Роль государства в регулировании социальной и экономической сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы являются экономические отношения между участниками государственного регулирования экономики.
Объектом исследования является экономическая система Российской Федерации. Основными задачами являются:
- анализ существующих концепций государственного регулирования экономики;
- выявление сфер государственного вмешательства;
- определение объекта и предмета государственного регулирования экономики;
-определение сущности механизма государственного регулирования рыночной экономики, его целей и функций;
- анализ особенностей государственного воздействия на экономику в условиях современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Глава I
Государственное регулирование экономики: необходимость, цели, задачи и методы
1.1 Необходимость государственного регулирования и его основные цели……………………………………………………………………….5-13
1.2 Формы и методы государственного регулирования………………14-18
Глава II
Социальная и экономическая сфера как объект государственного регулирования
2.1 Содержание и направления государственного регулирования социально-экономической среды……………………………………………………..19-24
2.2 Совершенствование государственного регулирования социально-экономической среды в России……………………………………………25-31
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

роль государства в регулировании экономической сферы.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Совершенствование  государственного регулирования  социально –экономической сферы в России

Основные направления  развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России. Реализация этих программ направлена: на обеспечение устойчивого  повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, на укрепление конкурентоспособности и безопасности страны. Для достижения поставленных целей, Правительству Российской Федерации потребуется решить ряд важных социальных, институциональный, макроэкономических и структурно-инвестиционных задач. Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет существующий в стране предпринимательский и инвестиционный климат. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются. При этом в системе документов, определяющих перспективы развития, ключевое место принадлежит концепции комплексного социально-экономического развития. Разрабатывается она на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов и включает следующие разделы:

1. Оценку уровня социально-экономического  развития России в целом и  отдельно по регионам, характеристику  выполнения ранее установленных целей и задач политики.

2. Анализ важнейших  проблем.

3. Основные направления,  цели, задачи и приоритеты политики  на долгосрочный период, методы  их реализации.

4. Основные направления,  цели, задачи и приоритеты политики  на среднесрочную перспективу,  методы их реализации.

Главной концепцией среднесрочной  программы социально-экономического развития РФ должно явиться резкое повышение конкурентоспособности  России, что предполагает реализацию антиинфляционных мер, мер по стимулированию экономического роста, предложения по развитию топливно-энергетического комплекса и отраслей, специализирующихся на создании альтернативных видов и источников энергии для бытовых и промышленных целей, а также реализацию национальных проектов.

При этом, в качестве основополагающих принципов в реализации направлений по повышению конкурентоспособности страны должны быть использованы следующие принципы:

— принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального  развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы. Поэтому экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»;

— принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам — она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив;

— принцип синхронизации  действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и  оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти;

— принцип дифференцированности государственной политики регионального  развития. Интеграция Российской Федерации  в глобальную экономику в ближайшее  время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении  которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей;

— принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию  властных полномочий и исполнение тех  или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом. Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой — провести комплекс мер по снижению уровня бедности. Достижение обеспечения конкурентоспособности России и ее регионов позволит реализовать добиться следующие преимуществ:

— создать условия  для эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

— стимулировать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

— сформировать конкурентоспособные  в глобальном аспекте территориальные  производственные кластеры, в том  числе в инновационно-емких секторах экономики;

— обеспечить переход  к поляризованному развитию и созданию нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».

Второе ключевое направление: консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры  экономики. Данная цель направлена на:

— обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и  местных властей в принятии решений  в рамках своей компетенции;

— устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

— устранение препятствий  для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.

Третье направление  социально-экономического развития России заключается в совершенствовании человеческого капитала, повышении пространственной и квалификационной мобильности населения, что предполагает:

— обеспечение воспроизводства  населения и стабилизация его  численности как в стране, так  и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста

— создание системы образовательных  проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;

— содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

— реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных  балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов  в российском обществе;

— повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского  общества.

Четвертое направление  — коренное улучшение состояния  окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных  преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления. Необходимо отметить, что реализация данных направлений, с нашей точки зрения, невозможна без стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов. Важно отметить прогноз на 2012 -2014 гг. Развитие российской экономики в 2012-2014 гг. приобретает переходный характер, связанный с завершением посткризисного восстановления и переходом к реализации задач стратегического характера, зафиксированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. В среднесрочной перспективе наряду с решением задач бюджетной консолидации предстоит сделать задел для реализации долгосрочных интересов России - создания современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Особенность этого периода для российской экономики – изменения в структуре и  факторах  экономического роста. Иными словами, ближайшие годы – это период развития в условиях возросшей неопределенности перспектив мирового экономического развития и высокой неустойчивости мировых рынков. В этот период существенно повышается значение и роль внутренних факторов экономического роста: эффективность и конкурентоспособность  экономики, интенсивность и устойчивость внутреннего спроса. Рост ВВП в 2012-2014 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,6%. К 2014 году ВВП будет превышать предкризисный уровень на 13%. Внутренний спрос будет расти опережающими темпами – на 6,4-5,6% в год. Основной вклад в рост внутреннего спроса будут вносить потребительские расходы. Доля общего конечного потребления в структуре ВВП увеличится в 2014 г. до 70,5% против 67,1% в 2011 году. Рост потребления будет определяться в первую очередь устойчивым ростом потребления домашних хозяйств, который составит в 2012-2014 гг. в среднем около 6% в год. Доля вклада потребления в экономический рост составит 70 процентов. Основным фактором экономического роста в среднесрочной перспективе становится рост инвестиционной активности. Ежегодный рост инвестиций ожидается на уровне 7-8 процентов. В целом инвестиции должны стать наиболее динамичной компонентой спроса. Норма накопления основного капитала повысится с 21,4% ВВП в 2010 г. до 23,4% в 2014 г., что превысит докризисный уровень, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики. Объем промышленного производства за 2012-2014 гг. увеличится на 17% (или на 15% к уровню 2008 года). В прогнозный период продолжится тенденция к диверсификации производства. В структуре производства будет увеличиваться доля отраслей высокой степени переработки и сокращаться доля сырьевых производств. Основные риски для российской экономики в этот период  связаны с мировой экономической нестабильностью, вызывающей замедление темпов роста мировой экономики,  повышение рисков негативной динамики цен на нефть и усиление оттока капитала, что в свою очередь приведет к снижению инвестиционного спроса, сжатию кредитования, ухудшению бюджетных позиций. В 2012-2014 гг. инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что, в конечном счете, как минимум, затормозит рост цен на  сельскохозяйственные товары. Темпы роста внешнего спроса будут увеличиваться на 3-4% в год в результате доминирования в структуре экспорта нефтегазового сектора, спрос на продукцию которого будет расти незначительно. Умеренный рост цен на сырьевые товары в 2013-2014 гг. приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 30,9% в 2008 г. до 26-27% в 2014 году. В 2012-2014 гг. реальные доходы населения будут ежегодно увеличиваться приблизительно на 5%, в основном за счет роста заработной платы, в первую очередь бюджетников, и  пенсий. Еще одним фактором, определяющим рост доходов населения, станет реформа денежного довольствия военнослужащих, которая предусматривает его существенное увеличение с 2012 года. Индексация оплаты труда работников  бюджетного сектора на индекс потребительских цен, предусмотренная в  2012-2014 гг., увеличит заработную плату работников этого сектора в реальном выражении в 1,3 раза, а ее уровень составит более 70% от средней заработной платы по стране. Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться на индекс потребительских цен с 1 февраля ежегодно. Кроме того, в 2012-2014 гг. предполагается дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и суммарным коэффициентом произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за предыдущий год в пределах роста доходов Пенсионного фонда РФ. В целом за 2012-2014 гг. средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,44 раза. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году составит  8426 рублей (рост к уровню  2010 г. –  более 48%). С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины доля бедного населения может увеличиться с 12,7% в 2012 г. до 12,8% в 2013 г., но в  2014 г. опустится до  12,5 процента. Повышение эффективности экономики в период 2012-2014 гг. в значительной мере определяется позитивным вкладом реализации госпрограмм и мер, направленных на поддержку развития ключевых секторов экономики, то есть реализацией государством политики развития и модернизации. Это, прежде всего, комплекс программ и мероприятий по развитию высокотехнологичных отраслей и государственный оборонный заказ, на которые в  2012-2014 гг. направляется около 2,7% ВВП. На финансирование комплекса программ и мер по развитию транспортной системы направляется около 1,2% ВВП. Вложения в человеческий капитал на основе реализации программ развития здравоохранения, образования, культуры и рынка труда, на финансирование которых направляется 0,8% ВВП, повысит качество человеческого капитала. Потенциальный рост российской экономики в 2012-2014 гг. оценивается в 5-6%. Достижение этих показателей предполагает  значительное улучшение экономических институтов и инвестиционного климата, повышение эффективности государственного программирования развития экономики и конкурентоспособности корпоративного менеджмента, мер по становлению  системы стратегического управления, дебюрократизации и повышению эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику все, же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:

Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

Должна быть, как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

 

Список использованных источников

1. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14

2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

3. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11. С. 3-11

4. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.№1.С.46-55

5. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.

6. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34

7. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ С.Г. Капканщиков. — М.:КНОРУС, 2006. — 352 с.

Информация о работе Роль государства в регулировании социальной и экономической сферы