Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:50, реферат
Актуальность работы обусловлена необходимостью в процессе перестройки высшего юридического образования использовать исторический опыт прошлого в творческом исследовании общей системы функционирования правовой надстройки, в том числе и значения преподавания юридических дисциплин в повышении культуры вообще и юридической культуры в особенности. Предметом исследования является юридическое образование, проблемы его становления и развитие в XVIII - начале XX вв.
Введение.
Состояние правовой науки в России в начале XIX века.
Развитие юридического образования в России.
Заключение
Литература
Заключение
Во-вторых, ежедневно эти студенты должны являться во II отделение, где для них организуются специальные занятия по 1) публичному русскому праву (Плисов), 2) гражданскому русскому праву (Куницин).2 Кроме того, под руководством Балугьянского студенты должны будут читать лучшие юридические сочинения, по прочтении которых обязаны писать подробные отчеты о прочитанном.
Практические занятия студентов (“практические упражнения в российских законах”) должны состоять в чтении составленных в отделении Сводов. Кроме того, они должны под руководством Куницина принимать участие в составлении систематических алфавитов к книгам Полного собрания законов Российской империи, а под руководством Корфа и Клокова должны изучать старые обширные дела, уже решенные в Сенате, и писать по каждому делу подробные записки. Выполнение этого плана, по мнению Сперанского, дало бы возможность за 3 года подготовить студентов к преподавательской деятельности и к сдаче строгого экзамена.
Наряду с этими мерами Сперанский считал необходимым выбрать лучших из студентов университетов и поручить профессорам “образовать их особенно, дабы приуготовить достойных себе помощников и преемников”. Сперанский полагал, что проведением в жизнь этих мероприятий будет “положено твердое начало юридического образования в России”.
После того как предложения Сперанского были приняты, из Петербургской академии были направлены для обучения законоведению по “дарованию поведению и успехам” наиболее способные — С. Орнатовский, А. Пошехонов, С. Богородский, из Московской академии — В. Знаменский, К. Неволин и А. Благовещенский. В связи с утверждением предложения Сперанского министр просвещения адмирал Шишков 20 февраля 1828 г. сообщал Сперанскому, что в Петербургском университете все готово для приема студентов — кандидатов правоведения и что они будут жить отдельно от всех остальных студентов. “Ректор университета,— писал Шишков,— полагает, что это будет для них несравненно удобнее, потому что таким образом другие воспитанники не могут их развлекать. Он сам намерен пещись о том, чтобы они прилежно занимались назначенными им предметами”.
По указанию Сперанского главноуправляющий II отделением Балугьянский 14 марта 1828 г. составил объявление “Об открытии курсов для студентов-кандидатов правоведения”, “План преподавания преподевтики и истории российского законоведения”, “План преподавания законов государственных”, “План преподавания политической экономии”, план распределения предметов по годам и сетку учебных часов. В соответствии с этими планами студенты-кандидаты после зачисления в университет слушали вместе с остальными студентами курс римского права и латинского языка, а затем занимались по специальному плану. Курс обучения был рассчитан на 3 года. В первый год изучались общие юридические и политические науки, “ведущие к начальному познанию российского законодательства” во второй — российское гражданское право, законы полицейские, законы, относящиеся к управлению финансами, и продолжалось изучение римского права, русской истории, языков (греческого, латинского, немецкого, французского и английского), в третий — российское гражданское судопроизводство, российское уголовное законоведение, право народное, история римского права, статистика, и продолжается изучение языков.
По каждому из читаемых предметов Балугьянский разработал подробную программу и сетку часов. Так, программа по законоведению уголовному предусматривала: “1. Общие начала уголовного права. 2. Разделение противузаконных деяний на злодеяния, преступления и проступки. Подразделение их на публичные и частные. 3. Роды наказаний: а) лишающих чести и жизни; б) лишающих прав гражданских и имуществ; в) лишающих свободы; заключение в тюрьму, заточение и пр.; г) телесные наказания. 4. Начала уголовного судопроизводства”.
После того как первая группа студентов в количестве шести человек закончила первый год обучения, в мае и июне 1829 г. специальная комиссия под председательством Сперанского провела экзамены. Все студенты сдали экзамены успешно и “показали знания не только учебного материала, но и знание российских законов”.
По предложению Сперанского, одобренному Николаем I, студенты, сдавшие экзамены, были отправлены для дальнейшего обучения и усовершенствования в Берлинский университет. В связи с отправкой студентов за границу Сперанский принял все меры к тому, чтобы студентам были созданы в Берлине хорошие условия учебы. В качестве научных руководителей Сперанский привлек известного ученого Фридрих Карла фон Савиньи (основоположника так называемой “исторической школы” права) и ректора Берлинского университета Кленца. В письме к Савиньи Сперанский, излагая причины посылки студентов для обучения в Берлин, просил его рассмотреть составленный им план занятий. Среди прочих предметов в Берлинском университете студенты изучали философские начала уголовного права и самостоятельный курс уголовного права у профессора Бенеке. Вместо отправленных в Берлинский университет студентов Сперанский потребовал присылки из тех же учебных заведений новой группы, а также направления -одного студента из Дерптского университета. В конце 1829 г. для подготовки к преподавательской деятельности были присланы из Петербургской духовной академии — А. Федотов-Чеховской, И. Крылов, Алексей Куницин, из Московской — И. Платонов, Я. Баршев и С. Баршев, из Дерптского университета — Калмыков, ранее окончивший Петербургский университет и направленный для усовершенствования при профессорском институте. Дерптского университета. После обучения в Петербургском университете и во II отделении и эта группа студентов была направлена в Берлинский университет.
Первая группа студентов возвратилась из Берлина в 1832 г., а остальные — в 1834 г. Вернувшиеся студенты до получения назначений были прикреплены ко II отделению, где они продолжали занятия и готовились к сдаче экзаменов на докторское звание.
В связи с тем, что не был решен вопрос о том, что следует делать с лицами, вернувшимися из Берлина в 1832 г., Балугьянский по указанию Сперанского 12 апреля 1833 г. писал Николаю I, что студенты, вернувшиеся в сентябре 1832 г., по-прежнему состоят в звании студентов при II отделении и занимаются чтением и изучением Свода законов. Ссылаясь на имевшиеся по этому поводу решения, Балугьянский просил разрешить организовать для этих лиц экзамен на звание доктора прав при Петербургском университете. Такое разрешение было получено, причем составление правил для испытаний было поручено Сперанскому.
Правила испытаний, составленные Сперанским, предусматривали три группы предметов:
I группа — “Общее
II группа — “О законах,
определяющих права и
“1) Законы, определяющие права государственные.
2) Законы, определяющие права гражданские
вообще. 3) Законы, определяющие права гражданские
в особенности”.
III группа — “О законах,
охраняющих права как
Все экзаменующиеся успешно сдали экзамены, получили звания докторов наук и были назначены ординарными профессорами: П.Д. Калмыков, Кронихфельд, Я. Баршев — в Московский университет, А. Федотов, Алексей Куницин, И. Платонов — в Харьковский университет, К. Неволин, С. Орнатовский, С. Богородский — в Киевский университет.
Таким образом, благодаря настойчивости М. Сперанского и М.А. Балугьянского, за короткий срок университеты получили двенадцать хорошо подготовленных русских профессоров и была создана система подготовки ученых высшей квалификации для русских университетов.
Заключение.
На протяжении столетий царское
правительство проводило
Литература.
1 Емельянова И.А. Историко-
2 Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России, Томск, 1998
3. Никонов С.П. Университетские реформы в России//Вестник права 1901 №9
4. Петражицкий Л.И. Университет и наука Спб, 1907.
5. Солодкин И.И. Правоведение М, 1962