Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 01:49, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что исследователи до сих пор дискутируют о целесообразности создания института федеральных округов, его соответствии нормам федерализма.
При изучении института федеральных округов возникает вопрос о том, что же собой представляет система федеральных округов. Понимается ли она как просто управленческий уровень, где функционируют не связанные друг с другом федеральные органы, или как собственная иерархическая система отношений, в центре которой находится полномочный представитель президента, как «руководитель» федерального округа.
Введение 3
Создание федеральных округов в РФ 4
Роль федеральных округов в системе субъектного состава России 6
Заключение 16
Библиографический список 17
Федеральные округа как структура представляют собой поле информационного сотрудничества федерального, регионального и муниципального уровней публичной власти, необходимое для совместного поиска средств разрешения стоящих проблем общегосударственного и местного масштабов и принятия адекватного управленческого решения. Имеются достаточные основания полагать, что система федеральных округов способна реализовать сбалансированную государственную политику, инициировать движение к укреплению и развитию социального партнерства между центром и регионами на основе сохранения единого конституционного и управленческого поля, активизации экономической деятельности на всех уровнях хозяйствования и управления. Формальное объединение субъектов России в федеральные округа и, как следствие, выявление общих для регионов экономических, социальных и других вопросов создают условия их консолидации, выравнивания асимметрии социально-экономического развития, снижения степени сепаратизма, центробежных устремлений и, в конечном счете, укрепления единства экономического и политического пространства, территориальной целостности государства.
Федеральные округа по сложившейся инфраструктуре и социально-экономическим возможностям практически самодостаточны, однако их не следует рассматривать как некие самостоятельные и независимые друг от друга образования, как квазигосударства или своеобразные федерации на границах России. Субъекты Российской Федерации не замыкаются в пределах федерального округа, самостоятельно взаимодействуют с регионами, расположенными в других федеральных округах, а по определенным вопросам – с иностранными государствами и их составными частями. Важность горизонтальных связей между федеральными округами, субъектами России для развития устойчивых федеративных отношений в Российском государстве определяет необходимость их усиления и укрепления. Таким образом, ослабляя тенденции обособления и замыкания на себе, свойственные субъектам Федерации, федеральные округа обеспечивают углубление и развитие как вертикальных, так и горизонтальных федеративных связей.
По задумке авторов окружной реформы, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах должны обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, анализировать эффективность деятельности правоохранительных органов, организовывать взаимодействие федеральных органов с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями.
Анализируя результаты деятельности полномочных представителей Президента, можно сказать, что главное, чего удалось им добиться за время своего существования – изменить отношение руководителей регионального уровня к качеству законопроектной работы. На сегодняшний день сложилась устойчивая практика, когда большинство правовых актов как органов власти субъектов Федерации, так и органов местного самоуправления проходят предварительную экспертную проверку, что снижает риск их несоответствия федеральному законодательству.
Таким образом, введение административно-политического института полномочных представителей Президента России в федеральных округах имеет серьезное воздействие на трансформацию политической системы.
Во-первых, прослеживается тенденция не просто укрепления государства, а его доминирования над гражданским обществом путем радикального изменения политического режима в направлении централизации федеративного устройства, его унитаризации.
Введение института полномочных представителей Президента в федеральных округах во многом меняет конституционный механизм разделения властей в регионах. Как показывает практика, явные и скрытые полномочия полномочных представителей в регионах существенно ограничивают полномочия глав субъектов Федерации. По мнению специалистов и ученых, полномочные представители Президента наделены функциями, сопоставимыми с теми, которыми обладали генерал-губернаторы в Российской империи, – возможность координировать деятельность всех силовых структур и принимать решения по стратегически важным вопросам от имени Президента в обход региональных законодательных и исполнительных органов власти.
Во-вторых, серьезной модификации подвергается механизм принятия политических решений, основу которого составляла достаточно широкая трактовка конституционной самостоятельности субъектов Российской Федерации, обладающих, согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации, всей полнотой государственной власти за пределами общефедеральных и совместных предметов ведения.
В то же время содержание и эффективность деятельности полномочных представителей находятся в прямой зависимости от баланса интересов в системе федеративных отношений. На этапах, связанных с изменением данного баланса в пользу регионов, полномочные представители Президента в федеральных округах, в конечном счете, были вынуждены приспосабливаться к политическим реалиям. На современном этапе, характеризующемся преобладанием тенденций централизации, исследуемый институт активно участвует в реализации политических решений, направленных на изменение баланса интересов в пользу федерального центра.
По большему счету, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе должен заниматься мониторингом политико-экономической ситуации в регионах, входящих в состав соответствующего федерального округа, координировать внешнеэкономическую деятельность субъектов Федерации (в границах данного федерального округа), которая не должна противоречить федеральной экономической политике за рубежом, координировать деятельность федеральных органов власти и соответствующих органов в субъектах Российской Федерации.
По мнению ученых, институт
полномочного представителя Президента
в федеральном округе следует рассматривать,
прежде всего, как инструмент кризисного
управления. Порожденный общим стремлением
к укреплению государства и обладая исключительно
большими полномочиями, он может работать
лишь в условиях централизации, жесткой
вертикали власти. В условиях политической
стабильности это инструмент контроля,
координации и сбора информации, а в кризисные
периоды – инструмент проведения директив
главы государства в обход местных властей.
Поэтому он представляет собой «институт
скрытых полномочий» Президента Российской
Федерации. Это касается в первую очередь
полномочий, связанных с охраной Конституции
России и государственного суверенитета
(ст. 80 Конституции), механизма введения
военного и чрезвычайного положения (ст.
87 и 88 Конституции).
Именно двойственный характер института
полномочных представителей Президента
Российской Федерации в федеральных округах
позволяет понять природу противоречий
в положении данного института власти
– чрезвычайную обширность федеральных
округов, их несоответствие сложившимся
историческим, экономическим и политическим
границам и, наоборот, их соответствие
внутренним военным округам, обширность
и неопределенность прерогатив власти,
а также параллелизм функций.
В соответствии с нормами внесенных
законопроектов Президент России усиливал
контроль над действиями руководителей
регионов, поскольку получил возможность
отстранения их от должности при неоднократных
нарушениях Конституции Российской Федерации
или федерального законодательства.
В рамках процесса укрепления вертикали
власти был сформирован сложно устроенный
механизм центральной исполнительной
власти. В то же время некоторые политики
считают, что данный институт изжил себя.
В частности, В.И. Матвиенко, Председатель
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, выступая 26 декабря
2011 г. на заседании Государственного совета
по вопросам перераспределения полномочий
между федеральными и региональными органами
власти и путях совершенствования межбюджетных
отношений, согласившись с тем, что представители
Президента за прошедшие годы сыграли
важную роль в приведении региональных
законов в соответствие с федеральными
и в решении других актуальных задач, заявила,
что сегодня с учетом курса на децентрализацию
вместо полномочных представителей целесообразно
создать в округах представительство,
например, Министерства регионального
развития. И ввести министров по делам
территорий с четкими функциями и полномочиями.
К функциям таких министров по делам территорий
В.А. Матвиенко отнесла реализацию федеральных
целевых программ в регионах, реализацию
федеральной адресной инвестиционной
программы, координирование социально-экономического
развития территорий и лоббирование интересов
регионов в федеральном центре. При этом,
подчеркнула Председатель Совета Федерации,
министры по делам территорий не должны
вмешиваться в компетенцию региональных
властей. Каждый должен отвечать за свое,
чтобы избежать размывания ответственности.
Как представляется, если данная инициатива
получит реализацию, это будет означать
начало совершенно нового этапа государственной
региональной политики. Некоторые политические
деятели высказывают предложения об упразднении
федеральных округов. Так с подобной инициативой
выступал кандидат в Президенты России
М.Д. Прохоров.
Вместе с тем мировой опыт функционирования
федеративного устройства показывает
положительные примеры горизонтальных
и горизонтально-вертикальных связей
между регионами. Серьезное значение предавалось
и по-прежнему предается развитию и поддержанию
горизонтально-вертикальных связей федеральным
округам и полномочным представителям
Президента в федеральных округах. Сложная
работа выполнена этими структурами по
устранению противоречий в законодательной
базе, учитывающей тенденции современного
процесса политической интеграции. По
сути, современный процесс политической
субъектности региональной власти находит
выражение в том, что развитие идет не
только по вертикали в направлении все
возрастающей роли органов власти федерального
уровня. Серьезное значение приобретают
те процессы, которые обеспечивают горизонтальные
связи между субъектами Федерации. Зарождаются
и набирают силу различного рода ассоциации,
консультативно-экспертные и корпоративные
органы и организации, представляющие
и продвигающие интересы территорий и
их властных структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание федеральных округов стало мощным стимулом для развития «региональных столиц», которые объективно нужны государству. В российском пространстве такие столицы играют роль узлов, организующих вокруг себя крупные ареалы. Система федеральных округов представляет собой политико-географическую структуру, по сетям которой идет распространение инноваций. Государство заинтересовано в том, чтобы организовать и упорядочить инновационный процесс, который идет из Москвы в окружные столицы, из последних – в административные центры субъектов федерации, а далее – на периферию отдельно взятых регионов. Такую организацию пространства можно считать прогрессивной. При этом окружные столицы сами по себе становятся крупными инновационными центрами, получают дополнительный стимул для своего развития.
Итак, институт федеральных
округов представляет собой промежуточный
управленческий уровень, характерный
для большой и административно раздробленной
страны. Он имеет особое значение на кризисном
этапе развития российской государственности
как страховочный элемент централизованного
антикризисного управления. В то же время,
как показывает исследование, система
федеральных округов объективно необходима
для оптимизации территориально-
Можно сделать вывод, что институт федеральных округов состоялся как нормальный, управленческий уровень, выполняющий поставленные центром, а также определившиеся по ходу развития процесса задачи, появление в виде федеральных округов мощных территориально-экономических комплексов содействует поступательному развитию, выравниванию социально-экономических различий, хозяйственной и политической интеграции субъектов Федерации, создает систему крупномасштабных, много- и разноресурсных сегментов единого экономического и правового пространства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Роль федеральных округов в системе субъектного состава России