Римское право: обзор и периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Говоря о формировании и развитии римского права как целостной и единой правовой системы, можно прежде всего выделить две эпохи: Первая эпоха - это становление и развитие римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой (VIII в. до P.X.-V в.). Вторая эпоха - это эпоха восприятия (рецепции) другими народами той античной традиции римского права, которая сформировалась в предыдущую эпоху и которую принято именовать классическим римским правом. Вторую эпоху можно считывать начавшейся с VI в. и продолжающейся по настоящее время.

Файлы: 1 файл

Istoria Soc Raboti.docx

— 31.96 Кб (Скачать файл)

На случай умышленного  расхищения имущества опекуном уже ah antique существовала actio rationibus distrahendis (иск  о предоставлении счетов), названный  так потому, что он был направлен  на то, чтобы принудить опекуна  предоставить документацию (rationes —  счета) по имуществу подопечного  отдельно от собственного. Иск этот предъявлялся в момент окончательного отчета, он был штрафным (in duplum. в  двойном размере) и бесчестящим  ответчика.

Когда же имело место не расхищение, а лишь дурное управление-опекуна, ему мог быть вчинен иск об опеке (actio tutelae), также бесчестящий и  относившийся к категории «actiones bonaefldei», в силу чего допускалось  исследование добросовестности опекуна. Actio tutelae были впоследствии, как и utilis, распространена претором на случай возникновения  ущерба не из дурного управления, а  из непредумышленного бездействия (cessatio) опекуна. С помощью actio tutelae contraria опекун мог в свою очередь также  взыскать с подопечного возмещение   затрат и убытков.

Далее, чтобы еще более  упрочить положение подопечного, во времена империи было установлено, что, прежде чем приступить к управлению, опекун обязан представить satisdatio rem pupilli salvam fan (гарантию сохранности имущества  подопечного), которая состояла и  торжественном обещании в форме stipulatio и в предоставлении ручательств, которыми опекун обязывался сделать  все, что только способен, для сохранения имущества подопечного в целости. Во времена Траяна у подопечного имелся в качестве последнего средства actio subsidiaria (субсидиарный иск) против проявившего небрежности магистрата, который не затребовал satisdatio по случаю назначения опекуна. Наконец, в классическую эпоху у подопечного было преимущество по отношению к кредиторам опекуна в силу privilegium intci personates actiones (привилегия среди личных исков), которая впослед ствии, в послеклассический период преобразовалась в вещную гарантию, т. е. «молчаливую ипотеку » на имущество опекуна. 
 

Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались с исчезновением условий для  назначения опеки: если безумный выздоровел, если расточитель исправился, если несовершеннолетний достиг необходимого возраста. Естественно конкретная опека  прекращалась смертью опекуна или  попечителя либо уменьшением его  правоспособности но решению суда. Не вполне отрегулированным римским  правом был момент завершения опеки и обретения лицом (вновь или впервые) правовой самостоятельности: высвобождение из-под злоупотребительной опеки могло происходить только судебным порядком, но состоявшие под опекой или попечительством лица не имели полномочий сами возбуждать иск - единственным выходом был процесс, возбуждаемый в интересах опекаемого третьим лицом, что не всегда было реально возможно.

Различные злоупотребления, совершенные  опекуном или попечителем в процессе управления имуществами, также могли  быть предметом взыскания и обратного  требования со стороны опекаемого; существовали даже специального содержания иски. Предполагались общие имущественные  гарантии опекуну за сохранение имущества  подопечного. Растрата имущества рассматривалась  как преступление и служила поводом  к уголовному преследованию.

  

  4. Узаконение и усыновление 
 
 Рatria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т.е. детей, рожденных от конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio: а) legitimatio per oblationem curiae, т.е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т.е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа.  
 
Но patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: а) arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris, и б) adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris.

Arrogatio в древнейшие времена производилась  в народном собрании при участии  pontifex maximus и в присутствии как  усыновителя, так и усыновляемого.  После расследования обстоятельств  дела pontifex maximus предлагал народному  собранию rogatio об усыновлении. Таким  образом, каждая arrogatio была iussus populi, т.е. законом. Ввиду этого усыновлять  и быть усыновляемыми в этой  форме могли только лица, которые  имели право участвовать в  народных собраниях. К числу  таких лиц не принадлежали  ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением значения народных  собраний отпадает и законодательный  характер arrogatio; она превращается  в публичное оформление соглашения  усыновителя с усыновляемым. С  окончательным прекращением созыва  народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis.

Adoptio совершалась так же, как  emancipatio, путем использования правила  законов XII таблиц о троекратной  mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал  подвластного доверенному лицу, которое после первых двух  манципаций освобождало подвластного  от mancipium, после чего подвластный  возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей patria potestas, выступал усыновитель и  предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был  in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося  таким образом фиктивного процесса  претора addicit усыновляемого усыновителю.  Для adoptio дочери или внука достаточно  было одной mancipatio. Юстиниан заменил  эту сложную процедуру простым  заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio так же, как  и arrogatio, вводила усыновленного в  агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она  не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас  памятников позволяют думать, что  существовал еще и третий вид  усыновления: усыновление в завещании  усыновителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Список  использованной литературы: 
 
1. Омельченко О.А. Римское право. 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ТОН - Остожье, 2000. — 208 с. 
2. Левина Л.Н, Терехова Л.Н. Римское Право (Шпаргалка) М.: 2009. — 48 с. 

3. Новицкий И.Б. Римское право.— Изд. 7-е стереотипное. - М., 2002. - 310 с. 


Информация о работе Римское право: обзор и периодизация