Роль Парламента – Совета Министров в формировании идеологической политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 03:25, реферат

Описание работы

Обширные полномочия Президента Республики Беларусь делают его ключевой фигурой в политической системе белорусского общества. Президенту принадлежит ведущая роль в формировании идеологии белорусского государства. Большую роль в политической системе общества играет Парламент (Национальное собрание) — представительный и законодательный орган государственной власти в стране. Белорусский Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Палата представителей формируется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. Порядок его формирования сочетает элементы выборности и назначения.

Содержание работы

Введение
1. Роль государственных институтов в формировании идеологической политики
2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь
4. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
Заключение

Файлы: 1 файл

Referat_po_ideologii.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

Гродненский государственный  медицинский университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по идеологии

 

 

Роль Парламента – Совета Министров

в формировании идеологической политики

Республики Беларусь

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса лечебного  факультета

Минаева Наталия Викторовна

Преподаватель:

Гресь Сергей Михайлович

 

 

Гродно, 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Роль государственных институтов в формировании идеологической политики

2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь

4. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.

Заключение

 

Введение

Государство — основной институт политической системы общества, обладающий аппаратом власти. Власть — это способность государства  принимать решения и добиваться проведения их в жизнь. Инструментом власти является государственный аппарат — система государственных органов, которая зависит от формы государства, политического режима. Органами государственной власти в Республике Беларусь являются Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство — Совет Министров

Обширные полномочия Президента Республики Беларусь делают его ключевой фигурой в политической системе белорусского общества. Президенту принадлежит ведущая роль в формировании идеологии белорусского государства. Большую роль в политической системе общества играет Парламент (Национальное собрание) — представительный и законодательный орган государственной власти в стране. Белорусский Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Палата представителей формируется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. Порядок его формирования сочетает элементы выборности и назначения. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные избираются по восемь человек от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.

1. Роль государственных  институтов в формировании идеологической  политики

Парламент, выполняя представительскую функцию, выступает как форум, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны, ведутся дискуссии. Роль такого открытого собрания весьма важна, так как средства массовой информации доносят вопросы, обсуждаемые в Парламенте, до сведения граждан. Тем самым Парламент влияет на взгляды и убеждения людей и, наоборот, люди затем влияют на своих депутатов. Гласность в работе Парламента и рожденные ею споры ведут к укреплению или утрате народной поддержки.

Парламент является единственным институтом политической системы общества, способным публично представлять интересы различных групп общества. Ни одно другое учреждение не является таким  представительным. Парламенты влияют на определение правил политической жизни. От работы Парламента во многом зависит, какие идеи, ценности, идеалы, нормы, модели поведения будут господствовать в обществе. Именно парламентаризм является основой представительной демократии, выражением приоритетных общественных ценностей и идеалов. Через функционирование Парламента как законодательного органа страны проявляются и закрепляются идеологические, нравственные, политические подходы в решении важных общественных проблем. В принимаемых законах закрепляются такие идеологические приоритеты белорусского государства, как гуманизм, права и свободы граждан, патриотизм, защита чести и достоинства каждого человека, развитие национальной культуры, повышение благосостояния народа.

Исполнительную власть в  Республике Беларусь осуществляет Правительство  — Совет Министров Республики Беларусь. Он является центральным  органом государственного управления. В своей деятельности Правительство  подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом Республики Беларусь. Политико-правовые основы деятельности Правительства  закреплены в Конституции Республики Беларусь. Идеологическая деятельность Правительства — это, прежде всего, практическая работа республиканских  и местных органов по реализации своих Функций, по выполнению принятых законов и решений. Именно практические действия, направленные на удовлетворение насущных потребностей граждан, формируют  благоприятное общественное мнение о работе государственных структур, повышают доверие к власти. Правительство  целенаправленно управляет процессами общественного развития, стремится  эффективно использовать все ресурсы  для роста производства, расширения жизненных возможностей конкретного  человека, каждой семьи. Исполнительная власть занимается организацией информационно-пропагандистской работы через средства массовой информации, встречи в трудовых коллективах  и т. д. Речь идет о том, чтобы формировать  деловые, заинтересованные отношения  государственных структур и общества, объединять людей вокруг консолидирующих  идей, решать назревшие социальные, экономические проблемы. Важнейшее  значение имеет своевременное распространение  и оценка социальной информации, ее точность и объективность. Все государственные  служащие, независимо от занимаемых постов, должны встречаться с людьми, не уходить от обсуждения острых проблем, учитывать уровень образованности и информированности населения. Правительство в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь разрабатывает  основные направления внутренней и  внешней политики страны, принимает  меры по ее реализации. Одним из важнейших направлений деятельности Правительства является обеспечение прав и свобод граждан, охрана окружающей среды и здоровья, социальное обеспечение, защита интересов государства, национальной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью. Исполнительная власть обеспечивает общее руководство страной. В Республике Беларусь, где идет модернизация общества, объективно усиливается роль исполнительной власти. Соответственно возрастает и степень ее ответственности за проводимые реформы, за формирование политического сознания общества, развитие национальной идеи.

2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства

Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства  определено Конституцией и Законом  «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.

Национальное Собрание является высшим представительным и законодательным  органом и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей  и Совета Республики – Палаты территориального представительства.

На основе статуса полномочий Парламент играет в идеологии  двоякую роль: учувствует одновременно и в её формировании, и в практической реализации. Именно от эффективности  и целенаправленной деятельности депутатского корпуса зависят, какие в белорусском  обществе будут торжествовать идеи, ценности, взгляды и модели идеологической культуры.

Представительная функция  Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе  работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени  народа принимать законы и представлять интересы людей.

Законодательная функция  означает, что основная задача Парламента – законотворческая.

Нельзя не заметить того, и это естественно, что двухпалатный парламент имеет и «двухпалатную» идеологию. Это объективно при различии объема и направленности их ролей  в Парламенте.

Кроме этого, в Палате представителей работают на профессиональной основе в отличие от членов Совета Республики.

Идеология места, роли и полномочий Парламента зависят от формы правления  в государстве. В парламентских  республиках Парламент формирует  и контролирует правительство, издает законы, утверждает госбюджет и т.д. В президентских республиках  полномочия парламентов значительно  меньше.

Наиболее наглядно роль Парламента в сфере идеологии отражают его  основные полномочия в конкретных направлениях деятельности.

Первое – законотворческое. Именно для этого и создаются парламенты. Благодаря тому, что документы разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом, и формируется идеология государства по реализации интересов, потребностей и ценностей избирателей.

Именно в парламентах  представлены и сталкиваются разнообразные  интересы различных социальных и  национальных групп, национальных общностей  и на более высоком уровне проявляются  идеологические позиции и взгляды.

Второе – представительское. Данное направление означает, что депутаты являются выразителями интересов и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.

Третье – идеологическое направление, значение которого постоянно растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми и пришли в парламент. С другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить изменение в какой-то области жизни и закрепить их в законодательных актах. Тем же идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов с избирателями, их выступления в СМИ.

Четвертое – контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.

В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства, в становлении которых  принимает участие парламент, выделяются следующие:

- совершенствование социальных  отношений и политической системы  общества на основе формирования  гражданского общества, утверждения  принципов демократии, самоуправления, социальной справедливости во  всех сферах общественной жизни,  повышения социально-политической  активности различных структур  общества;

- обогащение духовной  жизни граждан республики, их  политической. Нравственной, профессионально,  художественной культуры на основе  дальнейшего развития образования,  культуры, науки, искусства, литературы;

- развитие производства, повышение благосостояния людей,  утверждение всех форм собственности  и т.д.

Определяющим фактором все-таки является сама политическая жизнь. Именно она есть основной объект законодательного регулирования парламентов всех стран.

3. Совершенствование  форм и методов реализации  идеологической политики Парламентом  – Национальным собранием Республики  Беларусь

Политическая жизнь является важнейшей сферой современного общества. Содержанием политической жизни  является особая форма взаимоотношений  между социальными слоями и группами, нациями и конфессиями, политическими  партиями и личностями по сознательному  использованию политической власти, направленной на удовлетворение основных интересов. Причем все это определяется и регулируется при помощи законов, принимаемых законодательными органами страны.

Следует также подчеркнуть, что современное государство  обладает целой системой организационных  структур, которые по основному предназначению призваны решать идеологические проблемы через комплекс взаимодействующих друг с другом политических организаций и институтов. К ним относятся политические партии и органы самоуправления, образования, культуры, науки; средства массовой информации, литературы, кино и т.д. Через них государство формирует политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивает законность и правопорядок, права и свободы граждан, определяет идеологические нормы и установки. Все они функционируют в рамках закона, принимаемых парламентами.

Прямое участие народа в управлении государством формирует у народа определенные личные качества, направленные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определенные идейно-воспитательные функции.

Предметом особого внимания парламентариев является личность, с  одной стороны, как один из важнейших  субъектов политической жизни, с  другой стороны, как объект законотворческой деятельности. Целый ряд законодательных  актов Республики Беларусь детерминируют  развитие определенных человеческих качеств, очень важных для вхождения в  общественную жизнь. Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» не только определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства, не только регламентирует основание и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, но и способствует формированию чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине — Республике Беларусь.

Закон «Об обращениях граждан» способствует более активному участию  жителей Республики Беларусь в решении  общественных задач, их контролю за деятельностью самых различных государственных и общественных структур, без чего нереально построение гражданского общества.

В Беларуси продолжает расти  роль и значение общественных объединений. Деятельность общественных структур законодательно регулирует Закон «Об общественных объединениях». Создание общественных объединений способствует повышению  социальной и политической активности граждан Республики Беларусь, формированию многих важных и нужных личностных качеств, созданию полезной для общества личности.

В идеологической деятельности парламента особое место занимает законодательное  регулирование духовной жизни. Духовная жизнь общества — это сфера  общественной жизни, определяющая в  совокупности с экономической и  социально-политической жизнью специфику  данного общества. Духовная жизнь  — это активная жизнедеятельность, особый вид общественного производства по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, их распределению и потреблению. И как всякая общественная деятельность, она нуждается в управлении, целенаправленном воздействии, законодательном регулировании.

Информация о работе Роль Парламента – Совета Министров в формировании идеологической политики Республики Беларусь