Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Предметом курсовой работы являются экономические отношения между участниками государственного регулирования экономики.
Объектом исследования является экономическая система Российской Федерации. Основными задачами являются:
- анализ существующих концепций государственного регулирования экономики;
- выявление сфер государственного вмешательства;
- определение объекта и предмета государственного регулирования экономики;
-определение сущности механизма государственного регулирования рыночной экономики, его целей и функций;
- анализ особенностей государственного воздействия на экономику в условиях современной России.
Введение………………………………………………………………….3-4
Глава I
Государственное регулирование экономики: необходимость, цели, задачи и методы
1.1 Необходимость государственного регулирования и его основные цели……………………………………………………………………….5-13
1.2 Формы и методы государственного регулирования………………14-18
Глава II
Социальная и экономическая сфера как объект государственного регулирования
2.1 Содержание и направления государственного регулирования социально-экономической среды……………………………………………………..19-24
2.2 Совершенствование государственного регулирования социально-экономической среды в России……………………………………………25-31
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………..33
2.2 Совершенствование
государственного
Основные направления
развития Российской Федерации определены
в стратегии социально-
1. Оценку уровня социально-
2. Анализ важнейших проблем.
3. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на долгосрочный период, методы их реализации.
4. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на среднесрочную перспективу, методы их реализации.
Главной концепцией среднесрочной
программы социально-
При этом, в качестве основополагающих принципов в реализации направлений по повышению конкурентоспособности страны должны быть использованы следующие принципы:
— принцип поляризованного
(или «сфокусированного») развития,
которое приходит на смену политике
выравнивания уровня регионального
развития и предполагает специальную фокусировку
финансовых, административно-
— принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам — она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив;
— принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти;
— принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей;
— принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом. Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой — провести комплекс мер по снижению уровня бедности. Достижение обеспечения конкурентоспособности России и ее регионов позволит реализовать добиться следующие преимуществ:
— создать условия
для эффективной интеграции регионов
в мировой рынок, ускорение социально-
— стимулировать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;
— сформировать конкурентоспособные
в глобальном аспекте территориальные
производственные кластеры, в том
числе в инновационно-емких
— обеспечить переход к поляризованному развитию и созданию нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».
Второе ключевое направление: консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:
— обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;
— устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;
— устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.
Третье направление социально-экономического развития России заключается в совершенствовании человеческого капитала, повышении пространственной и квалификационной мобильности населения, что предполагает:
— обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста
— создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;
— содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;
— реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;
— повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.
Четвертое направление
— коренное улучшение состояния
окружающей среды за счет экологизации
экономической деятельности в рамках
институциональных и
Заключение
В целом трудно переоценить роль
государства в экономике. Оно
создает условия для
На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:
Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
Должна быть, как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.
Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.
Список использованных источников
1. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14
2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
3. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11. С. 3-11
4. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.№1.С.46-55
5. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34
7. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ С.Г. Капканщиков. — М.:КНОРУС, 2006. — 352 с.
Информация о работе Роль государства в регулировании социальной и экономической сферы