет  № 1234050

Проверил: А.Г. Закржевский

 

 

Санкт-Петербург 
2012

          1.Римское право: обзор и периодизация. 
 
 Говоря о формировании и развитии римского права как целостной и единой правовой системы, можно прежде всего выделить две эпохи: Первая эпоха - это становление и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до P.X.-V в.). Вторая эпоха - это эпоха восприятия (рецепции) другими народами той античной традиции римского права, которая сформировалась в предыдущую эпоху и которую принято именовать классическим римским правом. Вторую эпоху можно считывать начавшейся с VI в. и продолжающейся по настоящее время.

Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х. и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез  относиться к указанию точной даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление  римской государственности связывают  с более поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского государства принято делить на три  этапа: Царский период, Республиканский  период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят  на период принципата и период домината. 
 
Периодизация истории римского права не совпадает с периодизацией истории римского государства, что явилось следствием ряда причин объективного характера.

Первый период (VIII в.-III в. до Р.Х.) характеризуется  как период начального формирования римского права. Все его принципы и институты подчинены традиции медленно уходящего патриархально-общинного  строя, право существует только в  рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и вместе с тем  привилегий, оно неразрывно с юридической  практикой жрецов-понтификов, пронизано  сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до Р.Х. была осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания знаменитых Законов XII Таблиц, которые на долгие века стали отправными для всех областей римского права. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право - цивильное (от слова civitas - город) или квиритское право, (римляне именовали себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина), которое отделяет членов римской общины от не римлян. Цивильное (квиритское) право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

Второй период (Ш в.-II в. до Р.Х.) - переходный, предклассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унификация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывается деятельность всех институтов римской  государственности и судебной системы; источником права, наряду с общенародным государственным законодательством, становится судейское и магистратское  правотворчество (магистраты - должностные  лица), практически разорвавшее связи  с понтификальной юриспруденцией и  религиозным толкованием. На место  строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения  справедливости. Это позволяет сделать  судебный процесс более современным, учитывающим усложнение гражданской  жизни и новых коллизий. На требования права начинают оказывать существенное влияние греческая философия  и греческие правовые доктрины. К  этому же периоду относится и  начало будущей знаменитой традиции римской юриспруденции и связанной с нею частной практики, судебного красноречия.

Третий период (I в. до Р.Х.-Ш в. н.э.) - классический для всей эпохи античного  римского права. В условиях кризиса  республиканских установлений и  утверждения монархии происходит формирование принципов публичного права как  права, выражающего суверенитет  римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового монархического строя. Одновременно складывается уголовное  право в современном смысле с  вполне самостоятельными объектами  правовой охраны и принципами применения. В условиях расширения Римской империи  и конструирования под нее  социальных опор формируется общий  правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к правовой справедливости и равенству, институтов собственности, владения, видов дозволенных и  охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д. К этому времени относится  расцвет римской юридической  науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона), причем в науке  формируется уже существенно  различающиеся течения мысли, и  варианты правопонимания оказывают  воздействие на общий ход юридической  практики. Наконец, в идейно-философском  смысле наука и юридическая практика испытывают мощное воздействие философии  стоицизма, и это отражается даже в обновляемом понимании принципов  и институтов частного права.

Для молодых людей, начинающих изучать  право, создаются учебные пособия - институции. Наиболее удачные институции были созданы видным юристом Гаем во II в. Институции Гая часто в  последующем принимались за образец  при составлении других учебников (Институции Юстиниана, например) и  оказали огромное влияние на последующие  кодификации частного права.

Четвертый период (1V-V вв. н. э.) - время  начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной  только к нуждам античного общества и специфической государственности, в систему, пригодную для других социальных и политических условий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Судебный процесс также становится неразделим с государственным администрированием. В этих условиях реальным историческим фактором стала целостная правовая политика власти, преобразующая (ввиду собственных интересов и разумения) начала и институты права. Римское право, в главнейших своих источниках, неоднократно кодифицируется, на основе чего формируется новое отношение к норме права как безусловно обязательному правовому требованию не только по смыслу, но и по букве. 
 
 2.Общая характеристика римского семейного права.

 
  Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак (iustum matrimonium), мог основать римскую семью.

Основные черты семейного строя  были выражены в римском праве  с исключительной законченностью и  последовательностью, а изменения  их знаменовали глубокие изменения  и в условиях хозяйственной жизни  Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Рим начал свою историю в области  семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias, т.е. домовладыки.

Это - агнатическая семья, в состав которой, кроме домовладыки, входили: его жена, in manu mariti, т.е. подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны домовладыке, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui.

В этой семье только paterfamilias(домовладыка) является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи (personae alieni iuris) полной правоспособности не имеет. Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae (положение дочери), мать по отношению к детям - loco sororis(положение сестры), и т.д. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias. 
 
Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias - не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. 

3. Опека и попечительство. 

Самостоятельность в сфере частного права и тем самым полноправность не были в римской юридической  традиции обстоятельством безусловным  и непреходящим. Признавалось, что  существуют условия, при которых возможность активного участия в коммерческом обороте (то, что в позднейшее время стало пониматься как дееспособность) может быть ограничено. Таким образом, римское право исходило из того, что могут быть субъекты с частичным или с ограниченным статусом. Такие ограничения правового положения лиц связаны с опекой или попечительством. Установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или “охраняющем управлении”, происходило в разных формах. Исторически первым видом опеки была обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных. В дальнейшем получила развитие завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом “своего права”. Еще позднее исторически возникает опека наставленная, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам. Опека в отношении других лиц была неотъемлемым свойством правового положения домовладыки в своей семье. Назначение опекуна во втором и в третьем видах образования опеки рассматривалось не только как право, но и развилось в своего рода общественную повинность. Нельзя было отказаться от принятия опеки иначе как представив веские и признаваемые традицией уважительными причины для этого. Участие магистратов в установлении опеки обеспечивало известную долю подконтрольности отношений но поводу опеки и попечительства со стороны публичной власти. Формы “охраняющего управления” в главном различались по тому, в отношении кого устанавливались опека или попечительство.

В полном соответствии с системой семейных отношений, для которых patria potestas в некотором смысле простирается и за пределы жизни paterfamilias, выбор  опекуна принадлежит прежде всего  отцу, который в завещании может  назначить опекуна своему несовершенно летнему сыну. Опека называется в таком случае «testamentaria-(«завещательной»). Когда такого назначения сделано не было, опека по праву принадлежала adgnatus proximus (т. е. ближайшему родственнику по боковой линии), а он между тем и есть то лицо, которому принадлежит наследственное преемство в отношении подопечного, если тот умрет прежде, чем сможет составить завещание. К опеке вольноотпущенника или эмансипированного несовершеннолетнего призывают соответственно патрона и paterfamilias, которые произвели манумиссию или эмансипацию (parens manumissor, «родитель, совершивший манумиссию»). Опека агнатов называется «законной», потому что установлена одним из Законов XII таблиц. Когда агнатское родство потеряло свое значение, к опеке стали призывать когнатов. Когда, наконец, как было сказано, получила признание заинтересованность подопечного в наличии у него опекуна, в соответствии с lex Atilia de tutore dando, изданным до 185 до н. э., было предусмотрено, что в отсутствие законного опекуна, tutor legitimus, опекуна мог назначить претор, вследствие чего такой опекун назывался   tutor dativus  (назначенный) или  Atilianus. В связи с этим видом опеки получил развитие режим excusatio (просьба об освобождении), который впоследствии был распространен также и на опекуна по завещанию, и на «законного». От обязанностей опекуна могли освободить того, кто уже был обременен тремя опеками, бедняка, старика, больного, отца троих детей, того, кто отправлял определенные общественные должности, и т. д. В соответствии с обрисованным историческим развитием, поначалу опекуном могло быть всякое лицо, способное обладать patria potestas, а значит, любой римский гражданин (в архаический период — даже если сам он был несовершеннолетним), но не женщина. При Юстиниане в качестве опекуна стала допускаться и женщина, и для того, чтобы им стать, необходимо было достижение 25-летнего возраста.Основное содержание опекунских полномочий сводится к управлению, administratio, имуществом подопечногоОднако полномочия эти опекун отправлял двумя разными способами, в зависимости от того, был ли подопечный еще малолетним, fans, или же infantia maior – превзошедший младенчество. В первом случае он единолично совершал все необходимые юридические действия от своего имени, будучи обязан лишь впоследствии, по завершении опеки, передать подопечному все приобретения, происшедшие из его действий («косвенное представительство». Во втором случае действие совершал сам подопечный, уже способный понимать и выражать свою волю, но опекун присутствовал при этом, дополняя недостающую дееспособность подопечного своим одобрением (auctoritatis interpositio). 
 
Опека над женщинами устанавливалась постоянно и не зависела от наступления совершеннолетия. Обязательность наличия опекуна при женщине определялась, во-первых, общим ограниченным публично-правовым статусом лиц женского пола вне зависимости даже от их сословного положения, во-вторых, считалась необходимой “в силу присущего женщине легкомыслия”. Опекун обязан быть и при замужней, и при незамужней женщине, но его назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины. Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Женщины не могли занимать общественных должностей, не могли быть ни опекунами, ни попечителями. Но, в свою очередь, пользовались рядом традиционных правовых привилегий по причине “неразумности пола”: они могли ссылаться на неведение законов, им запрещалась ответственность за чужие долги. В этих вторых ситуациях, когда они требовались но условиям гражданского оборота, и необходимо было участие и гарантия опекуна.

Попечительством (сига) считался особый вид законной опеки (т.е. устанавливаемой  только по решению властей) в отношении  сумасшедших и безумных, а также  расточителей. Попечительство устанавливалось  но решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности - тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие “светлых промежутков” - тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу. В отношении расточителей принималось решение об их ограниченной дееспособности, прежде всего в активном распоряжении их имуществами: они не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и т.п., но они сохраняли все играна по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.

Опекунство или попечительство признавалось преимущественно мужской  обязанностью (не говоря уже о подразумеваемом  полноправии и гражданском качестве лица). Опекуном или попечителем  ни в коем случае не могли быть раб, вообще лицо более низкого сословного положения, женщина, иностранец; не могли  быть несовершеннолетние, сумасшедшие  или безумные, глухие, немые. В более  позднее время допускалось, что  в отношении несовершеннолетних может быть установлена опека  матери или бабки со стороны отца. Опекун назначался не только для управления имуществом опекаемого, но и для  воспитания его (если речь шла о несовершеннолетних); в случае опеки над девушками  подразумеваемой обязанностью опекуна  была выдача ее по достижении совершеннолетия  замуж. В случае попечительства или  опеки над женщинами обязанное  лицо должно было в определенных границах надзирать и за общественным поведением опекаемых. От опеки или от попечительства нельзя было отказаться без уважительных причин; такими были отправление государственных  обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или  государственным делам, изменение  места жительства, занятость управлением  казенными имениями. Нельзя было также брать на себя более трех опек. Опека не должна была осуществляться непременно лично; если уже был один опекун или попечитель — нельзя было брать второго, но допускалось, что могут быть вспомогательные опекуны или попечители, т.е. те, кто реально осуществлял исполнение воспитательных или управительных обязанностей, а формально ответственным за опеку было другое лицо.

Полномочиям опекуна —  вначале неограниченным, поскольку  наделение ими происходило в интересах агнатской группы, а не подопечного, — в более позднее время был поставлен предел в виде ответственности опекуна, который был обязан дать отчет в своих действиях. Ответственность эта становилась все более явственной по мере того, кик значение опеки как института защиты недееспособного постепенно одерживало верх над ее властной стороной. Юриспруденцией было наработано общее правило, в соответствии с которым «Опекун рассматривается в качестве собственники имущества подопечного, когда он отправляет опеку, а не когда обирает подопечного». 
 
С утверждением ответственности опекуна перед подопечным в отношении опекуна стал применяться критерий, заключавшийся в том, но при отправлении опеки он должен выказывать такое попечение, какое свойственно bonus paterfamilias (рачительному хозяину). Поэтому он отвечает, помимо злого умысла, также и за легкую провинность.

Информация о работе Римское право: обзор и периодизация