Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:50, реферат
Актуальность работы обусловлена необходимостью в процессе перестройки высшего юридического образования использовать исторический опыт прошлого в творческом исследовании общей системы функционирования правовой надстройки, в том числе и значения преподавания юридических дисциплин в повышении культуры вообще и юридической культуры в особенности. Предметом исследования является юридическое образование, проблемы его становления и развитие в XVIII - начале XX вв.
Введение.
Состояние правовой науки в России в начале XIX века.
Развитие юридического образования в России.
Заключение
Литература
Заключение
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Роль М. М. Сперанского в развитии правовой науки и юридического образования в России
Москва 2013
Содержание:
Введение.
Заключение
Введение.
Юридическое образование, как
и юридическая профессия, является
одним из престижных. Юриспруденция
популярна ныне в России как никогда
ранее. Россия стремится быстро наверстать
упущенное и войти в группу
наиболее развитых стран мира, которые
характеризуются высоким
Знание истории основ
права, изучение системы юридического
образования в дореволюционной
России, труды Н.И.Коркунова, С.А.Муромцева,
М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина, не утратили
своей актуальности и в наше время.
История юридического образования
одна из важнейших частей отечественной
истории, пронизывающая своим «
Актуальность работы обусловлена необходимостью в процессе перестройки высшего юридического образования использовать исторический опыт прошлого в творческом исследовании общей системы функционирования правовой надстройки, в том числе и значения преподавания юридических дисциплин в повышении культуры вообще и юридической культуры в особенности.
Предметом исследования является
юридическое образование, проблемы
его становления и развитие в
XVIII - начале XX вв. Именно в этот период
сложилась система высшего
1. Состояние правовой науки в России в начале XIX века.
M. M. Сперанский был выдающимся
государственным деятелем и
Первая треть XIX в. в России
была временем вызревания кризиса феодализма.
Кризис крепостнических отношений
нашел яркое выражение в
Своеобразие политической обстановки в стране оказывало серьезное влияние на общественно-политические идеи и практическую деятельность M. M. Сперанского. Исследуя его деятельность, нельзя не учитывать также различия двух периодов его жизни — до ссылки и после нее. Будучи выразителем настроений наиболее дальновидной части правящих классов России, M. M. Сперанский и в первый, и во второй периоды пытался приспособить монархическое государство к нарождающимся буржуазным отношениям. В специальной литературе сравнительно полно исследованы государственная, реформаторская и кодификационная деятельность M. M. Сперанского, в незначительной степени исследованы труды его как теоретика правоведения, и почти не подвергалась исследованию большая и плодотворная работа M. M. Сперанского по развитию юридического образования в России.
M. M. Сперанский не только
руководил юридическим
Сперанский считал, что
одной из существенных причин нарушения
законности, недостатка хороших законов
в России, неумения составлять и
кодифицировать законы было отсутствие
правильно поставленного
О плохом состоянии юридического образования в стране и об отрицательном влиянии этого на законодательство и на работу различных комиссий по составлению законов писали прогрессивные мыслители первой трети XIX в.— А. Н. Радищев, Н. И. Пестель, Н. И. Тургенев и др.
Много труда приложил Сперанский, чтобы убедить царя и правительство, что “законоведение ...есть одна из труднейших частей истинной философии”. Непонимание этого положения, по мнению Сперанского, приводило к тому, что “в частях простых и мало значащих требуют с большою точностью совершенства, нежели в науке законодательства. Целую жизнь посвящают, чтоб познать историю насекомых или исчислить все роды бабочек, а составление Уложения вверяют у нас первому, кто обнаружит некоторые сведения в указах или покажет некоторые таланты... ”
Особенно большие трудности из-за отсутствия или, вернее, недостаточности людей, имеющих широкое юридическое образование, испытывал Сперанский во второй период своей деятельности (после ссылки), когда он приступил к созданию Полного собрания законов Российской империи и Свода законов. Обозревая свою деятельность по составлению законов, Сперанский писал о больших трудностях и, в частности, в законоведении. Различая два вида законоведения (практическое — “дело навыка и здравого смысла” и “ученое”), Сперанский писал, что законоведение научное не может существовать, “если законы не будут прежде приведены в правильный состав”.
Анализируя состояние юридического образования в России и сопоставляя его с положением в Европе, Сперанский указывал, что в Европе в основу юридического образования положено изучение римского права, и это правильно, поскольку действующее законодательство основано там на этом праве. В тех странах, где приняты новые уложения, наряду с римским правом учатся и по новым уложениям. В России “усердием ученых неоднократно были составлены опыты начертаний так называемого российского права,— усилия, достойные похвал и одобрений, но для успеха, самого законоведения малополезные. Как начертить учебную систему законов, не зная с достоверностью самих законов во всей их совокупности? Сему недостатку желали пособить введением в высших училищах наших права римского. Но законы римские всегда будут для нас законы чуждые ... учение их у нас должно быть учением только вспомогательным, а не главным; их система должна быть приспособлена к нашей, а не наша к ним”.
Вот почему был так настойчив Сперанский в своих обращениях к Николаю I по поводу организации в стране подготовки юристов и ученых, способных обучать правоведению на основе русского права. Добиваясь этого, он не упускал любой возможности, чтобы высказывать свои соображения и принимать непосредственное участие в организации юридического образования.
2. Развитие юридического образования в России.
В конце 20-х годов в
Министерстве народного просвещения
был создан специальный комитет
для выработки новой единой системы
народного образования. M. M. Сперанский
в это время был членом Комитета
устройства учебных заведений Министерства
народного просвещения и
В январе 1827 г. в связи
с рассмотрением в Комитете устройства
учебных заведений плана
24 января 1835 г. Сперанский представил Николаю I записку “Специальные училища” о необходимости создания училища правоведения. Необходимость организации специальных училищ Сперанский видел, во-первых, в том, что в этих учебных заведениях в отличие от общих слушатели не только учатся, но и воспитываются, и, во-вторых, в том, что обучение в специальных училищах соединяется с практикой и “тем приготовляются к особому роду службы”. В этой записке Сперанский сетует на то, что почти все министерства имеют свои училища, кроме Министерства юстиции, в ведении которого находилась только школа земледелия.
Необходимость специального учебного заведения для правоведов Сперанский обосновывал еще и тем, что в судебной работе большое значение имеет юридическая грамотность работников судебного аппарата. В своей записке Сперанский писал: “Для судей везде нужны способные и благовоспитанные делопроизводители, у нас они нужнее, нежели где-нибудь, ибо у нас нет и долго еще не будет ни ученых судей, ни ученых адвокатов”.
Таким образом, Сперанский,
внося предложение о. создании училища
правоведения, исходил из стремления
повысить юридическую культуру в
судах и государственных
В результате настойчивости
Сперанского и благодаря
Большое внимание Сперанский
уделял и университетскому юридическому
образованию. Считая одним из серьезных
недостатков университетов то, что
на юридических факультетах
Поскольку в связи с
образованием II отделения собственной
его императорского величества канцелярии
с 1826 г. работа по собиранию и приведению
в порядок законов уже
Вопрос об учебниках, по мнению Сперанского, может быть успешно и быстро решен сразу же после составления Свода и уложений силами чиновников II отделения. Более сложным Сперанский правильно считал вопрос о подготовке “учителей”, потому что начинать здесь приходилось с азов. В связи с этим Сперанский выдвигал следующую программу. Прежде всего надо “снабдить каждый университет двумя или хотя бы одним русским профессором прав, приуготовленном исключительно для сей части. К сему приготовлению университеты наши мало представляют способов. В них есть кафедры римского права; но в Петербургском, Харьковском и Казанском университетах — это пустой обряд, ибо как учиться римскому праву без латинского языка”. В других университетах (Дерптском и Виленском) положение было лучше, так как в этих университетах изучали римское право либо на немецком, либо на польском языках, но нигде не изучали на русском. Для исправления этого положения в качестве программы-минимум Сперанский предлагает взять из Московской и Петербургской духовных академий по три студента, “по дарованиям и поведению лучших и вполне окончивших курс”, и направить их обучаться в университеты на казенный счет. План обучения этих лиц должен состоять из двух частей. Во-первых, они должны обучаться в университете по особому плану — слушать только два курса: “Римское право у профессора Шлицера и латинскую словесность, с особым приспособлением к юридическим познаниям у проф. Грефе”, и, кроме того, должны иметь ежедневные приватные лекции.